Объявление

Если Вы автор телеграм-канала «Тутейшие»(«За Союзное государство Беларуси и России»), интересующийся материалами этого блога, то тебе, придурку, здесь не рады.

четверг, 5 октября 2023 г.

Гонения на белорусов в Польской Речи Посполитой

Г. Конисский, епископ Белорусский

Жители Беларуси подвергались лютым гонениям по религиозному признаку в Польской Речи Посполитой, принуждались к принятию церковной унии. Однако принятие унии не гарантировало им прекращение гонений со стороны римо-католиков. Все равно униаты не имели равноправия с римо-католиками, считались вторым сортом и подвергались совращению в латинство. Православные же лишались должностей, изгонялись в городах из цехов, отправлялись в тюрьмы, подвергались насилию, грабежам, угрозам и оскорблениям. Наказывались и лишались гражданских прав те униаты, кто вернулся в православие либо тайно посещал православную церковь. 
 А это сводит на нет миф о том, что предки белорусов якобы были государствообразующим народом в ВКЛ или польской РП. Также для жителей Беларуси это негативный опыт «евроинтеграции», влекущий за собой уничтожение своей культуры и полное поглощение западной католической культурой. 
Россия была единственной страной, которая пришла на подмогу угнетенным белорусам, постоянно через своих посланников вступалась за православных и вспомоществовала им. Российские государи испытывали благое сострадание к участи белорусов, проживавших в чуждом и иноверном им польском государстве. 
И. Кунцевич, будучи назначенным архиепископом Полоцким и Витебским, боролся за власть в своей епархии, а не за веру, насильственно вводил унию в этой православной епархии и цеплялся за должность посиневшими пальцами, за что и поплатился жизнью, однако католическая церковь, тем не менее, причислила его к лику святых. 
Правилами семи соборов запрещается одному епископу вступать в чужую епархию и захватывать там приходы, однако именно это и происходило в годы униатского насилия над православными. За захватнические действия в отношении церквей, подчиняющихся другому(Константинопольскому) патриарху, и насильственное установление там своей власти  римо-католическая церковь сначала беатификовала, а затем причислили к лику святых И. Кунцевича, который поплатился за свое насилие жизнью. 



Малышевский И. И. Западная Русь в борьбе за веру и народность - 1897


перед введением унии католики обольщали православных прекращением гонений, привилегиями, уравнением в правах, что в полной мере не было исполнено в отношении униатов. Убеждали подчиниться сильному и славному Папе Римскому, хотя христианское вероучение учит не поддаваться подобным обольщениям от «мира сего». 

 

 

Ф. И. Титов - Западная Русь в борьбе за веру и народность в XVII -XVIII вв. (1654-1795 г.) - 1905



            
о гонениях и погромах против православных в Минске, оскорбления униатов в адрес Петра I - заступника православия, о защите с оружием православными своего Петропавловского монастыря в Минске, которые пригрозили драться до смерти, а те, кто останется в живых, побежит «в Москву» и будет мстить, как только может


        




        




        





метод гонения на православных путем насильственного наезда и грабежа, что считалось у них «богоугодным делом», как это было в Пинске

князь Вишневецкий дал разрешение Пинскому епископу Годебскому так поступать в отношении православных и во всем Новогрудском воеводстве. 





О знаменитом побитии монахов базильян в Полоцке Петром I в 1705 г. 



Цітоў А. Пячаткі старажытнай Беларусі Нарысы сфрагістыкі. 1993. Первая известная печать со словом «Белорусский»


Малышевский И. И. Западная Русь в борьбе за веру и народность - 1897



Православным запрещалось жить в городе, заниматься купечеством, монахов отправляют в тюрьмы, в гражданские чины достойных православных не производят



униатских епископов не считали ровней латинским епископам, - пишет митрополит И. Рутский. Их не удостаивали должности сенаторов. Епископов на сейме заставляли стоять позади сенаторов вместе с обычными католическими священниками и там не давали им слова. Священники униатские бедные, которых дворяне наказывают, как холопов, и заставляют работать наравне с холопами. 




Русские дворяне в своей жалобе, поданной на сейме 1623 года, говорят о том, что православные священники подвергаются мучениям, заключениям в темницы. 



Римский папа открыто призывал убивать православных, уведав о смерти И. Кунцевича



О массовом переходе русских дворян в латинство пишет французский инженер Боплан


о положении крестьян в Польше


жизнь крестьян в Польше хуже, чем в Османской империи, - пишет Ш. Старовольский


Письмо Федора Скумина к князю Николаю Христофору Радзивиллу с известиями о Варшавском сейме 1597 г из [Голубев Киевский митрополит Петр Могила т. 2 с. 63-64]

"nam Rusi wielką krzywdę i naruszenie wolności naszey z strony odmiany posłuszeństwa dzieie.

про воеводу Троцкого Януша Тышкевича в 1636 году пишут "русин униат ходит в костел католический, так, что сказать можно, что перешел в латинский(обряд)"

Świadczy o tym relacja nuncjusza Viscontiego z 1636 roku, charakteryzująca ówczesnego wojewodę trockiego Janusza Tyszkiewicz "-- Rusin unita -- chociaż obrządku unickiego rad chodzi do kościoła katolickiego, tak iż powiedzieć można, iż przeszedł na łaciński" 

Relacye nuncyuszów apostolskich i innych osób o Polsce od roku 1548 ..., Том 2, с. 250


Автор книги  «Оправдание невинности» пишет о гонениях на православных мещан в Вильне





Relacye nuncyuszów apostolskich i innych osób o Polsce od roku 1548 ..., Том 2

М. Смотрицкий «Тренос», 1610 г.  пишет об отпавших в латинство русских княжеских родах



Смотрицкий «Elenchus» АЮЗР ч. 1, т. 8, с. 601

wiezienia braci naszey, morderstwa, inquisitiae, commissiae od nich wywodzonne, banniciae, instancia ich wynoszone, y proscriptie, przez nie actikowane


Теплова, Уния в документах, 1997 

З. Копыстенский о преследовании православных мещан: тюрьмы, отстранения от должностей, изгнание из цехов



о гонениях на православных мещан, бросании их в тюрьмы и темницы



«в Полоцке кандалами к унии принуждали». В Минске церковную землю использовали на татарскую мечеть. В Минске священников сажали в бочку и мучали. 
Сборник документов, уясняющих отношение латино-польской пропаганды к русской вере и народности. (Из ист. материалов, помещенных в "Вестн. Зап. России" и из других печ. источников). Вып. 2. Вильна, 1866










Люди греческого исповедания побои, обиды претерпевают от католиков. 













А. П. игнатенко «борьба белорусского народа за воссоединение с Россией»

с. 50

Захват православных церквей и монастырей происходил, как правило, путем открытого насилия, нередко и с помощью вооруженной силы. «неисповедимыми тяжестями и платежами» заставлял в начале 30-х гг. 18 в. Православных мещан Борисова принимать унию местный староста князь Огинский. Его сын Игнатий, став после смерти отца борисовским старостою, заявил игумену Тудоровичу, купившему на присланные из Москвы деньги лес для ремонта монастыря: «Ежели ты, попе, сие учинить дерзнеш, то я с онаго лесу виселицу тебе самому сделать прикажу»

Н. Н. Бантыш –Каменский Историческое известие о возникшей в Польше унии

 

В м. Лоеве в 1756 г. Униаты во главе с попом Стефаном изгнали православного священника, а затем обратились с просьбой о помощи губернатору, который «казал собрати попов униацких и оному попу Стефану позволити служити, не вдаючись до вищого церковного начальства». Лоевских мещан, которых губернатор держал в кандалах три недели, с помощью угроз и насилий заставили перейти униатство, и они «не могли чего изделати, только пристали до унии до далшого часу, надеючись войска великороссийского» 195. 

Витебская летопись сб. летописей, относящихся к истории Южной и Западной Руси Киев 1888 стр. 224

 

В конце 50-х гг. 18 в. Была направлена группа доминиканских миссионеров во главе с монахом Овлочинским. 197.  Миссионеры устраивали публичные зрелища, во время которых издевались над православными, высмеивали, а затем уговорами, а чаще насилием превращали православных в униатов.

Прибыв в Шклов, Овлочинский «с помощью шляхты и уряду, римской или униатской религии,— доносил в Петербург в январе 1761 г. белорусский епископ Г. Конисский,— сгоняет людей с сел как униатов, так и благочестивых, а согнавши, купно с мещанами благочестивыми ж, по всяк день, яко овец, до костелов гонит, а тамо заключая... угрожениями в заблуждение свое преклоняет» 198. Кроме того, миссионеры обязывали феодалов «под клятвою папской, дабы благочестивым нашим людям не допущали больше жить при благочестии ни в селах, ни в городе, но или в унию насильно принудили, или нехотящих изгоняли прочь» 199.

198.  Н. Костомаров. Мазепа и мазепенцы. Собр. соч., кн. 6. СПб., 1905, сто. 550.

199 В. В. Волк-Карачевский. Борьба Польши с казачеством во второй половине X V II и начале X V III века. Киев, 1899, стр. 323.

В 1764 г. На Варшавском сейме было постановлено казнить всякого, кто покинет католическую веру. В соответсвии с сеймом в 1766 г., католик, выступивший в защиту православного, объявлялся врагом отечества.   203. 

203 Архив Ю ЗР , ч. 3, t. 2, стр. 495—496

с. 47

В январе 1741 г. Слуцкий архимандрит Оранский сообщал киевскому архиепископу, что в двух селах Петриковской волости Мозырского повета арендатор Ленкевич церкви «со многолюдною парафией гвалтом на унию превратил, от которых церквей священника благочестивого изгнавши, униатского попа впровадил и прихожан великим утеснением до той же унии принудил»

Белоруссия в эпоху феодализма т. 2 стр. 380

 с. 48

В грамоте польскому королю Августу 2 от 30 июля 1722 г. Петр 1 писал, что в Польше и Литве «греческого исповедания духовным и мирским людям чрезвычайно великие и несносные гонения, обиды и принуждения в унею происходит, и уже не токмо в прошедших летах, но и в настоящем 1722 г. многие монастыри и церкви в тую унею насильно отняты, претерпевают при том оные греческого исповедания люди не токмо мирския, но и духовныя знатныя особи от католиков и униатов различные безчестия, мучения, побои и раны, чем и епископ белорусский князь Четверинский не обойден» 186.

188 История Белорусской ССР, т. 1. Минск, 1954, стр. 180

 

В 1732 г. генеральная конфедерация приняла о диссидентах постановление, которое получило силу закона, будучи утвержденным затем сеймом Речи Посполитой (действовало до 1767 г.). В соответствии с этим решением православные и протестанты были лишены права избирать депутатов на сейм, в трибуналы (областные суды) и различные комиссии. Православному духовенству запрещалось ходить по улицам со святыми дарами, у ксендзов необходимо было брать разрешение на отправление различных церковных треб (похороны, свадьбы, крестины). Покойников диссиденты имели право хоронить только ночью. В нарушение договора о «вечном мире» конфедерация постановила, чтобы православные «никаких протекций через себя и министров у посторонних государств не искали» 189

 


15 октября скончалась прихожанка минской православной Петропавловской церкви. Монахи решили похоронить ее с процессией. Но как только на улице показался возглавляющий братчик со свечой, на него напали слуги минского плебана, вырвали из рук свечу, а затем на игумена, забросали процессию камнями(«били наших людей, ругали, обзывали нас схизматики и всякими непотребными словами»). Игумен Петропавловского монастыря Сильвестр обратился с жалобой на плебана виленскому канонику Слизню и получил ответ: «Отнюдь не будете совершать крестных ходов в Минске, ибо я приказал воспретить вам крестные ходы и похоронные процессии, дабы вы никогда не совершали их в Минске. Покажите мне ваши привилеи на право совершения их» 190

190 J. Wimmer. Wojsko Rzeczypospolitej w dobie wojny Pôlnocnej. Warszawa, 1956, str. 67.

с. 45

В марте 1692 г. Наместник полоцкого Богоявленского монастыря К. Демьянов говорил в Посольском приказе в Москве: «А ныне де во всем Полотцком воеводстве только один тот их Богоявленский монастырь, а иные монастыри и церкви обращены в нию и владеет ими К. Жоховский, униятцкий архиепископ, который живет в Полотцку и многое утеснение православным християном чинит». Демьянов подчеркивал: «И великое утеснение и неволю от униатов терпят, и построить вновь в монастыре и старого починить и главы зделать на церкве отнюдь не дают и не позволяют. И всех благочестивых людей города Полотцка, которые еще держатца и приходят к службе божии в их монастырь, изгоняют и разоряют и принуждают, чтоб конечно были в унии» 169. 

 

В октябре 1670 г. Униатский митрополит Г. Коленда упрекал  должностные лица витебского магистрата в склонности к православию.

Различные меры для насаждения унии применяли местные власти, католическое и униатское духовенство в Витебске. В октябре 1670 г. униатский митрополит Г. Коленда писал должностным лицам витебского магистрата: «Если вы не оставите этих сборищ и московских понятий о схизме, тогда придется мне вступиться за кровь блаженного Иософата, которая в Витебском воеводстве совсем было уже искоренила схизму»,— и предупреждал, что будет жаловаться воеводе и просить его, чтобы поступал с «вами не так снисходительно, как привык он это делать» 17°. Свою угрозу митрополит, по-видимому, привел в исполнение, так как в апреле 1672 г. последовал универсал воеводы Храповицкого, который запрещал витебским мещанам посещать православное богослужение под угрозой лишения города магдебургского права 171. Однако, несмотря «на непрестанные гонения от униат» 172, искоренить. православие в Витебске оказалось не легким делом. Поэтому в 1721 г. витебский воевода и войт, опираясь на королевские грамоты, вновь требовали, чтобы в городе «никаких дизунитов (т. е. православных.— А. И.) явных и тайных» не было173

171. Cz. Jankowski. Powiat Oszmiaiiski. Petersburg, 1898, str. 122. 

172 История Польши, т. 1. M., 1954, стр. 270



Состоявшийся в феврале этого же года сеймик Витебского воеводства вынужден был констатировать, что «весьма много дизунитов — явных и тайных, в нарушение прав, в городе живут, производят торговлю, получают с города пользу и других обращают в дизунию» 174.

Для уничтожения православия сеймик постановил: дизуниты не должны быть допускаемы ни к какой городской или ратушной должности, и требовал конфисковать их имущество и лишить прав жительства в Витебске 175.

175 J. Р е г d е n i a. Stanowísko Rzeczypospolitej szlacheckiej wobec sprawy Ukrainy.., str. 107



Решительное наступление на православную церковь вело католическое и униатское духовенство в других городах и местечках Белоруссии. В 1691 г. по распоряжению Жоховского ксендз друйский захватил находившийся в Браславском повете монастырь «и монахов и с того монастыря выгнал, и землями и крестьяны овладел, и благочестивую церковь на костел обратил» 176. Наместник оршанского Кутеинского монастыря Никодим показал в Москве в 1694 г., что «им чинитца от римлян и от униат великое гонение и утеснение» и «живут в великой скудости», а «святых икон и церковных нужд и священных одежд построить им нечем» 177. 

173 А. П. Грицкевич. Слуцк. Историко-экономический очерк. Минск, 1970, стр. 23; Псторыя Беларускай ССР, т. 1. Míhck, 19/2, стр. 408. 

177 Арх. сбо., т. 3, стр. 200—201. 


От духовных феодалов не отставали и светские. Стремясь окатоличить подвластное им православное население, светские феодалы применяли различные формы и методы принуждения. Зачастую при пожаловании или дарении католическому или униатскому духовенству земельных угодий вместе с крепостными они предписывали последним в обязательном порядке посещать костел или униатскую церковь. Так, городничий Витебского воеводства С. Косов в дарственной записи 1699 г. на землю для Жеребычской церкви, находившейся в этом же воеводстве, писал: «Я имею в виду искоренить в крестьянах моих прежнюю схизматическую ересь и подчинить их римско-католической власти» 178.

178 В. I. Мялешка. Крычаускае паустанне. «Полымя», 1971, № 1, стр. 144; Псторыя Беларускай ССР, т. 1. M íhck, 1972, стр. 407—408.


Пользуясь правом назначения духовных лиц в своих имениях, магнаты и шляхта не только не допускали к церкви православное духовенство, но и изгоняли его отовсюду, замещая освободившиеся должности униатскими священниками. В апреле 1686 г., например, полоцкий воевода Слушка заменил в Николаевской церкви Езерницкой волости православного попа униатским, а крестьянам под угрозой штрафа в размере 1000 коп грошей приказал посещать эту церковь и подчиняться униатскому духовенству 179. В марте 1723 г. русский комиссар И. Рудаковский доносил Петру I, что владелец имения Любавичи литовский кухмистр Залуцкий, «забыв страх божий, будучи в согласии с ксензами римскими и униатами, також и шляхтою, забрав так церковные, яко и власные вещи и пожитки священнические по всем церквам в маетностях своих.., попов бедных, нагих от тех церквей отогнал и отдал те церкви униатам, мещан и прочих жителей оковал и велел привесть палача мучити тех, ижеб не похотели приступить к унии» 18°. Рудаковский сообщал далее, что подобные преследования православных имеют место в Мстиславском воеводстве, а поэтому, когда он находился в Шилове, местные жители, будучи не в состоянии дальше терпеть угнетения, «варварского разорения и грабежу», приходили к нему и просили, что «ежели бы ваше величество изволил дать оным руку, егда бы они сами возбудили поспольство и побили всех римлянов и униатов» 181.

180 ИЮМ, вып. 10, стр. 489—495.

 181 Витебская старина, т. 1, стр. 181— 183, 462


В апреле 1686 г. Полоцкий воевода Слушка заменил в Николаевской церкви Езерницкой волости православного попа униатским, а крестьянам под угрозой штрафа в размере 1000 коп грошей приказал посещать эту церковь и подчиняться униатскому духовенству.

 

 с. 44

Закрепляя и утверждая королевские универсалы, ряд постановлений, направленных против православных, принял высший орган государственной власти Речи Посполитой — шляхетский сейм. Его постановлением 1676 г. все православные братства лишались своих привилегий. Кроме того, им не разрешалось поддерживать связи с константинопольским патриархом, которому они ранее непосредственно подчинялись. С этого времени братства обязывались выполнять распоряжения местных епископов, назначаемых королем из числа униатов. Одновременно под угрозой смертной казни и конфискации имущества сейм запретил «людям греко-российской религии» выезжать за границу 16S. В 1699 г. Варшавским сеймом было принято постановление об исключительном праве униатов занимать выборные магистратские должности в городах 166. Сейм 1712 г. издал закон, согласно которому должностным лицам запрещалось прикладывать печати к документам, содержащим что-либо выгодное для лиц некатолического вероисповедания 167. 

165 Архив Ю ЗР , ч. 2, т. 2, стр. 480—481.

 166 В. А . Д я д и ч е н к о. 3 ¡сторН боротьби правобережного козацтва проти шляхетсымм Польщ! (1690—1699 рр.). «Науков! записки 1н-ту 1сторЦ i археологи Украшн», кя. 2, 1946, стр. 170. 

167 Т а м ж е, стр. 176.

 

В 1669 г. Униатский архимандрит полоцкого Борисо-Глебского монастыря донес воеводе, что жители полоцкого предместья Кобака не желают его признавать, воевода приказал, чтобы «овцы знали пастыря своего и с требами крещения, исповеди, причащения, брака и погребения обращались бы в церковь архимандричью, как в древнюю свою приходскую» Нарушившие это распоряжение должны быть подвергнуты штрафу в 10 злотых.

Витебская старина стр. 234

 с. 44

Насилия и издевательства над православным населением Полоцка творил униатский архиепископ К. Жоховский. По его распоряжению закрывали православные церкви и монастыри, изгоняли из города лиц, исповедовавших православную веру, бросали в тюрьмы противников унии.

В марте 1692 г. наместник полоцкого Богоявленского монастыря К. Демьянов говорил в Посольском приказе в Москве: «А ныне де во всем Полотцком воеводстве только один тот их Богоявленский монастырь, а иные монастыри и церкви обращены в унию и владеет ими К. Жоховский, униятцкий архиепископ, который живет в Полотцку и многое утеснение православным християном чинит». По его же словам, Жоховский «всякими лукавыми вымыслы» стремился обратить в унию «или вовсе разорить» и Богоявленский монастырь, а монахов выгнать из города. В заключение Демьянов подчеркивал: «И великое утеснение и неволю от униатов терпят, и построить вновь в монастыре и старого починить и главы зделать на церкве отнюдь не дают и не позволяют. И всех благочестивых людей города Полотцка, которые еще держатца и приходят к службе божии в их монастырь, изгоняют и разоряют и принуждают, чтоб конечно были в унии» 169



1724 ноября 27 Из записки российских послов в РП братьев Долгоруковых польскому королю о притеснениях православных жителей Мстиславля, Бреста, Пинска и Могилева


"Соколинский, архиепископ смоленский униятской, с Иллиничем, стольником мстиславским, церковь св. Илии в гор. Мстиславле, наехав ночным временем, отняли на унию, а людей православных, которые просили о той церкви, саблями рубили, а по других стреляли; по утру же на другой день, забрав множество в городе тамошних обывателей, до езуитскаго монастыря загнали и тамо их палками до смерти били"

Аникиевич К. Т., Сенненский уезд Могилевской губернии, 1907

Къ 1700 году въ Сѣнненскомъ уѣздѣ во время бѣлорусскаго

епископа Капріяна Жоховскаго, не только принившаго унію,
но и насильно обращавшаго въ нее свою епархію, въ Сѣннен-
скомъ уѣздѣ были отняты у ггравоелаыіыхъ подъ унію между
прочимъ слѣдующія церкви г): Бобровскаго деконата—Б о б р о в-
с ка я , Черейскаго дек.—X у д о в с к а я, М о л я в с к а я,
Р о т н и ц к а я, Бѣлицкаго дек.—Б ѣ л и ц к а я, Мо що н-
с к а я и Б у й с к а я, Смольянскаго дек.—H е р е й ш а н*
с к а я и К и ч и н с к а я, Чащницкаго дек.—3 а б о р с к а я,
Соколинскаго дек,—Н е к д ю д о в с к а я. Съ 1700 по 17*26 г.
насильственнымъ путемъ отняты были въ унію, между прочимъ,
протопопіи Толочинская, Смольянская, Черейская 2) и Лукомль-
скій монастырь 8).
Лицо, близко знающее исторію многострадальной Бѣлой Руси,
въ № 3 «Вѣстника Виленскаго Православнаго Св.-Духовскаго
Братстка» 1907 г. по поводу отнятія Лукомльскаго монастыря
между прочимъ говорить слѣдующее: ,,Основанный въ XIV вѣкѣ.
Лукомльскій монастырь мирно существовать въ XV и XVI вв.
Въ 1564 году Лукомльская волость отошла къ Москвѣ и Лу-
комльскій Николаѳвскій монастырь внесенъ московскими воеводами
въ извѣстную ,.Писцовую книгуи Полоцкаго воеводства
1566 года. Затѣмъ, извѣстія о монастырѣ снова прерываются
почти на полтораста лѣтъ. Его не тронулъ умыѣйшій человѣкъ
своего вѣка Левъ Сапѣга, къ со/калѣнію, невыдержавшій гнета
польскаго ига и омрачивіпій свою память измѣною вѣрѣ сво-
ихъ предковъ.
 Не трогали ее и отступившіѳ отъ православія
князья Лукомльскіе (потомки св. Владиміра). Но наступило
«яуждное гонительное время» и «славный древній русскій народъ
сталъ унижѳняымъ паче всѣхъ живущихъ на земли». По
настоянію Кунцевича, въ 1619 г. всѣмъ православнымъ мона-
стырямъ и церквамъ повелѣно быть въ подчиненіи полоцкаго
уніатскаго епископа—и православные храмы насильно были
обращены въ уніатекіе или стояли запечатанными, a «дѣти православныхъ
въ младенчествѣ безъ крещенія отъ сего свѣта
отходили, совершенно возрастшіе жили внѣ законнаго брака, а
тѣла умершихъ, безъ церковнаго обряда, какъ стерво, вывозились
изъ городовъ». При такихъ условіяхъ, ежеминутно трепеща
за свою участь, Лукомльская обитель просуществовала однако
же еще иочти сто лѣтъ. Отдаленно ея захвата, конечно, способствовала
война за Малороссію. Но въ 1715 году часъ святой
обители пробилъ. Князь Лукомльскій, фанатичный какъ всѣ
ренегаты, „на&халъи въ этомъ году съ толпою приелужниковъ
на Лукомльскій монастырь и потребовалъ отъ иноковъ перехода

въ унію. ІІодкрѣпляемая игуменомъ Варлаамомъ, братія
рѣшительно отказала. Тогда кн. Лукомльскій сталъ „бить мучи-
тельски“ монаховъ. а игумену Варлааму и наиболѣѳ упорствовавшему
іеромотіаху, кромѣ того, ве.іѣлъ обрить нѳ только бороды
и усы, но и головы. Но ни такія издѣвательства, ни .,ти-
ранскіе“ побои не поколебала стойкости православныхъ мучени-
ковъ. Тогда обезумѣвшій князь сталъ звѣрски бить ихъ и, насытившись
злобою, безчувственныя тѣла ихъ, вытаща за ноги,
за монастырь бросить велѣлъ,—гдѣ игуменъ, не приходя въ со-
знаніе, и умеръ. Тогда торжествующей побѣдитель выгналъ
остальныхъ иноковъ изъ монастыря и отдалъ его уніатамъ, ,,со
всѣми пожитками, вещами церковными, книгами, утварыо“ и т.
д.
 Такъ погасъ этотъ свѣточъ православія, свѣтившій бѣлорус-
скому народу болѣе трехъ етолѣтій1 Поселились первоначально
здѣсь базиліане изъ сосѣдняго Черейскаго монастыря, но потомъ
древняя русская обитель была отдана бернардинамъ и въ качѳ-
ствѣ катодическаго монастыря просуществовала до польскаго
мятзжа 1831 года».—Гдѣ дѣвалась чудотворная икона св. Николая,
которою славился Лукомдьскій монастырь, неизвѣстно.

Уніаты были совращаемы въ латинство, такъ напр, отъ Лукомльской
уиіатской церкви къ Лукомльскому францисканскому
монастырю было присоединено 220 уніатскихъ дворовъ, о чемъ
заявилъ Сѣнненскому нижнему земскому суду уніатскій священ-
никъ Зеньковичъ, присовокуиившій, что монахъ „съ Лукомля“
въ уніатской церкви въ дер. Вятіорѣ приводилъ уніатовъ въ
римскую религію і). По словамъ Батюшкова („Бѣлоруссія и Литва“,
330), въ Сѣнненскомъ уѣздѣ бернардиномъ и уніатскимъ
священникомъ совращено 500 домовъ. Однако всѣ насильствен-
ныя мѣры противъ православія не располагали къ уніи русское
населеніе. Новообращенные уніаты во многихъ мѣстахъ при первомъ
удобномъ случаѣ заявляли протестъ противъ насильно навязанной
имъ уніи. „Хотя иныя церкви уже по 20 лѣтъ въ уніи
состоять,—писалъ преосвященный Георгій Конисскій въ 1757
году,—однако и нынѣ еще бѣдные тѣхъ церквей прихожане при-
ходятъ ко мнѣ тайно, страха ради римскаго, я съ плачемъ про-
сятъ,—не можно ли имъ помочь, дабы попежнему быть въ

православіи“. 



https://orda.of.by/.lib/pmb/104

1623 г. Жалоба православной шляхты Руси варшавскому сейму

Мы, жители Короны и ВКЛ, все в целом и каждый в отдельности от всей Руси древнего греческого вероисповедания обряда святой восточной церкви передаем привет и пожелания милости, мира…
Замышлялись и творились бесправия и притеснения шляхты и мещан, духовенства и мирян путем привлечения к суду, арестов, штрафов и изгнания нас, разделенного русского народа древней греческой веры… На протяжении 28 лет на всех сеймах мы, русский народ, докладывали и убеждали ваших вельможностей, пресветлые, ясновельможные сенаторы, наши милостивые господа, в том, что мы терпим невыносимые притеснения и большие бесправия от отступников наших.. Мы испытываем величайшие беззакония и жестокие притеснения и никто в нашем отечестве не изъявляет желания нам помочь. Нас лишили прав, лишили свобод и вольностей. … Мы покорно и нижайше просим ваших вельможностей, сжалиться над нашими поруганными правами, свободами и вольностями. Эти права, свободы и вольности наш русский народ добыл своей кровью.. А внутренний, домашний враг вырывает их насильно из наших рук! Вот уже 28 лет, как наш русский народ в этом святом месте докладывает сейму о всех происходящих беззакониях, насилиях, нарушениях его прав и вольностей…
Извольте только вникнуть, ваши вельможности, в наши права и привилегии, пожалованные нам королями польскими, а особенно акт присоединения русских земель к Короне! Ваши вельможности найдут там, что наш русский народ присоединяется к польскому народу как равный к равному, как свободный к свободному! … Покорнейше и нижайше просим ваших вельможностей соизволить и принять меры к тому, чтобы в дальнейшем прекратились невыносимые притеснения нас, русского народа, в делах веры, а стало быть, ущемление в правах и вольностях… Теперь, при преемниках константинопольского патриарх блаженной памяти Иеремии, это воспрещается, чем нарушается наше право на представление, на утверждение высших иерархов, и Мы русский народ вместо свобод испытываем рабство. … со сменой пастыря неизбежно должна измениться вера, а с изменением веры рушатся наши, русского народа, права, свобода становится неволей( в чем же мы можем быть свободны, если порабощены совесть и вера?).. Отсюда рождаются клевета, расследования, суды, наложение арестов на имущество, отстранения от должностей, лишения чести, штрафы, лишения свободы, изгнания и тысячи других неслыханных в нашей отчизне издевательств над русским народом.
Мы считаем, что благополучие каждого государства зиждется на его собственном внутреннем согласии. Какого же согласия можно ожидать в нашей родине, если от нас требуют повиновения те, которые нам приказывают и заставляют нас нарушать извечные наши церковные законы и так же, как они, вероломно изменить нашему духовному руководству, ниспосланному и утвержденному по воле божьей вот уже свыше 600 лет тому назад. И, наконец, они принуждают нас к тому, чтобы мы вместе с ними приняли участие в уничтожении своих церковных и гражданских прав, свобод и вольностей. Ибо кто отрывает нас от подчинения восточной церкви, тот отнимает у нас нашу святую веру. А кто лишает нас святой веры, гарантированной предкам нашим законами их величеств королей польских, тот отнимает у нас права, свободы и вольности, стремится к их уничтожению, а нас пытается привести в рабское состояние, с тем чтобы мы и гражданские свои свободы утратили и свою поруганную святую веру изгнали из отчизны нашей, от чего упаси нас Христос. Какого же мира может ожидать русский народ при таких ежедневных интригах и кознях, приводящих в тревогу русскую церковь?
Эти их зловредные козни на протяжении нескольких лет во многих городах держат запечатанными наши церкви. Они заключают в тюрьмы наших священников, лишают их имущества и средств существования, избивают и убивают, они запрещают нам свободно совершать богослужения, .. Они подвергают арестам и изгнанию невинных людей, уничтожают наши права и свобод. Они сами измыслили и распространили указанную выше клевету и своими жалобами бросили тень подозрения в измене на честных людей, что затрагивает, задевает и оскорбляет весь наш русский народ.
Любима и сладостна нам отчизна наша, но еще сладостней ее вольности!
Так велико горе и оскорбления, причиненные всему нашему русскому народу, что худшего от этих людей(изменников) и ожидать нельзя. В своих жалобах они оговаривают и привлекают к судебной ответственности целые воеводства, целые города, целые братства. \
… Действительно безграничны беззакония, которым подвергаемся мы, русский народ греческого вероисповедания, и велико стеснение нашей свободы, которую мы заслужили своей кровью при их милостях русских князьях и польских королях.
Блаженной памяти король Сигизмунд Август в привилегии русскому народу, пожалованной во время присоединения, разделяя шляхту русского народа на два вероисповедания – одно римское, а другое греческое, обоим русским вероисповеданиям наравне сохранил все свободы, вольности, права и звания КП, хотя шляхта греческого вероисповедания в его царствование, как и во все прошедшие христианские века, находилась в подчинении константинопольского патриарха.
… Русский народ пользуется свободой двояко: русский народ, исповедующий римскую веру западного обряда, и русский народ, исповедующий греческую веру восточного обряда. Русь римского вероисповедания сохраняет свою свободу; у нас Руси греческого вероисповедания свободу отнимают.
.. Мы можем перечислить те воеводства, поветы и города, в которых творится этот невыносимый произвол и несвойственное христианству притеснение нас, русского народа, хотя ваши вельможности, как начальники этих поветов и воеводств, сами изволите знать, что и в каком городе вершат владыки Руси – вероотступники. Это Вильно, Минск, Новогрудок, Гродно, Слоним, Брест, Браслав, Кобрин, Каменец, Бельск, Брянск и Дрогичин – подляшские, Полесье – Пинск, Овруч, Мозырь. Владимир, Луцк, Кременец, Львов, Перемышль, Самбор, Дрогобыч, Белз, Холм, красный став, Сокол, Кричев, Чечерск, Пропойск, Рогачев, Гомель, Остр, Речица, Любеч; Белая Русь – Полоцк, Витебск, Мстиславль, Орша, Могилев, Дисна.
В большинстве из этих городов люди старого греческого вероисповедания, имеющие права, пожалованные их величествами королями польскими и великими князьями русскими и литовскими, отстранены от городских ратушных дел, исключены из ремесленных цехов, лишены церквей,воздвигнутых из камня и дерева. Притом они испытывают невыносимые странадания, их заключают в тюрьмы, подвергают изгнанию, лишают должностей, наказывают штрафами, налагают аресты на имущество и придумывают всякие, какие только могут быть, неприятности, надругательства, оскорбления и клевету.
Покорнейше просим, чтобы яблоко раздора брошенное между поляками, русскими и литовцами, было уничтожено. … Пусть же наконец Польша, Литва и Русь придут к соглашению, прежде чем случится несчастье!
Мы просим той свободы, которой свыше 600 лет пользуется русский народ .. Вашим вельможностям,нашим милостивым господам, желают всяческих благ ваши покорнейшие братья и слуги, жители Короны и Вел. Кн. Лит., Русь греческого вероисповедания восточного обряда.

Коялович А. Dokumenty objasnjajuscije istoriju zapadnorusskago kraja i jego otnosenija

«cierpią mordy nieznośne, wiezienia, sekwestry, baniowania od urzędow »

Об уничтожении греко-российского вероисповедания в отторженных Польшей от России областях


Предисловие.

Проект этот не новость для Русских ученых, но новость для большинства вообще Русских. На него давно уже указывали в разных сочинениях, ссылались, приводили содержание, начиная с незабвенного пастыря, Георгия Конисского, до г. Говорского. Преосвященный Георгий сообщал Н.Н. Бантышу-Каменскому, что Проект этот был напечатан и предложен на одном из Сеймов восьмидесятых годов прошедшего столетия. 1 Вероятно, обстоятельство это было поводом к тому, что в заглавии некоторых списков переведения этого Проекта читаем: «Представлен 1786 года Государственным Чинам одним Ксёндзом Езуитским» (или «Ксендзом-Езуитом»). Проживая в Варшаве летом 1842 года, на обратном пути в Россию из путешествия своего по Славянским землям, я списал его с Польской рукописи; в ней он озаглавлен так: «Proiekt wyniszczenia Rusi przez Jezuitow, w wieku XVII wydany, z Archiwum Stawropigii Lwowskiej, fascicul. 268.» Оттуда же был прислан в нашу Археографическую Коммиссию такой же точно список, с заверением, что подобные списки встречаются и в других местах, [2] но до сих пор нигде не напечатан, 2 что противоречит показанию Преосвященного Георгия. Без сомнения, Археографическая Коммисия получила его от Д.И. Зубрицкого, своего Корреспондента в Галицкой Руси, хотя имя его и не выставлено в пояснительной приписке под актом, вопреки обычаю указывать на него под другими бумагами, от него полученными. Он напечатан Коммиссиею в «Supplementum ad historica Russiae monumenta, ex archivis et bibliothecis extraneis deprompta. Petropoli 1848» (N. LXXXI, p. 221-226). Через год с небольшим напечатан он и в самом Львове (в 8-ку, «Drukiem M. Poremby we Lwowie») под заглавием: «Projekt na zniszczenie Rusi ziednoczonej, ktory r. 1717 ze skrytosci najaw, wyszedl, zapewnie w czasach Zygmunda III uknowany» (стр. 1-9). В конце присоединено к нему несколько замечаний и один акт подобного же содержания, вероятно, вызванный упомянутою рассылкой первого: замечания эти и самый акт (стр. 9-10) мы тоже присоединяем здесь, так как они дополняют и обьясняют друг друга. К сожалению, многие обстоятельства, в буквальном смысле не зависевшие от меня, не позволяли мне до сего времени издать, как Польского текста этого Проекта, так и Русского перевода его. Последний давно существует, что доказывают списки его, полученные мною из разных сторон в разное время. Между тем г. Говорский, отыскав Польский список проекта в Тадулинском, теперь Православном, монастыре Полоцкой Епархии (связка № 13), напечатал его с Русским переводом в № 42 Витебских Губернских Ведомостей 1858 года, а через два года, именно в 1860 году, явился Русский перевод в «Домашней Беседе»; наконец, в текущем году спорная статья, известного отчасти и у нас, Польского писателя, М. Грабовского, написанная им по-французски, в ответ на статьи М.В. Юзефовича в «Le Nord» 1861 г. (№№ 184 и 293), и помещенная в №№ 15 и 16 «Дня» 1862 г. (Генваря 20-27), побудила издателя последней газеты, до напечатания еще ему ответа от себя обнародовать этот Проект, как «образец, по [3] выражению его, того учения, которое возводит безнравственность на степень богоугодного подвига, и притупляет в людях, даже одаренных от природы высокими душевными качествами, всякое нравственное чутье и понимание». Дело в том, что, по мнению этой газеты, г. Грабовский отрицает участие и козни Езуитов в тяжбе Русских с Поляками, оправдывая вероотступничество и измену народу побуждениями себялюбия (эгоизма), стремлением к сохранению собственности, из-за которой сословие в бывшем Великом Княжестве Литовско-Русском (и Галиции) отступилось от веры отцев и народности. Мне кажется, что издатель заблуждается, полагая, что напечатанием этого Проекта, излагающего с таким «цинизмом свою безнравственную систему», можно привести в ужас, как нового защитника Езуитской политики, так и других, подобных Поляков, и что они «заклеймят его гласным осуждением». Дело невозможное: и Грабовский и земляки его очень хорошо знали этот Проект еще до напечатания его нами. Им прежде и более нашего известны и многие другие, похожие на этот, проекты и акты, которые мы теперь с таким старанием подбираем и обнародуем. Для Русских это, конечно, новость, для них же старина, по своему ими понимаемая и объясняемая. При издании подобного рода актов - великодушие в сторону: необходимо, прежде всего, сохранить документ, сделать его доступным, как можно большему числу ищущих чистой истины. Выводы, за познанием событий в источнике, сами собою явятся, и явятся такие, какими им следует быть, по их природе и происхождению, как бы кто там ни старался вдохнуть в них другой дух, другой смысл, иной запах, направить полет в иную сторону: что посеяно, то и выростет. Дерево, как ни гнети его, оно все вверх растет; так и правда: как ни изводи ее, она все всплывает наверх, рано, поздно, но всплывает, подобно елею, непременно и неудержимо.

Эту-то необходимость и должно иметь нам при издании всех вообще памятников; обращение же иномыслящих и иноверствующих предоставим силе, которой никто не в состоянии противиться, и какую всякая истина содержит в себе, и, сверх того, времени, первому и лучшему союзнику и пособнику [4] правды. И засевшее в костях, и обратившееся уже в плоть и кровь, лучше всяких снадобьев выводится этими двумя могущественными силами.

Редакция «Дня» говорит далее, что «Проект Ксендза Езуита» хранится в подлиннике в Архиве Витебска, откуда его и доставили ей в переводе». Вероятно, этим она хотела сказать, «список Польского текста», потому что подлинник по сю пору не открыт, равно как и то, когда и кем именно он был написан. Г. Говорский утверждает, напротив, что перевод, помещенный в «Дне», перепечатан из Витебских Губернских Ведомостей; теперь же и он поместил его сам, по Польски и по Русски, один против другого, в 1-й книжке своего «Вестника Юго-Западной и Западной России», выходящего с Июля нынешнего года в Киеве (под № 2 отдела 1, стр. 18-41), предпослав «Примечание Редактора», в котором, между прочим, передает, что Настоятель Тадулинского монастыря, Симплициян Франковский (из воссоединенных Базилианцев), «приписывал сочинение Проекта Езуиту Алоизию Кулешу (что едва ли справедливо), и сказывал, что в прежнее время списки его находились почти у каждого настоятеля монастыря и тщательно сохранялись в настоятельской келлии между самыми важными и секретными бумагами, но после воссоединения сделались весьма редкими. Ему (Симплицияну) случалось видеть даже экземпляры этого Проекта». А в отдеде IV (стр. 35-37) того же «Вестника» во 2-ой книге перепечатал «Заметку об этом Проскте г. М.О. Кояловича», помещенную в № 20 «Дня» (стр. 6-8), присоединив к ней и свои «указания на действительность существования этого обязательного Проекта».

Сообщая, с своей стороны, Польский подлинник, я присоединяю к нему и Русский перевод двух разных времен, по спискам, как я уже сказал выше, стекавшимся ко мне из разных мест, равно как переводы, помещенные в «Дне» и «Вестнике Юго-западной и Западной России». Из этого, между прочим, открывается, что и в нашей рукописной литературе памятник этот давно известен, как указывает на то самый язык перевода некоторых из названных списков.

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Polen/XVIII/1780-1800/Unictozenie_russ_very/text.phtml?id=10902






«От пятидесяти лет и вящше, - жаловались в 1658 г. Представтели белорусов народа царю Алексею Михайловичу, - в Вильно, во Львове, в Люблине, в Бресте, в Пинску, в Минску, в Сокале, в Красном Ставе, в Трубешове, в Бельску, в Каменце, в Новогродку, в Полотцку, в Витебску, в Орше, в Могилеве и прочих, где православнии жития своя имеша, все напасти: не токмо сокровищ, чести, имений своих отчуждены бывше, но и темницы, и раны, и биения, узы железныя, наругания, клеветы и досады … терпеша»

И. Марзалюк, 2007


1616 г. праваслаўныя гараджане Менска ў сваёй скарзе на каталіцкага плябана засведчылі сваю прыналежнасць да “грэчаскай веры” і да “рускай” этнічнасці: “далі нам того ведат бурмістры, радцы і всі мещане места нашого тамошнего Менского которие ест Вери и закону Греческого иж деи ты будучи там у Менску плебаном умыслил и стараесся о то абы они люди руские закону греческого Свята римские водле нового календару за приневольваннем от тебе абы ходили и светили» Плябану было загадана “оных мещан наших Менских людей руских которые ест закону греческого» не прымушаць да падобных дзеянняў.


из "Лифоса" петра Могилы Киевского митрополита в дискуссии с униатским архимандритом Касьяном Саковичем


Podź do Minska a spytay się: na iakim placu Tatarski meczet stoi?
Pewnie się dowiesz, że na tym gdzie cerkiew była Narodzenia Pana naszego...
Uważże tu, ieśli się Boga choć trochę boisz, a przyznay, co iest lepszego: czy wiele cerkwi, choć nie fundowanych mieć y w nich, choc ubożuchno, chwałę Bożą odprawować, czyli też fundowane niszczyć y wniwecz obracać, y mieysca, na ktorych chwała Boża y ofiara święta się odprawowała, na karczmy y nierządne domy y na meczety Tatarskie obracać?


  


1632 г. Из книги «Синопсис» о религиозных преследованиях православных со стороны униатов и католиков

Люди невинные из Магистратов и Цехов изгоняемы, и в подземныя ратушныя тюрьмы безвинно посаждаемы были. В Полоцке кандалами к унии православных принуждали, прочих же из города изгнали. В Турове насильно церкви со всею утварью и имуществом отобрано. В Минске священники благочестивые посажены в бочку и мучимы были. В Бельску таковое определение состоялось: что естьли бы кто из мещан с крестным ходом из церкви в костел не пошел, таковый смертию казнен будет. В Мяделе православные к унии от тамошняго старосты насильно принуждаемы и в ссылку из города, как ариане, декретом осуждены были; и прочия нестерпимыя обиды, узы, темницы, гонения и муки в КП и ВКЛ претерпевают, что не делают послушания униятам.

Разбор сочинений Г. Конисского, А. С. Пушкин





Георгій Конискій извѣстенъ у насъ краткой рѣчью, которую произнесъ онъ въ Мстиславлѣ Императрицѣ Екатеринѣ во время Ея путешествія въ 1787 году: «Оставимъ Астрономамъ»... и проч. Рѣчь сія, прославленная во всѣхъ нашихъ реторикахъ, не что иное, какъ остроумное привѣтствіе и заключаетъ въ себѣ игру выраженій, можетъ быть, слишкомъ затѣйливую: по нашему мнѣнію, привѣтствіе, коимъ Высокопреосвященный Филаретъ встрѣтилъ Государя Императора, пріѣхавшаго въ Москву въ концѣ 1830 года, въ своей умилительной простотѣ заключаетъ гораздо болѣе истиннаго краснорѣчія. Впрочемъ различіе обстоятельствъ изъясняетъ и различіе чувствъ, выражаемыхъ обоими ораторами. Императрица путешествовала, окруженная всею пышностію Двора Своего, встрѣчаемая всюду торжествами и празднествами; Государь посѣтилъ Москву, опустошаемую заразой, пораженную скорбью и ужасомъ.

Но Георгій есть одинъ изъ самыхъ достопамятныхъ Мужей минувшаго столѣтія. Жизнь его [86]принадлежитъ Исторіи. Онъ вступилъ въ управленіе своею Епархіей, когда Бѣлоруссія находилась еще подъ игомъ Польши. Православіе было гонимо Католическимъ фанатизмомъ. Церкви наши стояли пусты, или отданы были Уніятамъ. Миссіонеры насильно гнали народъ въ Уніятскіе кастёлы, ругались надъ ослушниками, сѣкли ихъ, заключали въ темницы, томили голодомъ, отымали у нихъ дѣтей, дабы воспитывать ихъ въ своей вѣрѣ, уничтожали браки, совершенные по обрядамъ нашей Церкви, ругались надъ могилами православныхъ. Георгій искалъ защиты у Русскаго Правительства; онъ доносилъ обо всемъ св. Суноду, и жаловался нашему Посланнику, находившемуся въ Варшавѣ. Ревность его пуще озлобила гонителей. Доминиканецъ Овлачинскій, прославившійся ненавистію къ нашей Церкви, замыслилъ принести Георгія въ жертву своему изувѣрству. Въ 1759 году Георгій, презирая опасности, ему угрожающія, поѣхалъ обозрѣвать сѣтующую свою Епархію. Овлачинскій и миссіонеры возмутили въ Оршѣ шляхту и жолнеровъ. Они разогнали народъ, вышедшій съ хоругвями навстрѣчу своему Архипастырю, остановили колокольный звонъ, и съ воплемъ ворвались въ церковь, гдѣ Георгій священнодѣйствовалъ. Преосвященный едва успѣлъ спастись отъ ихъ сабель въ стѣнахъ Кутеинскаго монастыря, откуда тайно вывезли его въ телегѣ, прикрывъ навозомъ. Другой изувѣръ, свирѣпый Зеновичь, предводительствуя Езуитскими воспитанниками, ночью въ Могилевѣ напалъ на Архіерейскій домъ. Буйные молодые люди вломились въ ворота, [87]перебили окна, ранили нѣсколько монаховъ, семи наристовъ и слугъ; но къ счастію не нашли Георгія, скрывшагося въ подвалахъ своего дома.

Дерзость гонителей часъ отъ часу усиливалась. Польское Правительство имъ потворствовало. Миссіонеры своевольничали, поносили Православную Церковь, лестью и угрозами преклоняли къ Уніи не только простой народъ, но и священниковъ. Георгій снова жаловался Россіи. Императрица Елисавета Петровна, передъ самой Своей кончиною, и Государь Петръ III, при Своемъ восшествіи на престолъ, требовали отъ Польскаго Двора, чтобъ гоненія надъ нашими единовѣрцами были прекращены; но избавленіе православія предоставлено бы ло Еклтквинѣ II.

Георгій предсталъ передъ Нею въ 1762 году въ Москвѣ, когда Она короновалась, и въ слѣдъ за Русскимъ духовенствомъ принесъ Ей вмѣстѣ съ поздравленіями тихія сѣтованія народа, издревле намъ роднаго, но отчужденнаго отъ Россіи жребіями войны. Екатерина съ глубокимъ вниманіемъ выслушала печальную рѣчь представителя будущихъ Ея подданныхъ, и когда, нѣсколько времени спустя, св. Сунодъ думалъ вызвать Георгія и поручить въ его управленіе Псковскую Епархію, Императрица на то не согласилась и сказала: «Георгій нуженъ въ Польшѣ.»

Въ 1765 Георгій явился въ Варшавѣ и предъ трономъ Станислава съ жаромъ заступился за [88]тѣхъ, которые именовались еще подданными Польши. Король пораженъ былъ его словами. Онъ обѣщалъ свое покровительство диссидентамъ, и въ слѣдующемъ году дѣйствительно повелѣлъ «Уніятскимъ Архіереямъ, изъ среды своей избравъ одного Епископа, прислать въ Варшаву, для изысканія и постановленія надлежащихъ мѣръ ко взаимному успокоенію враждующихъ.» Но гордые Польскіе Магнаты, презрѣвъ посредничество Россіи и Пруссіи, отвергли справедливыя требованія диссидентовъ. Въ слѣдствіе сего Екатерина повелѣла Своимъ войскамъ двинуться къ Варшавѣ. Тамъ, за оградою Русскихъ штыковъ, созванъ былъ Сеймъ, учреждена согласительная Коммисія и диссидентамъ возвращены ихъ прежнія права.

Георгій, одинъ изъ первыхъ членовъ Слуцкой конфедераціи, опредѣленъ былъ въ члены сей Коммисіи. Онъ опять отправился въ Варшаву и дѣятельно занялся объясненіемъ древнихъ грамотъ, на коихъ основаны были права диссидентовъ. Онъ умѣлъ пріобрѣсти уваженіе своихъ противниковъ и даже ихъ довѣренность. «Мы за вами еще живемъ, сказалъ однажды ему Уніятскій Епископъ Шептицкій, а когда Католики васъ догрызутъ, то примутся и за насъ.» Уніяты втайнѣ готовы были отложиться отъ Папы и снова соединиться съ Греко-Россійскою Церковью. Между тѣмъ Барская конфедерація, поддерживаемая политикою Шуазёля, воспламенила новую войну. Слѣдствіемъ оной былъ первый раздѣлъ Польши. Семь областей, древнее [89]достояніе нашего отечества, были ему возвращены — и въ 1773 году Георгій явился предъ Екатериною, уже какъ подданный, радостно привѣтствуя Избавительницу и законную Владычицу Бѣлоруссіи.

Съ тѣхъ поръ Георгій могъ спокойно посвятить себя на управленіе своею Епархіею. Просвѣщеніе Духовенства, ему подвластнаго, было главною его заботою. Онъ учреждалъ училища, безпрестанно поучалъ свою паству, а часы досуга посвящалъ ученымъ занятіямъ. Онъ умеръ въ 1795 году, будучи 77 лѣтъ отъ роду.


Введенiе Унии.



«По истребленіи Гетмана Наливайки такимъ неслыханнымъ варварствомъ, вышелъ отъ сейму или отъ вельможъ, имъ управлявшихъ, таковъ же варварскій приговоръ и на весь народъ Русской. Въ немъ объявленъ онъ отступнымъ, вѣроломнымъ и бунтливымъ и осужденъ въ рабство, преслѣдованіе и всемѣрное гоненіе. Слѣдствіемъ сего Нероновскаго приговора было отлученіе навсегда депутатовъ Русскихъ отъ сейма національнаго и всего Рыцарства, отъ выборовъ и должностей правительственныхъ и судебныхъ, отборъ староствъ, деревень и другихъ ранговыхъ имѣній отъ всѣхъ чиновниковъ и урядниковъ Русскихъ, и самихъ ихъ уничтоженіе. Рыцарство Русское названо хлопами, а народъ, отвергавшій Унію, схизматиками. Во всѣ правительствейные и судебные уряды Малороссійскіе посланы Поляки съ многочисленными штатами; города заняты Польскими гарнизонами, а другія селенія ихъ же войсками; имъ дана власть все то дѣлать народу Русскому, что сами захотятъ и придумаютъ, а они исполняли сей наказъ съ лихвою, и что только замыслить можетъ своевольное, надменное и пьяное человѣчество, дѣлали [99]то надъ несчастнымъ народомъ Русскимъ безъ угрызенія совѣсти; грабительства, насиліе женщинъ и самыхъ дѣтей, побои, мучительства и убійства превзошли мѣру самыхъ непросвѣщенныхъ варваровъ. Они, почитая и называя народъ невольниками, или ясыромъ Польскимъ, все его имѣніе признавали своимъ. Собиравшихся вмѣстѣ нѣсколькихъ человѣкъ для обыкновенныхъ хозяйскихъ работъ или празднествъ, тотчасъ съ побоями разгоняли, на разговорахъ ихъ пытками изтязывали, запрещая навсегда собираться и разговаривать вмѣстѣ. Церкви Русскія силою и гвалтомъ обращали на Унію, духовенство Римское, разъѣзжавшее съ тріумфомъ по малой Россіи для надсмотра и понужденія къ Уніятству, вожено было отъ церкви до церкви людьми, запряженными въ ихъ длинныя повозки по двѣнадцати человѣкъ и болѣе. На прислуги сему духовенству выбираемы были Поляками самыя красивѣйшія изъ дѣвицъ. Русскія церкви несогласовавшихся на Унію прихожанъ отданы жидамъ въ аренду, и получена за всякую въ нихъ отправку денежная плата отъ одного до пяти талеровъ, а за крещеніе младенцевъ и похороны мертвыхъ отъ одного до четырехъ талеровъ. Жиды, яко непримиримые враги Христіанства, сіи вселенскіе бродяги и притча въ человѣчествѣ, съ восхищеніемъ принялись за такое надежное для нихъ скверноприбытчество, и тотчасъ ключи церковные и веревки колокольныя отобрали къ себѣ въ корчмы. При всякой требѣ христіанской повиненъ ктиторъ идти къ [100]жиду торжиться съ нимъ, и по важности отправы, платить за нее и выпросить ключи; а жидъ при томъ, насмѣявшись довольно богослуженію христіанскому и прехуливши все христіанами чинимое, называя его языческимъ или по ихъ Гойскимъ, приказывалъ ктитору возвращать ему ключи, съ клятвою, что ничего въ запись не отказано.

Страданіе и отчаяніе народа увеличилось новымъ приключеніемъ, сдѣлавшимъ еще замѣчательную въ сей землѣ эпоху. Чиновное шляхетство Малороссійское, бывшее въ воинскихъ и земскихъ должностяхъ, не стерпя гоненій отъ Поляковъ и не могши перенесть лишенія мѣстъ своихъ, а паче потерянія ранговыхъ и нажитыхъ имѣній, отложилось отъ народа своего и разными происками, посулами и дарами закупило знатнѣйшихъ урядниковъ Римскихъ, сладило и задружило съ ними, и мало по мало согласилось первѣе на Унію, потомъ обратилось совсѣмъ въ Католичество Римское. Въ послѣдствіи, сіе шляхетство, соединяясь съ Польскимъ шляхстствомъ свойствомъ, сродствомъ и другими обязанностями, отреклось и отъ самой породы Русской, и всемѣрно старалось изуродовать природныя названія свои, пріискать и придумать къ нимъ Польское произношеніе и назвать себя природными Поляками. Почему и доднесь между ними видны фамиліи совсѣмъ Русскаго названія, каковыхъ у Поляковъ не бывало, и въ ихъ нарѣчіи быть не [101]могло, напримѣръ: Проскура, Чернецкій, Кисель, Воловичь, Сокирка, Комаръ, Жупанъ и премногія другія, а съ прежняго Чаплины названія Чаплинскій, съ Ходуна Ходневскій, съ Бурки Бурковскій и такъ далѣе. Слѣдствіемъ переворота сего было то, что имѣнія сему шляхетству и должности ихъ возвращены, а ранговыя утверждены имъ въ вѣчность и во всемъ сравнены съ Польскимъ шляхетствомъ. Въ благодарность за то приняли и они въ разсужденіи народа Русскаго всю систему политики Польской, и подражая имъ, гнали преизлиха сей несчастный народъ. Главное политическое намѣреніе состояло въ томъ, чтобы ослабить войска Малороссійскія и разрушить ихъ полки, состоящіе изъ реестровыхъ казаковъ: въ семъ они и успѣли. Полки сіи, претерпѣвъ въ послѣднюю войну не малую убыль, не были дополнены другими отъ скарбу и жилищъ казаковъ. Запрещено чинить всякое въ полки вспоможеніе. Главные чиновники воинскіе, перевернувшись въ Поляки, сдѣлали въ полкахъ великія ваканціи. Дисциплина военная и весь порядокъ опущены и казаки реестровые стали нѣчто пресмыкающееся безъ пастырей и вождей. Самые курени казацкie, бывшіе ближе къ границамъ Польскимъ, то отъ гоненія, то отъ ласкательствъ Польскихъ, послѣдуя знатной шляхтѣ своей, обратились въ Поляки и въ ихъ вѣру, и составили извѣстныя и понынѣ околицы шляхетскія. Недостаточные реестровые казаки, а паче холостые и мало привязанные къ своимъ жительствамъ, а съ ними и всѣ почти Охочекомонные, перешли въ [102]Сѣчь Запорожскую и тѣмъ ее знатно увеличили и усилили, сдѣлавъ съ тѣхъ поръ, такъ сказать, сборнымъ мѣстомъ для всѣхъ казаковъ, въ отечествѣ гонимыхъ; а напротивъ того знатнѣйшіе Запорожскіе казаки перешли въ полки Малороссійскіе и стали у нихъ чиновниками, но безъ дисциплины и регулы: отъ чего въ полкахъ ихъ видимая сдѣлалась перемѣна.»

Белоруссия в эпоху феодализма, т. 2







 














Весци Акадэмии Навук БССР №6 1973, Серыя грамадских навук. А. П. Грыцкевич, Рэлигийнае пытанне и знешняя палитыка царызму перад падзелами Рэчы Паспалитай

Собрание древних грамот и актов городов Вильны, Троков, Ковны, ч. 2, 1843. О том, как православные бегали к восточным братцам за милостыней в Москву


   




Из О. Латышонок «Национальность Белорус»














БЭФ, о гонениях на белорусов и стремлении к восточным братцам в годы восстания Хмельницкого


Комментариев нет:

Отправить комментарий