Объявление

воскресенье, 20 августа 2023 г.

положение западнорусских крестьян в сравнении с великорусскими

 Из телеграмм-канала «История Белой Руси»

Любопытные наблюдения историка-юриста Федора Ивановича Леонтовича (умер 1911), специалиста по литовско-русскому праву, о сословном различии восточной и западной Руси. Белорусские селения были гораздо больше разделены по сословному признаку: каждая социальная прослойка жила своей "околицей". Леонтович Ф. И. Сословный тип территориально-административного состава Литовского государства и его причины. СПб., 1895. С. 4-5.




Из телеграмм-канала «Литовская Русь»

Description des contrees du Royaume de Pologne — труд французского военного инженера и картографа Гийома Левассёра де Боплана изданный в Руане в 1651 году, в котором он также описал положение местного крестьянского населения и русского дворянства Речи Посполитой.

Дворянство среди них (Русских) очень немногочисленно, похоже на Польское, и, кажется, стыдится принадлежать к какой-либо иной вере, помимо Римской, в которую они переходят день ото дня, хотя и вся знать и те, кто носит имя Князей, происходят из Греческой веры.

Крестьяне там очень бедны, т.к. обязаны отрабатывать 3 дня в неделю собственными силами на службе у своего господина и давать ему, в соответствии с размерами земли, которой они пользуются, определённое количество буассо зерна, множество каплунов, кур, гусей и цыплят к Пасхе, Троице и Рождеству, кроме того, возить дрова для нужд своего упомянутого господина и выполнять тысячу других дел, которые они не должны выполнять без наличной оплаты, которую они напротив взимают с них, а также десятины овец, свиней, мёда, всех плодов и одного из трёх волов в три года. Словом, они принуждены отдавать своим господам всё, что тем угодно просить, так что не удивительно, что эти несчастные никогда ничего не накапливают, находясь в таких тяжёлых условиях. Но это ещё мелочь, потому что их господа обладают абсолютной властью не только над их имуществом, но и над их жизнями, и столь велика свобода Польской знати, что попадя эти несчастные крестьяне в руки злобным господам, то они оказываются в положении гораздо худшем, нежели каторжники на галерах. Именно это рабство заставляет многих бежать, и самые смелые из них убегают в Запорожье, которое является местом пристанища Казаков на Борисфене, и пробыв там некоторое время и совершив морской поход, они считаются уже Запорожскими Казаками, и благодаря подобному бегству, их легионы постоянно и непомерно растут.

Historia delle guerre civili di Polonia — сборник записок венецианского посла Альберто Вимина времён восстания Богдана Хмельницкого изданный в Венеции в 1671 году.

В главе "Relatione della Moscovia" описывая положение дворян и крестьян в землях, подчинённых Москве, сравнил положение оных в Литве и Польше:

Из первых (крестьяне), одни служат Великому Князю, другие монастырям, которые весьма состоятельны, и живут некоторым образом как свободные люди, т.к. от них не требуется ничего, кроме обыкновенных податей и ручного умеренного труда. Но подданные бояр бывают более отягчены. Однако даже среди последних число состоятельных людей немало, потому как они могут осуществлять некоторую торговлю, заниматься рыбной ловлей и повозом, что приносит им прибыльное жалование. Но хотя бояре и имеют над своими подданными высшую власть, однако не дозволяется им отнимать что-либо у крестьян насильно и поступать с ними слишком сурово. Они должны довольствоваться тем, что уже утверждено обычаем. И если бы бояре захотели сильнее обременить крестьян, хотя последним и не дозволено жаловаться, однако дозволено покинуть землю, то опасаясь этого, что для бояр есть стыд и убыток, они остерегаются обременять крестьян до излишества. Чему я имел обыкновение удивляться тем больше, что мне удалось наблюдать у Поляков и Литовцев иное обращение, вплоть до того, что подданные доведены до предела нищенства, потому как господа их имеют неограниченную власть над имуществом и жизнью крестьян, с которыми обыкновенно обращаются, как со скотом.










































"В некоторых местах, и то преимущественно у помещиков великороссийского происхождения, состояние крестьян лучше; они мало по мало успели понять свои обязанности в отношении к себе и в своим владельцам и, испытав выгоды улучшенного состояния, сделались
трудолюбивее и менее беспечными". Военно-статистическое обозрение Российской Империи. Том 8. Часть 3. Могилевская губерния. Сост. Черницкий — СПб.: Департамент Генерального Штаба, 1848. — С. 59.

Виселицы в магнатских имениях были даже в конце 18 века. 28 января 1787 г. Князь ГА Потемкин писал управляющему своими имениями Брожостовскому: «Все находящиеся в купленном мною у князя Любомирского польском имении виселицы предписываю тотчас приказать сломать, не оставляя и знаку оных; жителям же объявить, чтобы они исполняли приказания господские из должного повиновения, а не из страха казни»( Закалинская ЕП Вотчинные хозяйства Могилевской губернии во второй половине 18 века могилев 1958 с. 9 )


Ze wszystkich narodów słowiańskich Rusini, tj chłopi gubernii pińskiej i części mińskiej i grodzieńskiej, przechowali najwięcej słowiańskiego. W ich bajkach i pieśniach jest wszystko. Zabytków pisanych mało, tylko Kodeks Litewski pisany ich językiem, najharmonijniejszym i najmniej skażonym ze wszystkich dialektów słowiańskich. Życie ich całe w duchu. Na ziemi przeszli całą historię w okropnej nędzy i ucisku. Nawet ziemia, na której mieszkają, uboga, sucha, bezpłodna, piaski albo bagna

Игнатенко А. П. БОРЬБА БЕЛОРУССКОГО НАРОДА ЗА ВОССОЕДИНЕНИЕ С РОССИЕЙ

В разделе «К РЕС ТЬЯ Н С К И Е ПОВИННОСТИ И ПОЛОЖ ЕНИЕ К Р ЕС ТЬ Я Н» 

В действительности же, как явствуют документы, продажа крестьян без земли широко практиковалась белорусскими феодалами. В 1742 г., например, гродненский монастырь св. Бригитты продал 10 крестьян без земли, получив 2 тыс. польских злотых, в 1752 г. «за проданных хлопов» монастырь получил еще 200 злотых, а в следующем 1753 г. шляхтич Садовский купил у того же монастыря двух крестьян за 500 злотых92. Продавали крестьян не только церковные, но и светские феодалы. Так, 3 марта 1756 г. шляхтичи Кобринского повета муж и жена Богуславские продали брестскому земянину Я. Ляховичу за 200 польских злотых своего крепостного из д. Волковичи с тремя сыновьями и дочерьми, со всем имуществом и скотом, но без земли и «холупы». В акте купли-продажи подчеркивалось, что новый владелец имеет право «дать, подарить, записать, обменять и ОО кому хочет продать» купленного крестьянина и его семью . И действительно, 29 марта того же года Я. Ляхович за 200 польских злотых продал Д. Янчука вместе с семьей и тоже без земли и построек брестскому чашнику С. Блоцкому94. В марте 1777 г. полоцкий шляхтич Я. Хреновский продал Я. Шишкову 41 крестьянина; тогда же надворный советник П. Окунев приобрел у К. Грибовского «без земли дворового человека». « 3 жоной и з детьми» продали в том же году своих крестьян шляхтич Б. Бутка шляхтичу Ф . Корсаку и С. Зинович шляхтичу И. Конискому95. В 1787 г. шляхтич Некрашевич купил у шляхтича Пастернака крестьянина В. Шоляка вместе с семьей и перевез его в д. Осовец Пинского повета 96. Феодалы Речи Посполитой нередко разбивали семьи крестьян, продавая порознь мужчин, женщин и детей. Гродненский монастырь св. Бригитты, например, в 1766 г. продал двух молодых батраков А . и И. Черняков из д. Подболотье полковнику Оскирке за 200 польских злотых97. Продавали не только тех крестьян, которые находились в имениях, но и беглых. Так, в 1724 г. шляхтич А. Стабровский записал в акте купли-продажи, что около 60 лет тому назад его наследственные подданные три брата Семен, Дмитрий и Максим Дерюги, будучи малолетними, ушли из своей д. Домешек Ошмянского повета и переходили с места на место, а затем, став взрослыми и поженившись, осели в д. Дубровичи Минского воеводства в имении виленских базилиан. Стабровский, узнав об этом, предъявил бази
лианам иск, но затем согласился продать им беглецов и их потомков с женами и детьми за «известную» сумму с правом распоряжения ими по своему усмотрению. В купчей перечислены Семен Дерюга с женой и сыновьями Афанасием и Денисом, два сына умершего уже к этому времени Максима — Роман и Иван — и Дмитрий Дерюга, который осел на землях Полубинских, но по заставному праву также оказался во владении базилиан 98. В 1761 г. гродненские бригитки продали Мартина и Казимира Копыловичей, крестьян д. Самаровичи, которые бежали в имение Слонимского старосты Свадковского, ротмистру Волковысского повета М. Ельцу «вместе с детьми обоего пола и со всем их имуществом за 400 польских злотых». Елец получил право «согласно своей воле распоряжаться» этими крестьянами, «извлекать из них всякие доходы или кому угодно продавать, дарить, отдавать в залог, обменивать» " . На следующий год из владений этого же монастыря бежали 10 крепостных, некоторые из них со своими семьями. Подкоморий Тройского воеводства В. Укольский, в имении которого они поселились, вынужден был уплатить монастырю 1300 польских злотых 10°

Комментариев нет:

Отправить комментарий