пятница, 9 декабря 2022 г.

Все жители Беларуси были униаты?


БЕРНГАРД ТАННЕР

ПОЛЬСКО-ЛИТОВСКОЕ ПОСОЛЬСТВО
в
МОСКОВИЮ

по указу и соизволению короля польского и речи посполитой благополучно предпринятое в 1678 году, а ныне кратко, но обстоятельно описанное очевидцем

Бернгардом Леопольдом Франциском Таннером,

пражским чехом, пана князя посла дворецким германским. 

На другой день проехали мы городок Лосичи (Lossice), где уже смешанно с католиками живут и схизматики. К ночи в 2 милях отсюда нагнал нас наконец князь.

В полдень приютил нас город Пружана (Prushiana). Мы остановились в усадьбе, снабженной всем необходимым, и пробыли весь день 18-го февраля. Тут схизматиков уже еще больше; по мнению многих, они умножаются по нерадению тех, кому ведать о том надлежит.

 Закусивши тут в полдень, мы затем в селении Пятовщине (Piatovsczisna), расположенном на горе и населенном схизматиками, были приняты крайне плохо и принуждены за неимением крова ночевать 1-го марта под открытым небом да еще в сильный снег. Проехав 3 мили, мы через дер. Лошницу (Lossica) (Или, вернее, Ложицы. См. специал, карт. зап. части Poccии XXVIII) достигли наконец Минска. Это — город большой, широко раскинувшийся по холмам и долинам. Он пострадал от москвитян, которые обратили его почти в развалины; но с течением времени стал он принимать лучший вид: монастыри доминиканцев и францисканцев, коллегия отцов братства Иисусова, коим основание уже положено, снова придадут городу не малую красу. Да не дурные и весьма многочисленные церкви схизматиков (неприятелем-схизматиком достояние их осталось не тронуто) и теперь делают город красивым.

Немало затруднений должны мы были потом испытать по окружающим город топям и бестолково нагаченным местам, прежде чем добрались через 3 мили до г. Лошницы (Lossice), a оттуда до населенного схизматиками города Начи на р. Наче, где и переночевали 9-го марта.

мы проехали к Могилеву и под самым почти городом, в недавно воздвигнутом город Княжицах (Knissice) сделали остановку, чтобы ехать попараднее, и, приведя в порядок всю сопровождавшую нас свиту, с трубачом впереди въехали в городские ворота. [26]

Этим городом несколько лет владели москвитяне, но по мирному договору снова в целости уступили его полякам. В нем очень много прекрасных церквей, но только все схизматических (католиков мало и у них одна доминиканская капелла с небольшим монастырем);


ВІЗІТЫ УНІЯЦКІХ ЦЭРКВАЎ МІНСКАГА
І НАВАГРУДСКАГА САБОРАЎ 16801682 гг. зборнік дакументаў
апрацаваў і выдаў Дзяніс Васільевіч Лісейчыкаў:

Borysow miasto | lubo wszyscy schizmatycy, wies Dymki, Uchołoda, | Mlochow, Zabiryczy, Dokudow

1622 г. Из донесения папского нунция в Польше Торреса о борьбе народных масс против унии и о состоянии униатской церкви

 …Из сказанного уже можно сделать вывод, что количество схизматиков в Польше весьма значительно и, вероятно, превышает число лютеран и кальвинистов. Живут они на Волыни, Подолии, Украине, но основным их гнездом является Русь, которая делится на три части: Червоная Русь с городами Львовом, Перемышлем, к которой принадлежит и Волынь; Белая Русь, протянувшаяся от Риги, столицы Лифляндии, до Московской границы, включая Полоцк, Оршу, Витебск, Могилев; Черная Русь, находящаяся между Литвой и Волынью, до киева с городами Пинском, Новогрудком и Овручем…

Пинское епископство занимает часть территории Виленской епархии, приносит около 3000 зл. Дохода и имеет 2 монастыря: в супрасле и в другом городе, а также один монастырь базилианок.

Православные уверены, что их вероисповедание самое лучшее в мире..

БЭФ т.1 с. 389-393



Комментариев нет:

Отправить комментарий