"В хорошем состоянии были далеко не все дороги. Особенно это касалось той части Беларуси, которая до конца XVIII века оставалась в составе Речи Посполитой. Из-за шляхетской анархии, междоусобиц там не было дорог. Разница между Россией и польско-литовским государством сразу же бросалась в глаза путешественникам. А. Форсья де Пиль и П. Буажелен де Кердью в 1792 году отметили, что весь путь от Смоленска до Толочина, то есть до тогдашней границы, был хороший и обсажен деревьями, дальше же, по территории Речи Посполитой, стал плохим.
Ещё категоричнее утверждение англичанина У. Кокса, который ехал из Гродно через Минск и Оршу в Москву: "Дороги в Литве находятся в самом первобытном состоянии; они ненамного лучше просёлочных дорог, что изгибаются по лесам; также совсем незаметно, чтобы им старались придать очерченное направление; они часто такие узкие, что карета с трудом может проехать; часто попадаются пни и корни деревьев, которые мешают ехать; местами дорога была такая песчаная, что нас едва могли вывезти восемь лошадей". Особенно тяжело пришлось англичанину за Борисовом: "В некоторых местах дорога так заросла кустами, что едва оставалось место для кареты, и нам доводилось отпрягать то двух, то четырёх лошадей, другой раз приходилось выходить из кареты и помогать ямщику убирать с дороги поваленные деревья, проводить лошадей по извилистым дорожкам или искать дорогу в чащобе".
Естественно, ехали по такой дороге довольно медленно, с частыми остановками. У. Кокс вспоминает, что от Минска до Смолевичей — не более 30 английских миль [48 км] — ему нужно было трястись что-то около 12 часов. Правда, в XIX веке путешествовали уже значительно быстрее [казалось, при чём здесь воссоединение с Россией и разделы Речи Посполитой? — Прим. МПБР].
Русская дворянка Елена Сергеевна Телепнёва, которая в 1827 году направлялась вместе с отцом из Тамбовской губернии в Карлсбад... 4 июля выехала из Смоленска и в тот же день прибыла в Оршу, "грязную от двухдневного дождя", 5 июля она "ничего не встретила примечательного до самого Борисова", на следующий день была в Минске. 7 июля, получив лошадей в Несвиже и попив чая в Полонке, Телепнёва в обед уже осматривала Слоним, вечером наблюдала, как меняли лошадей в Ружанах, ночью же "спала крепким сном", когда фурманка въезжала в Пружаны".
(Грыцкевіч В., Мальдзіс А. Шляхі вялі праз Беларусь. Мн., 1980. С. 22-23).
Объявление
суббота, 13 сентября 2025 г.
дороги в Речи Посполитой
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий