понедельник, 4 марта 2024 г.

О соседях славян - меря


 Жили по летописи около Ростова, Переяславля-Залесского, известны также города в их земле Чухлома и Галич-Мерский


Казанская история XVI век сообщает, что они сбежали в соседнее государство - волжскую Булгарию, сопротивляясь русскому крещению

"Бысть же черемиса, зовомая остяки. Тое же глаголютъ **ростовскую чернь, забежавших** тако от крещения рускаго и вселившихся в Болгарскую землю и Орду,[32] да царем казаньским обладаются. "

в летописях:
"на Ростове и на Клещине озерах сидять Меря"

"А на клещине озере в Переславле Залеском"

"Мера же Ростовская земля и Переславская, иже по Клещину езеру"

"а в Ростовской земле по Клещину озеру и во прочиих областях тех Меря"

однако в более поздних списках:

"Кривичи, еже есть Ростовцы, свое княжение"

известно, что Леонтий, епископ Ростовский, XI век, знал русский и мерский языки.

В царской России подвергались притеснению и православизации:

" В своих показаниях временному губернатору Македонскому марийцы живописали, как их били «руками… плетью, палками», как топтали ногами «до беспамятства» и как держали в колодках и кандалах[90]. Одним словом, просители подчеркивали насилие и жестокость Блударова и его помощников, а также страх марийцев, которым в отдельных случаях ничего не оставалось делать, кроме как принять крещение."

"Церковники с презрением относились и к марийцам, называя их «темным черемисским царством». Они говорили, что задача церкви — «просветить этот полуязыческий мир светом христианской религии, слить его... в одно целое с Россией» 173. С этой целью духовенство душило ростки национальной культуры, изгоняло из школы национальный язык, подачками и силой обращало народ в православие."

Епископ Вениамин, занимавшийся обрусением народов Севера, говорил: «Православие должно вести борьбу не просто с чужой верой, но и с** чужой национальностью.**.. чтобы сделать их (т. е. северные народы — Е. Г.) не только по вере, но и по национальности русскими» 174. С этой целью миссионеры силой отбирали детей у родителей и отвозили их в церковные школы, где пытались привить им то, что они называли русской культурой. Но дети, как отмечал миссионер Никандр, «тосковали по родным местам... хирели и умирали»

О "мирной" экспансии новгородских славян в земли черемисов говорится в "Повести о вятской земле"

"И прешедшимъ многимъ летомъ, паки собравшеся отъ реки Дуная и отъ окресныхъ странъ многочисленнии ти народи приидоша на праотеческие запустевшие места и создаша новый градъ и расплодишася и по многимъ странамъ разсеяшася.

Самовластцы же великаго Новагорода жители заратишася съ Российскими великими князи, многия ихъ уделныя земли, грады и страны разоряюще и пленяюще, и бысть между Российскими князи и Новогородцы великое нестроение и вражда, и тогда Новогородцы воеваху по Волге реке, и которые страны завоеваху, въ техъ и жити изволяюще, понеже желающе безмятежно жити и отъ междоусобия отъити, разсмотряюще земли и ко вселению удобныя места избирающе. И мнози новгородцы о преселении отъ своихъ местъ, за умножениемъ народа и за нестроениемъ междоусобныхъ браней, мыслити начаша.
Шедши же вверхъ по Каме реке и сшедше на горы на страну ону и дошедше реки Чепцы, и внизъ по оной пловуще, пленяюще Отяцкие жилища и окруженныя земляными валами ратию вземлюще, и обладающе ими, и егда, исплывше тое реку Чепцу, внидоша въ великую реку Вятку и плывше по ней мало боле пяти верстъ и узревше на правой стране на высокой прекрасной горе устроенъ градъ чудской и землянымъ валомъ окруженъ, отъ реки жъ Вятки ровъ глубокой, отъ него жъ кругомъ земляного валу ископанымъ рвомъ обведенъ, называемый Чудью Болванской городокъ, иже ныне нарицается Никулицыно по реке Никуличанке. И видевше Новогородцы той градъ на прекрасной высокой горе, возжелаша ратию взяти его и обещашася прародителемъ своимъ Российскимъ великимъ княземъ страстотерпцемъ Борису и Глебу, и заповедаша всей дружине своей поститися, ни ясти ни пити, еже бы имъ получити той Болванской Чудской градъ во обладание себе и ту селитву имети.

И приступивше къ тому граду вельми жестоко и сурово призываху на помощь святыхъ страстотерпцевъ Бориса и Глеба, глаголюще: якоже иногда Новгородскому великому князю Александру Невскому даровали есте победу на сопротивныя Шведы за рекою Невою явистеся пловуще въ насаде, тако и ныне намъ способствуйте молитвами вашими, и помощию всесилного въ Троице славимаго Бога и предстателствомъ пресвятыя Богородицы, а ходатайствомъ святыхъ страстотерпцовъ великихъ князей Бориса и Глеба, той крепкий градъ взяша воинскимъ промысломъ въ лето 6689 месяца июлиа въ 24 день на память ихъ всероссийскихъ князей святыхъ страстотерпцевъ Бориса и Глеба, и побиша ту множество Чуди и Отяковъ, а ини по лесамъ разбегошася, и по обещанию своему поставиша въ томъ граде церковь во имя святыхъ страстотерпцевъ Бориса и Глеба и нарекоша той градъ Никулицынъ. Отъ того обладания новгородцы начаша множитися и размышляюще, еже бы имъ где въ пристойномъ месте градъ свой построити местъ разсмотряюще.

Оставшимся же Новгородцемъ въ городке на Каме вниде въ слухъ, яко дружина их новгородцы обладаша на Вятке Чудскими местами, воставше по Каме реке и внидоша во устие Вятки реки и идоша по ней вверхъ до Черемишских жилищъ и дошедше до Какшарова городка обладаема Черемисою, и слышаху, яко дружина ихъ Новгородцы Божиею помощию и заступлениемъ святыхъ страстотерпцевъ Бориса и Глеба взяша на Вятке славной Болванской городокъ, и они такожде обещашася и молебная пения Господу Богу воспевше призываху на помощь сродниковъ своихъ святыхъ страстотерпцевъ всероссийскихъ князей Бориса и Глеба и начаша ко граду приступати, и въ другий день изъ града того жители побежаху, инии же граду врата отвориша, возвещающе граждане Новгородцемъ, что имъ показася ко граду приступающе неисчетное воинство.

И тако Божиею помощию той Кокшаровъ грядъ взяша и обладаша, и те Новгородцы распространишася и начаша жити на всей Вятской стране и посылаху отъ себе для уведения вверхъ по Вятке реке места усматривающе."

Комментариев нет:

Отправить комментарий