Из телеграмм-канала «история белой руси»
Продолжим чтение Отчёта архиепископа Полоцкого Василия Лужинского Св. Синоду за 1860 г. Здесь находится такое любопытное свидетельство.
«Наречие его (то есть народа), хотя всюду в сущности русское, но оное более чем где-либо имеет свои особенности не только от церковно-славянского языка, но и от великороссийского. Поэтому изустное обучение, без грамотности, не только первоначальным истинам веры, но и самым уже ежедневным (истинам) молитвам на славянском языке до крайности затруднительно. Воссоединенный народ знает и первоначальные истины веры и молитвы, но на польском языке. Это достигнуто в свое время совокупными усилиями и духовенства, и помещиков католиков, которые на барщинах заставляли своих крестьян утром, перед обедом и вечером по нескольку раз прочитать по-польски молитвы и 10 заповедей на польском языке. Когда таким образом взрослые научились, то уже не трудно было им, как родителям, научить детей молиться на том же польском языке. Не мало, между прочим, в этом народе и исправно молящихся по-славянски. Число сих последних с каждым годом быстро возрастает»
НИАБ. Ф. 2531. Оп. 1. Д. 30. Л. 157 об.
#Интересные_факты
👉Попался такой любопытный документ: Отчёт архиепископа Полоцкого Василия Лужинского Св. Синоду за 1860 г. Здесь читаем:
"Отличаются перед другими умением практически объяснять, с пользою для слушателей, на белорусском языке, истины христианского учения священники следующих церквей: Лесковичской Пимен Перебилло, Лосвидской Евфимий Овлянкин, Лужиснянской Иосиф Томашевский и Городецкого собора настоятель Иоанн Бобровский" НИАБ. Ф. 2531. Оп. 1. Д. 30. Л. 24
#Интересные_факты
Далее, говоря о прихожанах, архиепископ замечает: "А через испытание в молитвах и катехизисе довольно многих, я пришел до убеждения, что почти все более или менее знают молитвы, одни -- на польском, а другие -- на славянском языке" (там же. Л. 27).
🔸 Спрашивается: почему же на польском молились православные, если проводилась "русификация"? А это польско-католическое наследие ещё с униатских времён. Тогда по-польски учились молиться. Теперь же постепенно учатся только на церковнославянском молитвы произносить. Вытеснить польский из употребления -- вот в чем смысл пресловутой "русификации". Польский, а не белорусский! На последнем сами пастыри разговаривали со своими прихожанами.
#Интересные_факты
Комиссар Игнатий Рудаковский на защите прав православных
🔹Известно, что законы в Речи Посполитой плохо соблюдались. Захваты православных храмов и перевод их в унию не прекращались. В 1722 г. Луцкий латинский епископ и Пинский униатский епископ насильственно захватили все православные церкви в Пинске и Пинском повете, до 20 тыс. прихожан были объявлены униатами. В 1722 г. для рассмотрения жалоб и защиты православных в Могилев, по распоряжению царя, был направлен комиссар Игнатий Рудаковский.
🔹Одновременно российский монарх писал в Рим, указывая на гонения на православных в Речи Посполитой и предупреждая, что в случае их продолжения будет вынужден запретить католическому духовенству служение в Российской империи. Заступничество царя и решительные действия его комиссара вынудили короля Августа II привлечь латинского епископа к суду за пинские беспорядки.⤵️
#Конфессиональная_история_Белоруссии
🔹Благодаря действиям Игнатия Рудаковского многие храмы в Белоруссии удалось возвратить православным. В ответ на это католические шляхтичи схватили епископа Могилевского Сильвестра и комиссара Игнатия Рудаковского в Орше, нанесли им побои и продержали обоих некоторое время под стражей. На российского комиссара сыпались также жалобы российскому посланнику при королевском дворе. Но Рудаковский действовал непреклонно.
🔹Так, он сообщал в письме 25 марта 1723 г. :
«По завершении в Пинске комиссии, едучи в Могилёв по пути, посещал я монастыри и церкви веры греческого исповедания, в напастях, у бедах и в гонении бывшие, и как мог им помогал. Величайшие трудности мне были в Минске. Ибо монастырь православный от униатов в гонении и утеснении бывший, где архимандрит униатский, именем Любенецкий, забыв страх Божий, поймав монаха веры благочестивой, остриг на поругание святого закона, а другого мещанина именем Сопешку силой принудил к вере римской, и когда тот от неё отрёкся, за то огню его предать хотели, и я взял его под охрану, а на названного архимандрита писал митрополиту (униатскому) Кишке и провинциалу униатскому».
🔹После смерти Петра I в 1725 г. Игнатий Рудаковский, много сделавший для православных белорусов, был отозван в Россию.
#Конфессиональная_история_Белоруссии
Паводле Андрусаўскага перамір'я 1667 г. тэрыторыя Беларусі зноў увайшла ў склад Рэчы Паспалітай, і тут пачалося аднаўленне пазіцый каталіцкай і ўніяцкай царквы. У гэты час соймы Рэчы Паспалітай выдалі шэраг пастаноў, варожых для праваслаўных. Сойм 1667 года пастанавіў вызваліць ад усіх вайсковых павіннасцяў толькі ўніяцкая духавенства; праваслаўныя клірыкі былі зраўняныя з падатнымі саслоўямі — сялянамі і мяшчанамі. У 1668 г. сойм пастанавіў: «Адступнікі ад каталіцтва і уніі (г. зн. праваслаўныя.— Аўт.) не павінны карыстацца апекай соймавых пастаноў». Сойм 1673 года забараніў даваць шляхецтва не каталікам. Пастановай сойма 1676 года, пацверджаным на соймах 1678 і 1699 гг., правасл. стаўрапігіяльным брацтвам і наогул усім праваслаўным забаранялася выязджаць за мяжу або прыязджаць адтуль, зносіцца з Канстанцінопальскім Патрыярхам і ставіць на яго рашэнне справы, якія тычацца веры; брацтвы павінны былі або падпарадкавацца мясцовым епіскапам, або прадстаўляць справы веры на рашэнне грамадзянскіх судоў. Такім чынам, калі епіскап прымаў унію, то брацтва ўжо не мела права звяртацца да Патрыярха. Забаронай праваслаўным выезду за мяжу ўрад Рэчы Паспалітай меў намер дамагчыся поўнага разрыву сувязяў праваслаўнага насельніцтва краіны з Масквой і Канстанцінопалем. У 1696 годзе генеральная канфедэрацыя саслоўяў забараніла выкарыстанне старабеларускай (заходнерускай) мовы ва ўсіх новых дакументах, замяшчаючы яго польскай мовай. Сойм 1699 г. пастанавіў, што толькі «мяшчане праўдзівыя ўніяты выключна здольныя да занятку выбарных магістрацкіх пасад». Гэтыя рашэнні, прынятыя пры каралях Міхаіле Вішнявецкім (1669-1673) і Яне Сабескім (1674-1696) прадвызначылі канфесійную палітыку ў Рэчы Паспалітай і ў XVIII стагоддзі. Пасля гэтага захоп царкоўных земляў, царкоўнай маёмасці, начыння праваслаўных храмаў, здзекі над праваслаўнымі святарамі, іх забойства (нават у алтары), глум святынь, спусташэнне праваслаўных могілак і да таго падобнае сталі звычайнымі на ўсёй тэрыторыі Рэчы Паспалітай. Толькі «Вечны мір» (1686), які Рэч Паспалітая заключыла з Расіяй перад тварам турэцкай экспансіі, прымусілі яе адмовіцца ад Левабярэжнай Украіны з Кіевам і абвясціць свабоду вызнання Праваслаўя, пакінуўшы за праваслаўнымі тыя епархіі, якія ім былі дадзены пры каралі Уладзіславе IV. Урад Расіі атрымаў права назіраць за выкананнем гэтых абяцанняў і хадайнічаць за праваслаўных у выпадку іх прыгнёту. Да Маскоўскага Патрыярхату перайшла частка Заходнярускай мітраполіі, якая ляжала на ўсход ад Дняпра, разам з Кіевам. Кіеўскае ваяводства, Валынь, Падлле, Галічына і ўся Беларусь засталіся пад уладай караля, і праваслаўныя сустрэліся з цяжкасцямі невымерна большымі, чым раней. Галоўнай задачай канфесійнай палітыкі ўрада Рэчы Паспалітай стала знішчэнне Праваслаўя на сваіх землях. З гэтай мэтай было прынята рашэнне таемна замяніць праваслаўных епіскапаў уніяцкімі, выканаўцам задумы стаў Львоўскі епіскап Іосіф (Шумлянскі), з гэтай мэтай ён перайшоў у Праваслаўе з уніі ў 1667 годзе.
Крыніца: http://church.by/by/belorusskiy-ekzarhat/polozhenie-cerkvi-v-konce-17-veka-i-posle-zamojskogo-sobora-1720-goda-ispovednicheskaja-dejatelnost-svjatitelja-georgija-konisskogo
Комментариев нет:
Отправить комментарий