суббота, 30 сентября 2023 г.

Совместные походы и войны поляков и литовцев против русских. Часть 2

Эта статья продолжение цикла статей о литовском завоевании западной Руси, о борьбе западной Руси за независимость и ее воссоединении с восточными братцами, о войнах и совместных польско-литовских карательных походах на восток против русинов. 


у Длугоша говорится о последних годах жизни князя Скиргайла, что тот был алкаш и наводил ужас на Русинов, что у тех играло очко даже после смерти при упоминании о нем. Был он отравлен русином же. 

Битва на Ворскле

Хроника Быховца: 

W toje wremia pryspeł Tymir-Kutłuj car so mnohimi połki ratnymi, so wsimi siłami swoimi ordynskimi, i stretylisia so Witowtom na poli, /стр.68./ na rece Worskle, i stałsia meży nimi boy weliki awhusta dwanadcatoho dnia wo wtorok. Tak dołho bilisia, mało ne uweś den. A potom pomoh boh tatarom, y pobili welikoho kniazia Witowta y wse jeho woysko, sam że kniaź welikij ubeh w małoy drużyne. Gar że Tymir-Kutłuy, pobiłszy П Witolta, y pryszoł ko Kijewu, y wział z horoda okupu try tysiaczy rubley litowskich, y siłu swoiu wsiu rozpustył po Litowskoy zemli, y wojowali tatarowie oliż do Welikoho Łucka, y mnoho złoho w zemli wczyniwszy otoszli wo swoju zemlu.

Se imena yzbitych kniazey litowskich: kniaź Andrey połocki KestutewiczP; brat jeho kniaź Dmitrey branski; kniaź Iwan Dmitrejewicz Skindyr; kniaź Andrey Dmitryiewicz, pasynok ieho; kniaź Iwan Jewłaszkowicz; kniaź Iwan Borysowicz kijewskij; kniaź Hleb Swiatosławowicz smoleński; kniaź Hleb Korjatowicz С; brat jeho kniaź Semen; kniaź Michayło Podbereski; brat jeho kniaź Dmitrey; kniaź Fedor Patrykijewicz Wolski Т; kniaź Jamontowicz; kniaź Iwan Jurjewicz Belskij; pan krakowski z Lachow, pan Spytko; tot tam że zabit.

Длугош пишет об участии поляков в битве на Ворскле



Коялович, Historia Litvana

Хотя Генрик принял посвящение в диаконы, однако не терпя целомудренной жизни духовенства, разжигал любовь к Рингайле (сестре Витовта, необычайной красоты и цветущего века девицы) ... уже ранее молил Витовта отдать за него Рингайле 


1396. Швитригайло, будучи уверен, что русские ему поддадутся, тихо двинулся известными дорогами через Полоцкие леса с несколькими тысячами Ливонских воинов, напал на Витебск, без большой беды занял Витебск и два замка. Русские без битвы поддались... Взял в свои руки Оршу и весь край между Днепром и Двиной. 

Витовту и самому нужна была эта война, поскольку его заботило, чтобы Белорусские земли были более послушными Великому княжеству Литовскому, чем до сих пор, поэтому охотно взялся за дело. Напав быстро, взяв Оршу, двинулся к Друцку.. Друцкие князья, первых русских властелинов потомки, которые в начале этого мятежа слушали Витовта и открыто поддерживали Швитригайло, сообразили после внезапного нападения, что лучше молить Витовта прощения... Смоленский господин, хотя вел себя, как безусловный враг, пока Витовт еще не прибыл, однако, испугавшись прибывшего войска, забыл недружественные чувства и присоединил свои военные силу к Витовту. После прибавления смолян, увеличилось войско Витовт и было введено в Витебск. 

1430. Думали о Болеславе Швитригайло, брате короля, особенно русские вельможи, так как знали, что он усердно исповедует их вероисповедание. 

1432. (Швитригайло) Двинулся, поддерживаемый русскими в сторону Полоцка и Киева и объявил себя русским князем. Жигимонт, почти без битвы выиграв войну, взял без кровопролития в свои руки Вильнюс, Тракай, Гродно и все другие литовские замки и, послав Яна Немировича, воздал королю почести и доложил, что Болеслав изгнан из Литвы. Несколько позже в путь отправились другие послы, которые должны сказать сенату, что и как происходит, и потребовать объявить Жигимонта Великим князем Литовским. 


Через некоторое время, 2 декабря Болеслав проиграл в Литве, на которую он напал с 40 тысячами войска, собранному у постоя возле Ошмян. На помощь ему пришла почти вся Русь, не только так, которая принадлежит Великому князю Литовскому, то есть Полоцка, Смоленска, Мстислава, Северской, Волынской, Киевской земель, но прибыло войско из Москвы, Рязани, Твери, ведомое Ярославом, братом тверского князя. По секретному договору Ливония послала в помощь несколько отрядов немцев. 

Все равно Жигимонт, хотя имея меньшие литовские и жемайтские силы, смело напал на соперника. 

Болеслав отвел войско в Витебск. Во время похода взял в неволю Толочинского князя Михаила Ивановича и приказал его утопить

Полочане и витебляне упрямо поддерживавшие Болеслава посоветовались продолжить борьбу, если тот соберет новое войско. Не выдержав долгой осады, поддались Жигимонту

1439. ( Жигимонт Кейстутьевич ) не доверял людям: видя, что тот или иной имеет несколько силы, рассматривал того, как подозрительного, которого без всякой причины притеснял и преследовал как врага. Юрия Лингвеновича, Мстиславского князя, бросил в Троцкую тюрьму, отобрав у него отчину и все имения; поймав в Копыле Александра, Слуцкого князя, со всей семьей, послал в Кернаве, тем временем его жена с сыновьями Симоном и Николой принуждены были жить в Утене, словно это были простые люди. Его приказом, много людей были лживо обвинены и осуждены смертью

Всеми проклинаемый, сам всех боялся. Выглянув из дворца на площадь и увидев по-дружески общавшихся людей в группе, подозревал, что они его обсуждают, и, если схваченные и по одному допрошенные дружно не подтверждали, так как о слухах ни запаха, их всех , как мятежников, приказывал утопить в ближайшем озере. 

Не терпел всех, получивших имения не от него, а от прежде господствовавших властелинов или унаследовавших от отцов. Наконец так разгневался, что созвал в Троках сейм только для того, чтобы мог без проблемы поймать всех, кого хотел убить. 

Возле Трок живущие вельможи вскоре для своего и государственного добра сообразившией, какие он обдумывает преступные намерения, договорились князя погубить смертью. Иван, князь Чарторыйский, сын Любарта Гедиминовича, доложил Виленскому воеводе Довгирду и Троцкому воеводе Лелюшису, какое ужасное злодеяние задумал властелин. 

Все однообразно договорились, как можно скорее послав всадника, пригласить из Дакии Швитригайлу, Жигиманта порубить мечом, а его сына Микола удалить из Вильнюса и Троков. Все остальное, они думали, будет несложно сделать; труднее всего поймать и убить Жигимонта, который чувсвтвуя свою вину, всего боялся и очень остерегался. Не имея во дворце сообщника, едва ли можно было верить в успех, однако обратиться к ним не позволял страх, что задумка выйдет наружу, особенно, когда все знали, какая верность у дворни. Как известно, смелые стремления требуют не обращать внимания на опасность. Ян и другие заговорщики обратились к конюху Скабейке, происходящему из Киева, все ему обещая: пускай не боится поддержать их заговор, который, по сравнению с тем, что намерен делать Жигимонт никоим образом не может поднять отвращения, отнюдь  будут будущие поколения будут его славить, потому что этим действием будут освобождены невинные граждане и освобождена отчизна. Своим намерением Жигимонт сам себя осудил на смерть, так как показал, что желает жить, убивая других литовских людей. Этой порой может быть один единственный выход - умереть или всем или ему одному. Сообразив к какому непростому шагу он готовится, Скабейка чувствовал себя словно холодной водой облитый; когда из сожаления к краю в сердце возбудилась ненависть к правителю, он пообещал хранить секрет и содействовать заговорщикам. Договорились забить Жигимонта в тот день, который христиане зовут Вербным воскресеньем. Накануне праздника много вооруженных мужчин, спрятавшихся в трехстах груженых сеном возах, приехали в сумерках в замок. Выяснив, что вскоре совсем стемнеет, Скабейка им в тот вечер не разрешал вылезти из возов. Не желая поднять подозрения, внезапно всем отрядом они показавшись, заговорщики, один другого ведомые воинской верностью, съехались в город различными путями. В другой день правитель остался во дворце почти один,  так как люди, не желая чем быть подозрительными, из далека уклонялись его жилища. Михаил, дворецкий, вышел в костел, на молитву, оставив отца во дворце одного. Ян, словно нигде ничего ранним утром впущенный с придворных свитой в замок, спокойно ходил недалеко от дворца правителя, выискивая удобного случая. 

Поскольку тирану все казалось подозрительным, дворцовые ворота были закрыты, а сам он во дворце слушал молитвы, который осуществлял ксендз. Ломиться силой через ворота заговорщики не осмелились. Так как едва ли когда имели более удачный случай. Пока они и так и этак обсуждали, не зная, что делать, случайное происшествие ускорило конец тирана. Он не держал собаки, а его стерег приюченный медведь. Он, выпущенный из спальни правителя, просто возвращаясь когтем царапал дверь, чтобы покоевники его впустили внутрь. Ян, неожиданно увидев медведя на площади, словно зверь когтем поскреб ворота. Подумав, что медведь возвращается к властелину, привратник открыл ворота, сейчас же заговорщики его схватили, ворвались во дворец, а вооруженные мужи, вылезшие из сена, заняли все ворота замка. Ян с несколькими мужами ворвался в опочивальню правителя и, обвинив его в убийстве вельмож и в насилии, за которое намеревался взяться созвав сейм, схватил  в то время, когда Жигимонт пробовал что-то сказать,  его за шиворот и бросил на землю, видимо, уклоняясь от подозрения, здесь пришли без оружия. Тогда Скабейка, взяв у цветники стоящий трехветвенную кочергу, ударил сбитого с ног в голову, а другие сбежавшись прикончили, всячески нанося раны. Покоевник Славко, закрыв чуть живого правителя, хотел своим телом заслонить его от удара., однако Ян уволок его в сторону и выбросил через окно; 

<...>

Во всей Белоруссии одичали собаки, что нападали и рвали встречных людей. 


1440. Разве они доверяться верности Белоруссии, которая всегда до сих пор своими силами поддерживала мятежников, поднявших руку против истинных хозяев


Стрийковский о параноике и психопате Сигизмунде Кейстутовиче, который перелюнул Ивана Грозного




Lewicki A. Powstanie Świdrygiełły: ustęp z dziejów unii Litwy z Koroną. Kraków, 1892. S. 78-79.

Мистр инфлянтский советовал великому мистру, чтобы не выступал против Швитригайлы иначе "весь русский язык" былбы с ним против закона.

Збигнев Олесницкий Юлиану Базельскому: "пришел к власти благодаря обещаниям русином сделать их обряд выше католического и руководствоваться их советом; в его государстве схизматики значят больше, чем Литвины. Они держат все важные замки и посты

Летописи ВКЛ


Y sobrasia kniaź weliki Szwidryhayło u Witebsku z ruskimi kniaźmi /стр.92./ y so wsimi ruskimi siłami, y poyde ko Brasławlu, y w Brasławlu pryde k nemu mistr liflantski na pomocz so wseju siłoju swojeiu, y poydut po Zawelskoy storone ko Wiłkomiru. Y kniaź weliki że sam ne poyde protyw Szwidrygayła Ж, y on k tomu sobrawszy siłu swoiu wsiu litowskuiu y posłał z woyskom syna swojeho Michayła kniazia naprotywku Szwidrygayła, y kniaź Michayło pryde z litwoiu y z lachy. Y byst im boy septembra perwy deń na swiatoho Semena. Bilisia za Wołkomirem na rece Swiatoy З, y pomoże boh welikomu kniaziu Żygimontu y ieho synu kniaziu Michayłu, y pobili kniazia Szwidryhayła y wsiu siłu ieho, y mnohich kniazey poymali y pobili; naperwey ubili mistra liflantskoho y marszałka, y mnohich kuntorow jeho, y bratanicza Szwidrygayłowa Żygimonta Korbutowicza,

Y pośle toho poboiszcza spustywszy try nedeli kniaź weliki Żygimont, sobrawszy wsiu siłu swoju litowskuiu, y posłał syna swojeho kniazia Michayła na Ruś, y pryszodszy /стр.93./ kniaź Michayło stał na Orszy, i smolane stretyli kniazia Michayła na Orszy, y zdalisia welikomu kniaziu Żygimontu i synu ieho kniaziu Michayłu. Y kniaź Michayło ko Smoleńsku ne iduczy y poszoł ot Orszy ko Witebsku, stoiał szest nedel, i ne wzemszy horoda procz poszoł, i pośle toho toie ż zimy kniaź weliki Żygimont sobrał opiat wsiu siłu swoiu litowskuiu i posłał ko horodu ko Połocku, i pryszedszy panowe stoiali pod Połockom nedelu, i ne wzemszy horoda poszli procz. Y na leto połoczane i witeblanie, ne słyszeczy sobi pomoczy ni od koho, i dalisia welikomu kniaziu Żygimontu Kestutewiczu. I naczał weliki kniaź Żygimont kniażyty na welikom kniażenij na Litowskom i na Ruskom.
Литва осадили на вЂликом княженьи Литовском вЂликого князя Жикгимонта Кестутевича на Вилни и на ТроцЂх месяца сентября в первыи день. A Швитригаило в тот час был в Полоцку и поидеть на Смолнеск. Князи рускии и бояре, земля, попосадили Ы князя Швитригаила на вЂликое княженье Руское. На тую ж осень князь Швитригаило собрал силу вЂликую, и князь вЂликыи твЂрскии Борис \л.87об.\ Александрович дал ему брата своего, князя Ерослава, со всею силою своею. И поидеть князь Швитригаило со всею силою своею на Литву, и нЂ дошед до Вилни за шесть миль, и стояли под ОшмЂною нЂделю. И князь вЂликыи Жикгимонт приидеть з литовскою силого, и была им битва на ОшмЂне декабра в семыи ЫЫ день, и поможеть бог вЂликому князю Жикгимонту, и побили вЂликого князя Швитригаила, и князи рускии побили,

Швитригаило

Тое жь зимы в другии раз князь вЂликыи Швитригаило собрал силу вЂликую рускую и поидеть на Литву, и повоевали Литовское земли многое множство, и побили, и в полон повели.



Швитригаило

На тое ж лЂто князь Швитригаило собрал многую силу рускую и мистра лифлянского со всею силою нЂмецкою, и приидеть мистр лифлянскии Швитригаилу на помочь, a князь вЂликыи тверскии дал ему силу свою и пошли моцно в Литовскую землю. И начовал на полтори мили от Вилни в РудоминЂ, и минувши Вилню и повернетъ на Старыи Троки, и стоял под Старыми Троками чотыри дни, на Спасов день и поидеть от Троков проч искати князя вЂликого Жикгимонта и воиска литовского.



О ШвитpирaилЂ

И стоял Швитригаило во Иеишишках чотыри дни, и поидеть \л.88.\ проч от Троков на свою землю Рускую, и напервЂи приидеть ко КрЂву. И стоял 2 недели и добыл КрЂва города мурованого, и выжже огнем, a людии много посЂкоша и в полон повЂли. И оттолЂ князь Швитригаило поидеть на Молодечно. И приидеть до князя Швитригаила вЂсть, што ж литва идеть за ним y погоню, и князь вЂликыи Швитригаило послал на Литву князя Михаила, киевъского воеводу, a c ним послал иных князеи руских много, и побили пана ПЂтра Монтикгирдовича и всю литву, a иных поимали.

И приде до Креиву 23, и стояша два дни, взяша Креиво мурованны и сожже, а людеи много посекоша и в полон поведоша, и оттоле придоша к Молодечну

. И приде к великому князю Швитригайлу вЂсть, што ж идет литва погонею, и князь великий Швитригайло посла на них князя Михайла, киевского воеводу, а и с ним посла иных князей руських. И побиша пана Петраша Монкирдовича 25 и литву, а иных поима на Копачех
 
В борьбе против поляков и литовцев на стороне Швитригайла воевали русские братцы: полочане, смоляне, тверичи





Стрийковский больше русским обрядам следовал, хотя сам был крещен в католицизм и русинов на свою сторону склонил

Имел Швитригайло подмогу от восточных братцев


Lithuanorum animos offensos haberet, Ruthenorum vero plurimum conciliatus et obstrictos

Ioannis Dlugosz Opera Omnia cura A. Przezdziecki edita Cracoviae 1877. T. IV. Lib. XI, 480


Национального характера переворота 1 сент. 1432 г., кажется, никто из историков не отрицает.

Ян Длугош

Против Свидригайла в 1394 воевали и поляки

Склонялся Швитригайло к греческому вероисповеданию, старался обряд греческий возвысить над римским, поощряла его к тому его жена. 

Вернулся на земли русские, зная, что оскорбил чувства литовцев, а русинов привлек к себе дарами и привязанностью к их обряду. 


Войско Сигизмунда состояло из Литовцев, жемайтов и поляков из земли дрогичинской. 



О нагибании и захвате Витовтом Смоленска





о Вилькомирской битве, где поляки и литовцы воюют против русинов, немцев и чехов Швитригайлы




Herbarz Rycerstwa W. X. Litewskiego Compendium:

Jan Hawnulewicz Chorązy WXL Rycerz mężny, gdy w Woysku Zygmunta Wielkiego Xiązęcia Litewskiego przeciw Swidrigiełowi pod Wilkomierzem siłą mężnie dokazował Litewskim ięzykiem przezwany iest od swoich Dowgalis to iest siłomożny, zkąd urosło przezwisko Domostwa Dowgiałow
Zostawił synow Jana, Jerzego, Stanisława Zawiszę, Andruszka Narbuta, Hawryła Kuroniosa


Смоленская замятня 

Того же князя вЂликого Жикгимонта в ТроцЂх зарЂзали y вербную неделю передо обедом, и была замятня вЂликаа в Литовскои земли. A в тот час Смоленск держал от Жикгимонта пан АндрЂи Сакович. И почал смолнян приводити к присязе, рекучи: «Коли князи, паны Литовское земли, кого посадять на великом княжени Литовском, a вам бы от Литовское земли не отступити, от вЂликого князя литовского за господаря собЂ мЂти, a мене вам събЂ держати воеводою докуль князь вЂликыи на Лит†сядеть на Вилни и на ТроцЂх». И владыка смоленскии, и князи, и бояры, и мЂстичи смоленские, и чорныи люди присягнули на том, и святость цЂловали пана АндрЂя держати в себе воеводою дочесно на Смоленску. И по ВЂлицЂ дни на святои недели в среду здумали чорныи люди смолняне раду собЂ, кузнецы, кожемяки, шевчики, мясники, котелники пана АндрЂя сослати силою з города, a присягу свою переступили. И нарядилися в зброи, c сулицами и со стрЂлами, и c косами, и c сокирами, и зазвонили в колокол ратныи. И пан АндрЂи почал ся рядити з бояры смоленскими, и бояре ему говорили: «ВЂли, панЂ, дворяном своим в зброи убиратися, a мы c тобою. Чи лепши \л.90.\ тобЂ датся и руки черни». И пан АндрЂи пошол на них c копъи на конех, и была им битва y городЂ на святого Бориса и ГлЂба, и побили много людеи черни, и побегли чорныи люди от пана АндрЂя. И тое ночи пан АндрЂи з города выехал и з жоною, и боярЂ смоленскии c ним были. И послЂ того замятна была вЂликая в Смоленску, изымали смолняне маршалка смоленского ПЂтрику и утопили его в Днепр, и посадили собЂ воеводою y Смоленску князя АндрЂя Доробужского. Тогды рада Литовская княжене, князи и пано†и вся земля, дорадившися, и взяли собЂ з Ляхов князем вЂликим Казимира королЂвича и посадили его c честию на столечном городЂ на Вилни и на ТроцЂх и на всеи земли Литовскои и на Рускои. И в тот час придеть князь Юреи ЛынквЂневич из Новагорода в Литву, и князь вЂликии Казимир королевич дал ему отчину его Мъстиславль. И боярЂ смоленскии, приехавши к Смоленску з Литвы, и чорныи люди смолнянЂ нЂ пустили их в город, и боярЂ ся розехали по своим селом. И затым была битва вЂликая бояром c чорными людми, и чорныи люди заперлися на городЂ и призвали собЂ господарем на Смоленско князяЮря ЛынквЂневича. И князь Юрьи поимал бояр смоленских и поковал их, именя их подавал своим бояром.

Тое ж осени на запусты Филиповы приидеть воиско литовское к Смоленску, и стояли в Смоленску полтрЂтьи недели, мЂсто и церкви, и манастыри выжгли, a людеи многое множство посекли, a живых y полон повЂли, и много лиха учинили Рускои земли Смоленскои. \л.90об.\
 
«Западно-русские летописи» (Полное собрание русских летописей, т. XVII, стр. 67–69

В лето 6948[115] сотворися зло велико в Литве: убиень бысть князь велики Жикгимонть2 в Литви во граде Троцех во вербную неделю перед обедом и бысть метежь велик в Литовской земли, а в то время в Смоленьску держал воеводство от Жикгимонта пань Андреи Саковичь и поча приводите ко целованию смолян, чтож князи литовъски и паны вся земля литовская, кого поса-дять на Вильни на великом княжени, и вам от литовской земли не отступати и (от) великого князя-литовского, а ко иному не приступати, а мене вамь в себе держати воеводою во себе доколе сядеть на Вилни князь велики. И владыка3 смоленскый Семион и князи и бояре и местичи и черная люди целовали пану Андрею на всемь томь: Вилни не отступати и пана Андрея держати в себе честно воеводою на Смоленску. И по Велице дни4 на святой недели в среду здумаша смолняне черныя люди, кузнеци, кожемяки, перешевники, мясьники, котельники, пана Андрея согнати силою с города, а целование переступили и наредилися во изброи и со лукцами и со стрелами и с косами и зь секерами, и зазвонили в колокол. Пан же Андреи почался радити5 со бояри смоленскими и бояре ему молвили: вели пане дворяномь своим убиратися у зброи6, а мы и с тобою, чи лепшеи датися им в руки. И поидоша с копи противу их на конех и бысть имь ступь7 у Бориса Глеба во городе. Избиша много черных людей копии до смерти, а иныи ранены живы остали, и побегоша черныа люди от пана Ондрея, и той нощи выеха пан Андреи из города со женою и бояре смоленскый с нимь. И после того бысть метежь великь во Смоленску, изымаше смолняне Петрыку маршалка8 смоленского и утопиша его во Днепре, и посадиша собе воеводу в Смоленску князя Андрея Дмитриевичь Дорогобужського. Рада же литовская великого княжения князи и панове и вся земля дорадивъшися и взяша из ляховь Казимера королевича на великое княжение Литовское и посадиша его со честию на стольнечьномь граде на Вилне и на всей Руской земли. И в то время приде князь Юри Лыньгвеневичь из Новгорода в Литву, и князь великий Казимир9 королевичь дал ему отчину его, Мстиславлю. Бояре же смоленскый приехали к нему из Литвы ко Смоленску и черьны люди не пустиша их у город. Они же разъехалися по своемь селомь и затымь бысть бран велика межи бояр и черных людей. И бояся бояр черныя люди, призваша к собе оспод (а) ремь князя Юря Лигвенивича, и посла князь Юрьи поимата бояр и поимаша боярь и покаваша их, имение их подавше бояремь своимь. И той же осени на Филиповы запуски приде литовское войско ко Смоленску и сьтояша полтрети недели, посады и церкви и монастыри пожьгоша, а людей много множество посекоша, а живых в полон поведоша и много зла сотворися, и поидоша прочь.


под 1481/82 г. сообщается о «мятеже» в Литовской земле: «восхотеша вотчичи, Олшанской да Оленкович (так!) да князь Федор Белской, по Березыню реку отсести на великого князя Литовской земли, един же их обговорил»


Мятеж Глинского

князь Михаило Мъстиславскии подался з городом своим Мстиславлем, князи Друцкие подалися з городом своим Друцком, Оръшу, Крычэв и Мозыр за прыводом Глинского Москва были осЂли.

 зараз Глинский под иншие замки руские тягнул Глинский Ц. Пристали теж до него княжата Друцкие и князь Михаил Мстиславский з замком своим, той з. Друцким, a сей Мстиславским 44АА, также и оршанци 45, Кричев, Гомель поддалися ему Ч. Которыи замки Глинский москвою осадил; так теж и свои осадивши москвою, и з братом своим, князем Василием Глинским, з скарбами 46 и c приятелми своими до московского царя 47 Иоанна Васильевича 48 з[ъ]Ђхал, ведлул постановеня своего.



Письмо А. Гаштольда Б. Сфорце

з жалобы Б. Сфорце А. Гаштольда на К. Острожского
http://www.tarnautojai.lt/memo/modules/sections/index.php?op=printpage&artid=28

Слышно, что он сильно заслужил государству, будучи по правде новый человек, происшедший из низких слоев, и русский, родившийся в семье бедного князька. А что мне о себе сказать храбрость, если, как дурак, хотел бы похвастаться, не трогая своих предков, которые всегда были славными и через несколько столетий государству очень много угодили, тем временем когда сегодняшний мой соперник и его предки никогда не сидели в Совете, из которого они всегда были удаляемы. И не смели стоять на той скамейке, на которой мои праотцы ложили свои ноги. 

И тогда Смоленский замок 2 недели стоял доступным, потому что был оставлен без охраны, а наш господин, сам будучи Русский, более склонный москвичам, чем нам, каталикам, имея всю силу отданную битве, только через 8 недель обратил войско против Смоленска зимой, которую намеренно дождался. 
Видать, наших противников, тут же после битвы оставшихся без вождя, порядка и пищи, не только не преследовал, но и послал за перемирьем, что они передохнули и были поддержаны своими, а наше войско продержал до самой зимы.
И подобным образом сделал с крепостью Опочка во время ее окружения противником, когда он погубил много войско, которому не пробовал повредить противник, но он сам повредил.  

Кое которые русские заодно со своим князьком еще усерднее желают этого достич и сделать, поскольку знают, что наш Господин, светлейший король каждому, хороший он или плохой, справедливо вознаграждает, и из-за своей доброты есть такой беззаботный, что ничего не дерзнет сказать плохому и коварному человеку. Из-за этого он развел большое своеволие и дерзость.
А из за этого мой противник очень старается меня нагнуть, чтобы я договорился с его злыми сообщниками и чтобы так меня легче мог бы обвинить и погубить. А так меня погубив, немедленно отнял бы Литовское государство из светлого Величия и Его Величество ( что несложно было бы сделать ) и согласно своего данного обещания отдать его РУССКИМ, для чего он и составил с ними заговор.

Поэтому только что выделенный Троцким воеводой, раскрыл свои тайные замыслы, подружился, выдав сестру с известным русским князем Слуцким господином, которого два прадеда от божественного Казимира, короля и великого князя, нашего светлейшего господина отца, из-за этой самой причины были по заслугам наказаны, отрубив им головы

...

Он составил заговор с Слуцким князем.
Как только он получил Троцкое воеводство, тут же русский с русским, князек с князьком, сделали союз, дал свою сестру ему в жены..

...

Князи Чарториские, самого Слуцкого князя братья и сородичи упомянутых заговорщиков - русские, подобного заговора убили в Тракай великого князя Жигиманта, дядю Казимира.

Провалившись последнему заговору, благодаря большому выкупу был освобожден от заслуженного наказания за действтительно сделанную провинность по отношению к Его Величеству, прибыл в Москву и сделал без конца много зла, так что московский князь второй раз отнял у ВКЛ Смоленский замок и землю почти 100 миль границы и присоединил к Москве

Как только подвернулся случай отомстить пану Заберезинскому, несмотря на залог в 40 тыс золотых, сам Глинский собрал из русских немалое войско и устремился через Литву, стремясь погубить панов членов Рады и жаждя все великое княжество подчинить своему владычеству, и уже был подружился с москвичами и татарами. 

Я тогда с женой жил у маршала Радивила в Слониме. Узнав, что Михаил такими вещами занимается и что с русскими советуется в Новогрудке, где был составлен план вторгнуться в Вильнюс, потому что там, под Бернардинским монастырем были собраны всего края богатства ( об этом узнал от беглеца, который ко мне поспешил ), я оставил жену в Слониме, спешно сел на коня и прибыл к маршалу в Вильнюс. 

Видать, господин, светлейший гороль своими очами убидился в моей верности. Что из Кракова сильно вооруженный двинулся в Литву, чтобы одолеть предателя Глинского и московское войско, которое тогда было очень сильным, около 100 тыс всадников и которое отправил в Литву помочь Глинскому, я тогда поспешил к Его Величеству со своими полками и сопровождал его до самого Смоленска, разбитым противникам двигаясь и бежа в Москву.

А я в Литве остаюсь неподвижен, верно храня нужды своего господина и так осуществляю свои обязательства, что нету ни малейшего повода, ради которому мог бы очернить меня, начиная от праотцов, которых даже умерших не щадит. О послдених здесь Вашему Величеству хочу сказать, что с моей стороны была бы раскрыта историческая правда, а не клеветническая ложь, созданная моим противником, и что таким образом были бы приведены доводы, что вся моя верность и сознательность суть унаследованы от моих предков. 

Из всего сердца буду послушен и верно буду служить, даже если придется мне кровь пролить и смерти дождаться, сражаясь с русской враждебностью, нахальством и коварством

Русские привыкли обманывать людей; придет время и он не насытится твоей кровью и ради этого станет и государства твоего противником. 

 я с Михаилом, который своим происхождением есть Русский ( подобно как и мой сегодняшний противник ) составил договор. Видать, из последних(русскихх) в Литве возникает всякое зло. 



У М. Меховского 


Этого Сигизмунда через несколько дней убил князь Иван (Iwan) Чарторийский, по происхождению и вере русский. Дело в том, что к шатру князя Сигизмунда [105] повадилась ходить медведица; русские стали, как делала медведица, толкаться и тереться о дверь шатра. Князь, услышав, подумал, что это медведица, открыл дверь и пал под ударами русских.


В 1500 году краковский каноник Ян Сокрани писал: «Из всех народов, носящих имя христиан, но отделенных от Римской церкви, нет ни одного, который был так непоколебим в защите своего схизматического заблуждения, как народ русский. По упорству в своей схизме русины не верят никакой предлагаемой им истине, не принимают никакого убеждения и всегда противоречат: убегают от ученых католиков, ненавидят их учение, отвращаются от их наставлений. Признают только самих себя истинными последователями апостолов и первобытной церкви… Русские люди до того ненавидят веру латинян, что желали бы не только всячески вредить ей, но даже искоренить во всем мире. Едва только великий князь Литовский начал в своих владениях обращать русинов к единству Римской церкви, как князья и воеводы их с яростью поспешили предаться великому князю [московскому], защитнику их схизмы».

М. Бельский
Ruskiego ludu było wiele ktorzy więcey życzyli Moskiewskiemu fortuny niż Litwie z naszemi gdyż oni z Moskwą iedny popy albo kościoły maią 

Еще великий князь казимир предупреждал феодалов ВКЛ, что в случае войны с Москвой они не возлагают надежд на помощь населения Руси, а если захотят померяться с Московией силами, то скорее добьются поражения.


Jana Dlugosza kanonika krakowskiego dziejow polskich ksiag dwanasci t. 5 krakow 1870 s. 658

 

Oderwawszy kilka powiatów Litwiezdawał się podobnież innym krajom zagrażać. A gdy Litwini chcieli przeciw niemu wziąć się do orężaodwodził ich od tego zamysłu Kazimierz kro

L Polski I roztropnie odradzał im wojnę, przestrzegając, "aby sami mało świadomi bojów nie porywali się lekkomyślnie na wodza wsławionego tyly zwycięztwy I w wielkie zamożnego skarbynie zapewniwszy sobie wprzódy z Polski posiłków wprawnego I ćwiczonego wojskaaby nie pokładali wiele nadziei w Rusinach do Litwy należącychktórzy dla odmienności wyznania byli im nieprzychylniI aby zgoła widzieli, że jeśli z Moskwą zmierzyć się zechcą orężemraczej zguby swojej niżeli zwycięztwa dobijać się będą " Usłuchali chętnie tych rad roztropniejsi z Litwinówuznawszy, że król prawdę mówil I rzeczy mądrze przewidywał

Католический каноник Ст. Гурский писал в 1-ой половине 16 века, что неселение Беларуси "склонно к переходу на сторону Москвы" имеет "общий с Москвой язык, общие обычаи, религию, общую с Москвой патриархию, общую ненависть к католичеству и польскому победоносному народу"

( латинский текст: Quod vero Ruthena gens imperio regi in Lithuania tam facile ad Moscos deficiat plures sunt ejus rei cause, prima: quod Russi ipsi, gens barbara,
nature vitio insitam habet lubricitatem in fide et mutandi dominos studium, secunda causa: quod Russiis cum Moscis lingua est communis, communis morum feditas, communis religio, communis in Moscovia patriarchia, commune odium in sedem ac religionem romanam contraque gentem Polonam victoriosam, a que sepe olim fusi sunt, tertia: quod prefecti regii sevum in eos exercent imperium et in spoliandis eis inhumanam crudelitatem idque impune... Hinc fi, ut homines male tractati ab imperio regis ad Moscum deficiant. Nec dubium est, quid universi, quicunque sunt ruthene religionis in Lithuania, malint Moscum dominum quam suum nisi eos a dedento se sevissima tyrannis moscitia deterreret)

Альберт Кампензе: 
По сей самой причине весьма многие до сих пор еще считают за одно Московитян и Россов или Рутенов, опираясь на то, что они говорят одним языком и исповедуют одну веру.
..

Из Смоленского Княжества, принадлежащего к владениям Василия, дорога идет через землю Руссов (народа сопредельного и дружественного с Московитянами, с коими он следует одним обычаям) прямо в Валахию и Булгарию, а оттуда чрез Фракию в Константинополь.


 В одной из записок (рапортов) Поссевина, хранящихся в ватиканском архиве, говорится: "Есть надежда, что, при помощи Божией, оказанной католичнейшему королю, вся Ливония скоро отойдет к Польше и тогда не должно упускать случая к восстановлению здесь католической религии при короле, который среди забот военных не оставляет святых мыслей о поддержании и распространении истинной веры. Кроме того, на Руси, в Подоле, Волыни, Литве и Самогитии жители упорно держатся греческого исповедания, хотя имеют господ католиков. Сенат и особенно король, подозревающий их верность, желает обратить их в католиков, ибо найдено, что жители этих областей, по приверженности к своим единоверцам-москвичам, публично молятся о даровании им победы над поляками".


А. Н. Лобин

Отмечает, что ягелонская пропаганда трактовала победу, как победу над «схизматиками». Острожский выглядит на фоне этой пропаганды, как позорный янычар. 

БИТВА ПОД ОРШЕЙ 1514 г. В СОВРЕМЕННОЙ БЕЛОРУССКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ И ПРОБЛЕМА КРИТИКИ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ

Естественно, канцелярия Сигизмунда Старого изрядно постаралась, чтобы затушевать неудачу под Смоленском описанием масштабов «великой битвы» и ее последствий. Разгром мифических «80 000 схизматиков» автоматически означал, что Литва и Польша спасена от «нашествия орд московитов». О воинах Великого княжества Литовского (Lithuani) либо вообще не упоминалось, либо упоминалось вскользь, поляки (Poloni)

же в таких летучих листках выступали форпостом католического запада в борьбе против «схизматиков». С начала 1515 г. появилось большое количество поэтических произведений, посвященных триумфу Сигизмунда22. 

22 Граля И. Мотивы «оршанского триумфа» в ягеллонской пропаганде // Проблемы отечественной истории и культуры периода феодализма: Чтения памяти В. Б. Кобрина. M., 1992. С. 46–50.

Битва под Оршей 8 сентября 1514 года, 2011

Обоз с боеприпасами и артиллерией накануне осады доставил в Смоленск хорунжий М. Бася; истерзанные в 1512-1513 гг. артиллерией башни и стены были подновлены. В целом вину за измену хронисты возлагали на «лицемерный в вере род рутенов», который «предал замок врагу», единоверному «Московиту»74

После капитуляции Смоленска у Орши появился отряд кн. М. Л. Глинского. Перед этим у князя Михаила Львовича состоялся разговор с великим князем. Ливонский агент в своем донесении сообщает: «Несколько дней герцог Михаил (Глинский. — А.Л.) находился в замке, координировал все действия и владел замком, а затем снова поехал к Московиту и вел с ним разговор: «Милостливый великий князь Московский, сегодня я дарю тебе Смоленский замок, которого ты долго добивался, что ты подаришь мне [в ответ]?» На это радостно [ответил] Московит: «Раз ты мне его даришь, я дарю тебе княжество Литовское и обещаю тебе, что моя голова не успокоится, пока я не доставлю тебя на место»94 

В одном источники едины: литовское войско было значительно усилено «поляками и иностранными воинами». Таким образом, хронистами XVI в. размеры королевской армии были определены в рамках 16 000-35 000 человек


О явлении Св. Казимира при переправе польско-литовского войск через двину

Вапповский

У другого берега Двина стояла окруженная крепость, возле которой перебраться литовцам и поляком было очень сложно, поскольку считалось, что Двину перебродить нигде невозможно. Случилось так, что Яну Боратинскому ездячи верхом по берегу реки усердно и настойчиво ища брода, ему показался какой-то благородного вида юноша в белом, ездящий на красивом коне. "Сюда, - вскрикнул, - сюда двигайтесь за мной!" Это сказав, шпорами подготовил коня, прыгнул в реку и, найдя брод, всем удивляючись перешли на другой берег, а потом исчез. Боратинский, увидев это видения, сам и вся кавалерия через указанный брод без каких-либо препятствий безопасно перебралась. Были убеждены, что тот , кто показал брод был брат Жигиманта Казимерас. Сегодня, как хорошо известно, особенно этим благословенным опекуном гордятся литовцы, поскольку он славится необычными чудесами. Но что и кто был этот, который показал брод через Двину, королевского войска вождю на этой части перевел все войска и, скачучи в боевом строю, сурово разбили ничего не ожидающих москвичей. Они подняв суматоху, сначала взялись за оружие и пробовали защищаться, но когда увидели, что литовцы с поляками храбро побили и многих убили, стремглав пустились в бега

Альберт Виюк-Коялович
им (москвичам) было безопасно потому, что считалось, что стремительная и глубокая Двина литовским солдатам будет непреодолима. Полоцкий воевода Петр Гаштольд, которому было поручено защищать этот край, имел только несколько хоругвей, поэтому быстро послав посла, пригласил Яна Боратинского, в военных делах разумом славного мужа, недалеко учредившего военную стоянку, объединить усилия. Оба войска составили почти 2 тысячи солдат.. Ища брод и почти утеряв какую-либо адежду тихо строем перейти через реку, поскольку не попался ему не единый местный крестьянин, который был бы желавшим перевести, внезапно в передней части хоругвей объявился молодой наездник, выделяющийся блестящим оружием, белым конем и белым одеянием и коротко подготовив солдат, чтобы они дерзнули за ним двигаться, до сих пор незамеченным бродом перевел на другой берег. Когда перевел через реку, этот юноша внезапно исчез. Из ясных знаков все поняли, что это был благословенный Казимерас, Польшы и Литвы королевич. А солдаты разбили на стоянке непредупрежденных неприятелей и внезапно принялись убивать и почти всех уничтожили




жития казимира
Феррари


Набожный юноша и слуга Божий Казимир был среднего сложения, имел куньего цвета или почти черные волосы, был почти черных глаз, прямого нежного розового носа красивого и достойного лица
...
Когда Московский князь Василий, погруженный в русские заблуждения, собрал большое войско схизматиков из почти 60 тыс. наездников и неожиданно напал на границы Литвы, польский и литовский вожди были застигнуты неподготовившимися, совсем не знали, какими силами они могли бы встретить неприятеля, потому что их никаких образом не хватало..
литовские предводители сумели собрать только 2 тысячи
а литовцы, вооруженные в латы веры их преследовали, рубили, грабили, брали в неволю
....
Вот тихая ночь часина тихая
Разрешает песне выделяться из святого ритма
Воспевать Казимера, из великой происходящего крови.
Хоть и король он имел родителей
Но откуда исстари предоставлено ему было
Это высокое происхождение, из вождей италийских
Он его получил
Так италы, эти прославившиеся мужи
В эти края прибыли, начали
его племенем управлять, когда употреблять выучились
Простую речь
Если скажет кто, что от мыса слова
Получила Литва от его частого гула
Не препятствие; честный сей народ, из Рима
Произошел некогда отсюда, отвергнув праотцовские богатства и силу,
прославился заслугами Казимерас и счастливо кончил жизнь

Свентицкий
О его происхождении, деяниях и смерти
Из последних .. небесный Казимир из славнейшего сильнейшего королевского Ягелонского рода, который вышей всех вещей Создатель нравственности прекрасный образец уделил Польше и Литве сторожем и опекуном
Этими беспокойствами и неожиданной грозой оглушенные литовцы не видели ни выхода ни помощи...Так давая знак битве, литовцы, часто взывая бога и небесную милость Казимира начали внезапно битву, кто только в битве разбили неприятеля, показался Казимерас, и став своим вождем и старейшим воеводой, видим остался в воздухе таким самыми чертами лица и целом, как в прежние годы.
Обрадовавшись таким предводителем, литовцы с плеча нападали и теснили противника
А вся Литва? Пусть созерцает в этого ей показанный образ и согласно ему воодушевляется, пускай всмотрится в горящую в созвездиях свечу, и как своей святостью лучом небесный Казимер освещает весь Костел

Петр Скарга

roku Pańskiego 1518 swoim Polakom i Litwie sławne zwycięstwo pod Połockiem nad Moskwą zjednał - małą liczbą barzo pogromieni są; i był widziany św. Kazimierz, gdy przeprawę przez Dźwinę rzekę i bród wojsku ukazował



Первое житие св. Казимераса на литовском языке издал в 1771 году Симон Якштавичюс.

Teypog kada linksmay musu žiemess Zalnierey su Maskoleys wajewoje atwožnay priesz neprietelu eje aprinki sau už Patrony S. Kazimiera, kursay pasirodes baltays rubays wisa wayska Linksmay par upie Dzwinu parlayde ir wisus neporietelus pargaleje ... Ir mes tada už Patrona aprinkieme sau S. Kazimiera ...


Когда счастливо нашей земли солдаты с м**лем воевали отважно против неприятеля, избравши себе за Патрона С. Казимера, который, показавшись на белом облаке все войско счастливо через реку Двину перевел и всех неприятелей победил. И МЫ тогда за Патрона взяли себе С. Казимера..

Ankstyvieji šv. Kazimiero "Gyvenimai".
Šv. Kazimiero gyvenimo ir kulto šaltiniai.

Стародубская война( по Бельскому )


В хроника Мартина Бельского признано, что Радивил - литовский и Тарновский, польский гетман, "постинали" горожан Стародуба(1535 год).

Результат: Гомельская волость отошла Великому княжеству Литовскому.










Комментариев нет:

Отправить комментарий