Объявление

четверг, 24 октября 2024 г.

О заступничестве Рудаковского за православных и ополячивании белорусов



Из телеграмм-канала «история белой руси»

Как польские паны учили белорусов польским молитвам

Продолжим чтение Отчёта архиепископа Полоцкого Василия Лужинского Св. Синоду за 1860 г. Здесь находится такое любопытное свидетельство.

«Наречие его (то есть народа), хотя всюду в сущности русское, но оное более чем где-либо имеет свои особенности не только от церковно-славянского языка, но и от великороссийского. Поэтому изустное обучение, без грамотности, не только первоначальным истинам веры, но и самым уже ежедневным (истинам) молитвам на славянском языке до крайности затруднительно. Воссоединенный народ знает и первоначальные истины веры и молитвы, но на польском языке. Это достигнуто в свое время совокупными усилиями и духовенства, и помещиков католиков, которые на барщинах заставляли своих крестьян утром, перед обедом и вечером по нескольку раз прочитать по-польски молитвы и 10 заповедей на польском языке. Когда таким образом взрослые научились, то уже не трудно было им, как родителям, научить детей молиться на том же польском языке. Не мало, между прочим, в этом народе и исправно молящихся по-славянски. Число сих последних с каждым годом быстро возрастает»
НИАБ. Ф. 2531. Оп. 1. Д. 30. Л. 157 об.
#Интересные_факты

👉Попался такой любопытный документ: Отчёт архиепископа Полоцкого Василия Лужинского Св. Синоду за 1860 г. Здесь читаем:

"Отличаются перед другими умением практически объяснять, с пользою для слушателей, на белорусском языке, истины христианского учения священники следующих церквей: Лесковичской Пимен Перебилло, Лосвидской Евфимий Овлянкин, Лужиснянской Иосиф Томашевский и Городецкого собора настоятель Иоанн Бобровский" НИАБ. Ф. 2531. Оп. 1. Д. 30. Л. 24
#Интересные_факты

Далее, говоря о прихожанах, архиепископ замечает: "А через испытание в молитвах и катехизисе довольно многих, я пришел до убеждения, что почти все более или менее знают молитвы, одни -- на польском, а другие -- на славянском языке" (там же. Л. 27).

🔸 Спрашивается: почему же на польском молились православные, если проводилась "русификация"? А это польско-католическое наследие ещё с униатских времён. Тогда по-польски учились молиться. Теперь же постепенно учатся только на церковнославянском молитвы произносить. Вытеснить польский из употребления -- вот в чем смысл пресловутой "русификации". Польский, а не белорусский! На последнем сами пастыри разговаривали со своими прихожанами.
#Интересные_факты

Комиссар Игнатий Рудаковский на защите прав православных

🔹Известно, что законы в Речи Посполитой плохо соблюдались. Захваты православных храмов и перевод их в унию не прекращались. В 1722 г. Луцкий латинский епископ и Пинский униатский епископ насильственно захватили все православные церкви в Пинске и Пинском повете, до 20 тыс. прихожан были объявлены униатами. В 1722 г. для рассмотрения жалоб и защиты православных в Могилев, по распоряжению царя, был направлен комиссар Игнатий Рудаковский.

🔹Одновременно российский монарх писал в Рим, указывая на гонения на православных в Речи Посполитой и предупреждая, что в случае их продолжения будет вынужден запретить католическому духовенству служение в Российской империи. Заступничество царя и решительные действия его комиссара вынудили короля Августа II привлечь латинского епископа к суду за пинские беспорядки.⤵️
#Конфессиональная_история_Белоруссии

🔹Благодаря действиям Игнатия Рудаковского многие храмы в Белоруссии удалось возвратить православным. В ответ на это католические шляхтичи схватили епископа Могилевского Сильвестра и комиссара Игнатия Рудаковского в Орше, нанесли им побои и продержали обоих некоторое время под стражей. На российского комиссара сыпались также жалобы российскому посланнику при королевском дворе. Но Рудаковский действовал непреклонно.

🔹Так, он сообщал в письме 25 марта 1723 г. :
«По завершении в Пинске комиссии, едучи в Могилёв по пути, посещал я монастыри и церкви веры греческого исповедания, в напастях, у бедах и в гонении бывшие, и как мог им помогал. Величайшие трудности мне были в Минске. Ибо монастырь православный от униатов в гонении и утеснении бывший, где архимандрит униатский, именем Любенецкий, забыв страх Божий, поймав монаха веры благочестивой, остриг на поругание святого закона, а другого мещанина именем Сопешку силой принудил к вере римской, и когда тот от неё отрёкся, за то огню его предать хотели, и я взял его под охрану, а на названного архимандрита писал митрополиту (униатскому) Кишке и провинциалу униатскому».
🔹После смерти Петра I в 1725 г. Игнатий Рудаковский, много сделавший для православных белорусов, был отозван в Россию.
#Конфессиональная_история_Белоруссии




Комментариев нет:

Отправить комментарий