понедельник, 4 марта 2024 г.

белорусская версия мамаева побоища


В белорусской версии сказания о Мамаевом побоище восточный братец белорусов Дмитрий Донской изображен исключительно положительным героем, также как и его союзники Полоцкий и Брянский князья, которых их отец Алгирд из-за различия в вере "ненавидел", тогда как литовский князь Ольгерд охарактеризован как злой "поганин", враг православия. Его дети, Полоцкий Андрей и Брянский Дмитрий князья, так рассуждают: "нас откинул от себе отць нашь Олгердь, для того же принялисмо веру православную", "Поидемо на помочь кнзю московскому Дмитрею ". По тексту из-за различия в вере литовский князь "поганин" своих сыновей "ненавидел"
"Олгерд зас, зобрав Литвы много, Варяг и Жмоди, и пошол на помочь Мамаю. ", - для расказчика Литва, Жмодь, Варяги(германские народы) - это явно чужие народы. 
Про Олгирда расказчик пишет " кто под ким яму капаеть, той и сам в тую впадеть. "
Белорусский расказчик называет восточных братцев также Русью "собрал барзо великое войско татар, обецуючи им великии богатства рускии, перевезеся через реку Волгу, не кажутчи своим и хлеба пахати, але на рускии хлеб до сытости всем надеятися. "

В связи с этим в русской церкви московским митрополитом был учрежден день поминовения усопших - Дмитриева родительская субота. 
Кстати о московских митрополитах. 

митрополит Московский Киприан был в Литве и открыто называл Литву "погань", был противником того, чтобы "двоити" русскую митрополию, т. е. разделять на две части "московскую" и "литовскую".

Аще кого в полону отведена гдѣ изнашелъ есмь изъ его отчины, колка сила моя была, выимая от погани, отпускалъ есмь. Кашинцевъ нашолъ есмь в Литви, два года в погребѣ сѣдящих, и княгини дѣля великой вынялъ есмь их како мога, клячи под них подавъ есмь и отпустилъ ихъ есмь зятю ея, князю Кашиньскому


В Львовской иезуитской хронике Дубовича отмечается, что при правлении митр. московского Феогноста в Вильнюс принесен был православный обряд. виленские мученики, почитаемые белорусами, были казнены в Вильнюсе Олгердом при московском митрополите Феогносте.

O metropolitach Ruskich y successyey ich
Theognost, roku 1328 ... Za iego czasu przyniesiono nabozenstwo do Wilna ruskie:
Olgierd bowiem xiąże litewskie, poiął był xiężne twerską, nabożeństwa greckiego, przy ktorych byli duchowni, y nawrócili niektorych przednich z Litwy na wiarę chrześciańską. Między ktoremi byli y trzey dworzanie wielkiego xiążęcia, ktorzy dla wiary świętey umęczęni są, y na dębie powieszeni, na tym mieyscu, gdzie teraz iest cerkiew świętey Troyce zakonnikow świętego Bazylego 

 В 1330 году Михаил Друцкий пожертвовал московскому митрополиту Феогносту серебряный кавкий (церковная утварь)
Как я писал в предыдущем посте, тесть Алгирда тверской князь в свою очередь отстраивал Витебск и Великие Луки. 

следующего московского митрополита Алексия хроника зовет "русином". Alexy Rusin, roku 1364. Так как русскую митрополию могли занимать также греки, болгары, то иногда подписывали, кто из них был "русин". Например в XI веке Киевскую митрополию занимал "Илларион русин". 

Ну и вот подходим к моменту истины. Каких святых чтили христиане ВКЛ? На этот вопрос нам ответит книга Альберта Виюка-Кояловича, литовского иезуита середины XVII ст. родом из Каунаса, Miscellanea Rervm Ad statum Ecclesiasticum in Magno Litvaniae DVCAV. 

среди римокатоликов он упоминает:
MICHAEL GEDROYC Ex antiqua Ducum Giedroyciorum inter Lituanos familia - из древней среди Литовцев фамилии князей Гедройцев

B. Elizabeth V. M. natione Lituano ex oppido Punie annorum septem puella - Элизабет национальности литовской из окрестностей Пуни семи лет девочка
SIMON Martyr natione Lituanus Vilnae natus, puer septennis, a Iudaeis Vilnensibus Anno 1592 atrocissime cultellis & forficibus concifus\ - Симон мученик национальности литовец рожденный в Вильнюсе, мальчик ..., от Виленских иудеев в 1592 году (что-то там нехорошее). 

Вопрос к литовцам: знаете таких? 
ну и переходим к нашим баранам: 

Ex Ritu Graeco - из греческого обряда
S. Wlodimirvs primus Russorum Principum - князь Владимир первый русский князь
SS. David & Romanvs Filii Wlodimiri Monarchae Russorum, patria lingua antiquoq Ethnicorum more Hlebus & Borysius - это Давид и Роман, дети Владимира Русского монарха, отеческим языком называемые Глеб и Борис
S. Evphrosina Virgo Wseslai Ducis Polocen. Filia - Евфросинья дочь полоцкого князя Всеслава (на самом деле внучка)
Inscio parente Habitum Monialium suscepit Polociae. ... librorum transcriptione.. - учредила пристанище монахов в полоцке, переводила книги
sepulta in Monasterio Deiparae, vulgo Russo dicto. 
похоронена в Монастыре, Русским называющемся. 

Sanctvs Michael Martyr Dux Czernichowiensis Bateio Scytha per Russiam imperante - мученик михаил, князь Черниговский, от Батыя пострадал

Sanctvs Mercvrivs Martyr, natione Romanus , per Smolensciam .. Tartaris, Bateio Duce, Russiam vastantibus - святой Меркурий, национальности Римской, в Смоленске от татар Батыя, пустошивших Русь, погиб. ( По белорусскому народному преданию из смоленского сборника Добровольского погиб от литовцев)

Beatvs Petrvs Confessor Metropolit kiiouinsis, 1307 - Петр, митрополит киевский(по сути владимирский, перенес во Владимир на клязьме митрополию), исповедник

Sancti Ioannes, Antonivs, Evstachivs Martyres, Olgerdi M. Litu. Ducis Aulici cubicularii, nobiles Lituani populatiter vocati Kukley, Mihley, Niżyło a familia Chrisiana ipsius Ducissae Russae ad fidem conversi

Sepulti Vilnae in templo Sanctissimae Trinitatis ritus Graeco-Russi vniti - святые виленские мученики, убитые олгирдом, дворяне литовцы. Народные имена их - Куклей, Миглей, Нижило, от русской княгини(очевидно Ульяны тверской) к вере приведены. 

Я думаю эти народные клички Куклей(kuklus), Миглей(miglus) литовцы легко поймут. Еще есть остров Куклеев на оз. Мядель. 

Иоанн Антоний и Евстафий мученики, Литовские нобили, зовомые Куклей, Миглей, Нижило, от княжны Русской к вере приведены
похоронены в храме святой троицы у греко-русских униатов

S. Alexivs Conf. Metrop. Kiioviensis, natus sub Principe Russiae Ioanne Danielis - св. Алексий метр. Киевский(по сути московский) под князем Русским Иваном Даниловичем(Калитой, московским)

 православные ВКЛ чтили московских или владимирских митрополитов: Петра, Феогноста, Алексия, что их конкуренты католики засвидетельствовали. Эти факты очень неудобные змагарам, сторонникам автофекалии.
 



Комментариев нет:

Отправить комментарий