пятница, 23 сентября 2022 г.

Стихотворение 1642 г., писаное иезуитами по-белорусски

 




Карский т. 3, 1916 г.


Dzieje kultury polskiej. Polska u szczyta potęgi. t. I


Ругатель-иезуит предлагает лютеранскому пастору от имени православного белорусца поехать в Москву на науку, скупаться там в реке Неглинной, употребляет исконно "лицьвинское" ругательство "блядин сын", обычное в России на то время ругательство:

АДАМ ОЛЕАРИЙ

ПОДРОБНОЕ ОПИСАНИЕ

ИЗВЕСТНОГО ПУТЕШЕСТВИЯ В МОСКОВИЮ

Случилось однажды, что Господин его, рассердившись на него за какой-то проступок, обнес его обычною своею бранью: «Блядин сын» (Bledin sin), и вытолкал в шею; Гришка горько заплакал и сказал: «Если б ты знал, Князь, кто я, то не обругал бы меня блядиным сыном и не обращался бы так со мною». 

По своему высокомерию, Русские и сами между собою ни в чем не уступают друг другу, спорят за почетнейшие места и часто заводят о них большие ссоры. Так случилось однажды даже в нашем присутствии в Нижнем Новгороде. 14-го Июля прибыл туда из Москвы, осмотреть наш вновь выстроенный корабль и засвидетельствовать свое почтение Послам, Дворецкий (Hoffmeister) Государственного Канцлера, человек весьма почтенный. Вынужденный сесть за столом подле одного Пристава, он затеял с ним страшный спор: б..... сын, с..... сын и другие бранные слова были их отборными титлами друг друга. Дворецкий полагал, что он, как сын Боярский или Дворянин, должен сидеть выше Пристава, происходившего из простого звания людей. Приставь же в свою очередь, опирался на то, что он слуга Великого Князя, и ему, ради его Государя, по праву принадлежит высшее место.

Выражая свой гнев и ругательства, они не употребляют общеупотребительные, к сожалению, у нас бранные проклятия и пожелания, каковы, например: будь проклят, убирайся к черту, шельма и проч., но, вместо того, прибирают весьма поносные и отвратительные слова и срамные выражения, которыми я не решился бы оскорблять ухо читателя, если б не требовала от меня того обязанность историка. У них постоянно на языке: б.... сын, с...... сын, собака, и другие матерные и сквернословные брани и выражения, которыми бранятся не одни только взрослые и старые люди, но и малые дети, знающие эти слова прежде, чем они узнают названия Бога, отца и матери, и такая срамная брань одинаково употребляется, как родителями против детей, так и детьми против родителей


Комментариев нет:

Отправить комментарий