Объявление

четверг, 14 ноября 2024 г.

Положение литовцев в междувоенной Польше

 

Rytų Lietuva praeityje ir dabar. Zigmas Zinkevičius

 

Изгнали 33 литовских активистов уже в 1922 году. И позже литовские активисты были изгоняемы, арестовываемы и сажаемы в тюрьму. Штрафовали за литовскую прессу, прослушивание литовского радио, поддержку своих школ. Виленский воевода Ботянский изложил принципы подавления всего литовского в 1936 г. в специальном мемориале, т.е. в очень секретной инструкции. Оригинал инструкции литовские чиновники нашли, возвратив Вильнюс в 1939 г. осенью в секретном архиве воеводского архива и объявили. Согласно той инструкции должна быть поддерживаема и продвигаема польскость, а литовскость уничтожаема. Инструкция жестко была направлена против литовского языка. Из той инструкции становится ясно соглашение с руководством костела действовать против литовцев.

В 1935 г. был начат особенной жесткий террор, который длился до самого Польши упадка. Только лишь за первые два года были закрыты 462 литовские товарищества и их отделы. Апогей преследования был достигнут в 1938 г., когда начали объявлять, что все литовские деятели и все их организации – враги Польши, что литовцы – это чужого государства шпионы. Были составлены фиктивные дела. Много литовцев сослано в концлагеря, заключены в тюрьмы. Кто тогда преследовал литовцев, считался большим польским патриотом.

 

Жители Виленщины насильно записывались поляками. Если хочешь получить работу по специальности, запишись поляком. Хочешь приобрести землю – только запишись поляком. Полиция составляла протоколы даже за сбор литовского фольклора.

Во всем краю в 1925 г. дейстовало полторы сотни школ, „Rytas“ старался открыть еще столько же. Литовские гимназии были в Вильнюсе и Свентянах. Действовало немало читален, детских садов. Но длилось это недолго. Только в 1927 г. было насильно закрыто около 50 литовских школ, также учительская семинария. До 1932 г. число закрытых школ очень выросло. Закрыто множество читален. В 1937 г. ликвидирована Свентянская гимназия. В 1938 г. закрыт       Rytas   и другие оставшиеся литовские организации. Во всем крае тогда осталость лишь 2 литовские начальные школы и единственная гимназия в Вильнюсе, чьей работе чинились препятствия: запрещали принимать без свидетельства о национальности, которого органы власти упрямо не давали.

    

Власть всячески преследовала, конфисковывала отдельные номера печати. Десять тысяч книг были конфискованы и уничтожены полицией. За все время оккупации в Вильнюсе издано лишь 230 литовских книг(в независимой Литве около 16000). Совсем тяжелое состояние случилось после 1936 г, напоминающее запрет на печать царских времен.

В новопостроенных костелах и учрежденных парафиях был введен лишь польский язык, несмотря на то, что не было поляков, как в Дукштах, Игналине. Эйшишский викарий Куликовский объявлял, что кто по-литовски молится, тот язычник. Шовинисты поляки ксендзы требовали, чтобы литовцы учили патер по-польски(в Годутишках С. Тарасевич, в Пеликанах – Рудзинский). По-литовски умеющих катехизис и патер детей не пускали к первой коммунии, требовали обязательно по-польски отбывать исповедь(в Гервятах кс. Я. Ромейка).

В Наче в 1928 г. кс. Шилейка отказывался освятить литовское церковное знамя с национальными лентами, пока их не отрезали. В Годутишках в 1930 году ксендз оторвал от места проповеди литовскую надпись и заменил ее польской. В Радуньский костел в 1923 г. во время литовской проповеди ворвались полякующие хулиганы с кирпичами и палками. В 1936 г. идущую из Годутишков в Тверечь процессию окружила вооруженная полиция, сломала кресты, разорвала знамена, поранила много людей. В 1920 г. польские шовинисты замучили Марцинконского плебана Раштутиса, в 1922 г. убили литовца Т. Щеснулевича, в 1923 г. – Й. Гелчюса и К. Гайдиса-Плокштиса.  

 

Vilnijos lietuviai 1920-1939 metais – Bronius Makauskas

Makowski Bronisław - Litwini w Polsce. 1920-1939.

 

Виленский воевода Л. Ботянский закрыл Свентянскую гимназию „из-за низкого уровня обучения“.  В 1936 г. 1-4 апреля в Вильнюсе произошла конференция школьных инспекторов. Школьным инспекторам рекомендовано удовлетворять, посоветовавшись с администрацией, языковые нужды литовцев только в государственных школах,  „точно и жестко опираясь на 1931 г. перепись населения“. Литовские частные школы считались вредящими государственным интересам Польши, поэтому было рекомендовано их уничтожить. Куратор вместе доложил инспекторам, что литовские частные школы надо уничтожать опираясь на действующие правовые порядки.  Желательно было, чтобы литовцы это поняли „как результат нарушения закона, а не административный произвол“. Как примерный мотивы закрытия школ признать: „использование непозволительных учебников“ и „неудовлетворительный уровень обучения“. Воевода обратился к членам конференции, указывая, что литовские дела следует осуществлять „решительно, по-военному. Деятельность организации литовского просвещения настолько расцвела, что должна быть уничтожена как вредная“. Число частных литовских школ уменьшилось до совершенного минимума.

 

1 июля 1937 г. вступили в силу постановления параграфов 1 и 2 распоряжения от 22 января 1937 г. об обороте недвижимостью в пограничной зоне. Делали они невозможном оборот землей в приграничной зоне гражданам Польши чужой народности.

В 1937 г. в Свентянском повете наказано было 1879 крестьян литовцев. Самым частым мотивом административных мер были: санитарные нарушения, противопожарные. Применялись согласно рекомендации Ботянского наивысший размер наказания. 





Комментариев нет:

Отправить комментарий