Из телеграмм-канала «история белой руси»
Продолжим чтение Отчёта архиепископа Полоцкого Василия Лужинского Св. Синоду за 1860 г. Здесь находится такое любопытное свидетельство.
«Наречие его (то есть народа), хотя всюду в сущности русское, но оное более чем где-либо имеет свои особенности не только от церковно-славянского языка, но и от великороссийского. Поэтому изустное обучение, без грамотности, не только первоначальным истинам веры, но и самым уже ежедневным (истинам) молитвам на славянском языке до крайности затруднительно. Воссоединенный народ знает и первоначальные истины веры и молитвы, но на польском языке. Это достигнуто в свое время совокупными усилиями и духовенства, и помещиков католиков, которые на барщинах заставляли своих крестьян утром, перед обедом и вечером по нескольку раз прочитать по-польски молитвы и 10 заповедей на польском языке. Когда таким образом взрослые научились, то уже не трудно было им, как родителям, научить детей молиться на том же польском языке. Не мало, между прочим, в этом народе и исправно молящихся по-славянски. Число сих последних с каждым годом быстро возрастает»
НИАБ. Ф. 2531. Оп. 1. Д. 30. Л. 157 об.
#Интересные_факты
👉Попался такой любопытный документ: Отчёт архиепископа Полоцкого Василия Лужинского Св. Синоду за 1860 г. Здесь читаем:
"Отличаются перед другими умением практически объяснять, с пользою для слушателей, на белорусском языке, истины христианского учения священники следующих церквей: Лесковичской Пимен Перебилло, Лосвидской Евфимий Овлянкин, Лужиснянской Иосиф Томашевский и Городецкого собора настоятель Иоанн Бобровский" НИАБ. Ф. 2531. Оп. 1. Д. 30. Л. 24
#Интересные_факты
Далее, говоря о прихожанах, архиепископ замечает: "А через испытание в молитвах и катехизисе довольно многих, я пришел до убеждения, что почти все более или менее знают молитвы, одни -- на польском, а другие -- на славянском языке" (там же. Л. 27).
🔸 Спрашивается: почему же на польском молились православные, если проводилась "русификация"? А это польско-католическое наследие ещё с униатских времён. Тогда по-польски учились молиться. Теперь же постепенно учатся только на церковнославянском молитвы произносить. Вытеснить польский из употребления -- вот в чем смысл пресловутой "русификации". Польский, а не белорусский! На последнем сами пастыри разговаривали со своими прихожанами.
#Интересные_факты
Комиссар Игнатий Рудаковский на защите прав православных
🔹Известно, что законы в Речи Посполитой плохо соблюдались. Захваты православных храмов и перевод их в унию не прекращались. В 1722 г. Луцкий латинский епископ и Пинский униатский епископ насильственно захватили все православные церкви в Пинске и Пинском повете, до 20 тыс. прихожан были объявлены униатами. В 1722 г. для рассмотрения жалоб и защиты православных в Могилев, по распоряжению царя, был направлен комиссар Игнатий Рудаковский.
🔹Одновременно российский монарх писал в Рим, указывая на гонения на православных в Речи Посполитой и предупреждая, что в случае их продолжения будет вынужден запретить католическому духовенству служение в Российской империи. Заступничество царя и решительные действия его комиссара вынудили короля Августа II привлечь латинского епископа к суду за пинские беспорядки.⤵️
#Конфессиональная_история_Белоруссии
🔹Благодаря действиям Игнатия Рудаковского многие храмы в Белоруссии удалось возвратить православным. В ответ на это католические шляхтичи схватили епископа Могилевского Сильвестра и комиссара Игнатия Рудаковского в Орше, нанесли им побои и продержали обоих некоторое время под стражей. На российского комиссара сыпались также жалобы российскому посланнику при королевском дворе. Но Рудаковский действовал непреклонно.
🔹Так, он сообщал в письме 25 марта 1723 г. :
«По завершении в Пинске комиссии, едучи в Могилёв по пути, посещал я монастыри и церкви веры греческого исповедания, в напастях, у бедах и в гонении бывшие, и как мог им помогал. Величайшие трудности мне были в Минске. Ибо монастырь православный от униатов в гонении и утеснении бывший, где архимандрит униатский, именем Любенецкий, забыв страх Божий, поймав монаха веры благочестивой, остриг на поругание святого закона, а другого мещанина именем Сопешку силой принудил к вере римской, и когда тот от неё отрёкся, за то огню его предать хотели, и я взял его под охрану, а на названного архимандрита писал митрополиту (униатскому) Кишке и провинциалу униатскому».
🔹После смерти Петра I в 1725 г. Игнатий Рудаковский, много сделавший для православных белорусов, был отозван в Россию.
#Конфессиональная_история_Белоруссии
Комментариев нет:
Отправить комментарий