Объявление

суббота, 23 декабря 2023 г.

Белая Русь в документах

 

Цітоў А. Пячаткі старажытнай Беларусі Нарысы сфрагістыкі. 1993. Первая известная печать со словом «Белорусский»







АСД, относящийся к истории Северо-Западной Руси, т. 11, с. 62

АСД, относящийся к истории Северо-Западной Руси, т. 12, с. 84


АСД, относящийся к истории Северо-Западной Руси, т. 2, с. 57

АСД, относящийся к истории Северо-Западной Руси, т. 3, с. 187

АСД, относящийся к истории Северо-Западной Руси, т. 4, с. 201

АСД, относящийся к истории Северо-Западной Руси, т. 14, с. 50

АСД, относящийся к истории Северо-Западной Руси, т. 3, с. 186


АСД, относящийся к истории Северо-Западной Руси, т. 13, с. 49


(Археографический сборник документов, относящихся к истории Северозападной Руси. Том 2.Вильна, 1867. Стр 13. (Третья пагинация)

ИЮМ, вып. 20

ИЮМ , XXVIII , 166—167 , 1680

ИЮМ , вып. XXVIII, с. 292

ИЮМ вып. 31


ИЮМ вып. 30, фундушовая запись супругов Цивинских на Мстиславскую иезуитскую коллегию, с. 77

Книга: Chronologia albo porządne według lat zebranie znacznieyszych w Koronie Polskiey y w Wiel: Xięstwie Litew: a mianowicie na Białey Rusi w Połocku dziejow y rewolucyi, zwłaszcza tych, które się tyczą tak starodawnego Monastyru S. Spasa za Połockiem, niegdyś przez SS Panny y Matki Ewfrozynę i Parascewię Hegumenie rządzonego, jako też teraznieyszego Klasztoru na Zamku Połockim założonego, 1782






ИЮМ, т. 20


V. Drema, Lietuvos miestai ir miesteliai


1700 г. Трибунальный декрет, присуждающий старшин Белорусских синагог к вторичной инфамии
żydami starzemi synagog Białoruskich Abrahamem Morduchaiewiczem Powzerem-Szkłowskim, Markiem Maierowiczem - Mohilewskim, Hirszem Izraelewiczem - Mohilewskim, Szmoyłem Szmoyłowiczem - Horeckim, Abrahamem Izraelewiczem - Smolanskim, Chaimem Leybowiczem - Witebskim y wszytkimi żydami szkoł, bożnic żydowskich Białoruskich
do szkoł, bożnie żydowskich, na Białey Rusi będących y wszelkich dobr całey synagogi żydowskiey Białoruskiey..
АВАК т. 29, с. 256

А. Белы, імагалогія Белай Русі
А. Латышонак, Нацыянальнасць беларус



Сильвестр Коссов в составленном им в 1636 г. "Cherubine" на смерть Иосифа Бобриковича, епископа мстиславского, оршанского и могилевского, называет его епископом "wszystkiey Bialey Rusi"
Sylwestr Kossow. Cherybin przy akcie pogrzebowym Przewielebnego w Bogu Oyca Je M. Oyca Iozepha Bobrykowicz. - Wilnia, 1635

Рассказывая про наказание святотатца в 1616 г. в Киево-Печерской лавре Святым Феодосием Печерским, автор отмечает, што это был "Iwan z Szklowa Miasta Bialoruskiego"
ТЕРАТОУРГИМА. Z drukarni Kiowopieczarskiey, Roku P. 1638

В 1662 г. Яков Поликарпович, протопоп Оршанский, называет себя "Протопопа Оршанский и Копыский, наместник Епископии Белоруское витебское, мстиславское, оршанское и могилевское"
Актовая книга Могилевского магистрата, 1662 г. 
1662 г.: "Благословением отца Превелебного Епископа православного Белоруского, отца Иосифа Горбацкого"
Иосиф Нелюбович-Тукальский в отношении себя использовал титул "Епископа Белоруского" в подписи, заверяющей завещание могилевского мещанина Семена Денисовича от 28 июля(7 августа) 1662 г. 


Иосиф Нелюбович Тукальский "належитый той провинцыи Белоруской" снял с жителей "Могилева Белоруского" клятву, взятую с них патриархом московским Никоном. 
АСД т. 2 №54 с. 79-80

Могилев называли белорусским в обращении православных к Российским властям в 1766 г.
АрхЮЗР ч. 1 т. 4 с. 598

В 1682 г. Клеменс Тризна "episkopii bialoruskiej nominat" 18
АВАК т. 8, с. 138

В 1691 г. митрополит киевский Варлаам Ясинский назначил Серапиона Полоховского на "епископство Белоруское" 19
АСД т. 2 №59 с. 86

В 1701 г. слуцкое церковное братство жалуется могилевскому братству, што "епископ белорусский" пробует их подчинить, хотя они к нему не принадлежат 20. 
тамже т. 2 №64, с. 94

В 1695 г. король Ян III Собесский сделал Буйничскому монастырю дарение "за доброжелательство к себе и к Речи Посполитой особенно этого монастыря отцов, которые во время московского военного нашествия подговаривали в некоторых крепостях на Белой Руси людей, перешедших на московскую сторону, без кровопролития вернуться в служение своему господину" 21. 
там же т. 2 №61 с. 89

В 1716 г. слуцкие братчики жалуются на Сильвестра Святополк-Четвертенского, называя его то епископом, то прелатом белорусским 120
На латыни Четвертенский зовется "episcopus Albae Russiae"

В 1716 г. слуцкие братчики жалуются на Сильвестра Святополк-Четвертенского, называя его то епископом, то прелатом белорусским 120
На латыни Четвертенский зовется "episcopus Albae Russiae" 121
Сам Четвертенский употреблял названия "Белорусская диоцезия" и "Белорусская епархия" 122
Митрополит киевский Иоасаф Краковский в 1709 г. в деле незаконного принятия Сильвестром Четвертенским Слуцкой архимандрии пишет о нем, как о "епископе белорусскому"; на обратной стороне кто-то дописал "Декрет митрополичий об епископе белорусскому, разбойнике; есть их здесь предоволно. Был большой задира - пропал навеки 123


Россияне ходатайствуют о том, чтобы "на его место в Белую Русь" был назначен родной брат Иероним, иеромонах монастыря в Вильнюсе 124. 
В католическом костеле титул "белорусского суфрагана" носили Юзеф Жулковский "Illustrissimo ... Antonio Jozepho Zolkowski episcopo Alalejensi, suffraganeo Albae Russiae" (Vilna 1745) и Ян Стефан Гедройць "Illustrissimo .. Giedrussis Giedrojc, episcopo Uranopolitano, suffraganeo Albae Russia (Vilna 1764) 125. 
Последний белорусский суфраган Станислав Богуш-Сестренцевич после первого раздела Польской РП превратился в белорусского епископа 126


120 АВАК т. 8 с. 390
121. с. 389
122. с. 413
123. Dekret metropolitanski o episkopie Bialoruskim, rozbojniku; jest ich здесь предоволно. Klotniar byl wielki - przepadl na wieki. с. 310-314, 387
125. Щавинская Л. Л. Определение "белорусский" в обиходе христианских церквей (католической, православной, униатской) на белорусско-российском пограничье до и после разделов РП  // Studia Russica. 2005. T. 22. с. 146, 149, замечание 16

126. Biskupstwo wilenskie od jego zalozenia az do dni obecnych J. Kurczewski. Wilno 1912 s. 84

Комментариев нет:

Отправить комментарий