Е. Карский, Белорусы т. 3, 1916 |
Gugo Kollataj, Stan oswiecenia w Polsce |
Соборная грамота киевского митрополита Рогозы и бискупов владимер-волынского, луцкого, холмского, полоцкого и пинского о вступлении их в унию и признанни над собой власти папежа Клима 8 1596 г. “Акты, относящиеся къ истории Западной России” т. 4 сс. 139-141
Во имя Бога во Тройцы единаго, на честь и святую хвалу его, и людского ради спасения, а веры святой хрестианьской кафолической на утвержденье и подвышенье, всем, которым тое ведати будетъ належало. Мы о Бозе на соборе порадномъ, въ Берестью, року Божия тысяча пятьсотъ девятдесятъ шостого, месяца Октобрия осмого дня, водлугъ старого календаря, въ церкве соборной святого Николы собранные, митрополитъ и епископове обряду Греческаго нижей подписаные, ознаймуемъ на вечную память, ижъ мы бачучи, яко единовладность церкви Божой во Евангелии усты Господа Бога нашого Иисуса Христа основана и утверждена есть, абы на единомъ Петре, яко на камени церковъ Христова моцне стоячи, отъ него одного ряжена и справована была, абы у единаго тела едина глава и въ единомъ дому единъ господарь и шафаръ оброковъ Божиихъ надъ челядию поставленый о порядку и о всемъ добромъ всехъ обмышлялъ.
Который то порядокъ церкви Божой отъ часовъ апостольскихъ зачатый тривалъ по вси веки, а тако, ижъ вси патриархи до единого потомка Петра святого, папы Римского, завжды въ науце веры и приймованью власти духовной и въ судахъ епископскихъ и въ апеляцыяхъ утекалися, яко се то зъ Соборовъ и правилъ святыхъ Отецъ показуетъ, и наши Словенские письма зъ Греческихъ зъ стародавна преложоные достаточне то показуютъ, и старые святые Отцы церкви Восточной то светчать, которые-то и Петра святого престолъ и старейшенство и власть его надъ епископы всего света знаютъ. Не мней тежъ Царигородские патриархове, отъ которыхъ и сяя страна Руская веру святую приняла,
...
На которомъ-то Флорентский соборе былъ и нашъ Киевский и вся Руси архиепископъ митрополитъ Исидоръ, который тое соединение патриархии Царигородской и всихъ церквей до нее належачихъ принесъ у сие края Руские, и въ томх же послушенстве и зверхности церкви Римское утвердилъ.
...
Отъ которого соединения церковного Царигородские патриархове коли зась отступли, и за такий свій грехъ отступленья и розорванья единости церковной въ моцъ поганьскую Турецкую впали: зачимъ много блудовъ и злыхъ поступковъ, и занеханье дозору правого и въ сихъ краехъ Рускихъ, и много брыдкого святокупства наступило, ижъ ся ереси розсеяли и всю праве Русь опановали, церкве пустошачи и хвалу Божую псуючи.
...
Данъ, яко вышей поменено, съ подписомъ рукъ нашихъ властныхъ. – “Михаил Рагоза, волею Божою архиепископъ митроплитъ Киевский и Галича и всея Руси, рукою власною”. Ипатей Потей, божою милостью епископъ Володимерьский и Берестейский, рукою властною”. Кирилъ Терлецкий, Божью милостью ексарха, епископъ владыка Луцкий и Острожский, властною рукою” “Григорей Германъ, милостью Божою архиепископъ Полоцкий, владыка Витебский и Мстиславский, рукою властною” “Деонисей Збируиский, Божью милостью епископъ владыка Холмский и Белзский, рукою властною” “Иона Гоголь, Божою милостью епископъ Пиньский и Туровский, архимандритъ Кобринский, властною рукою” “Богданъ Годкинский – Климонтъ архимандритъ Браславский, властною рукою” “Гедеонъ Бролницкий, архимандритъ Лаврашовский” “Паисей архимандритъ Менский, рука властная”
из АВАК |
медаль по случаю принятия православных западной Руси в унию |
902. Коршунов А. Афанасий Филиппович: Жизнь и творчество. - Минск: Изд-во АН БССР, Институт литературы им. Я.Коласа, 1965. - 184 с.
Марозава, Унияцкая царква |
Люди невинные из Магистратов и Цехов изгоняемы, и в подземныя ратушныя тюрьмы безвинно посаждаемы были. В Полоцке кандалами к унии православных принуждали, прочих же из города изгнали. В Турове насильно церкви со всею утварью и имуществом отобрано. В Минске священники благочестивые посажены в бочку и мучимы были. В Бельску таковое определение состоялось: что естьли бы кто из мещан с крестным ходом из церкви в костел не пошел, таковый смертию казнен будет. В Мяделе православные к унии от тамошняго старосты насильно принуждаемы и в ссылку из города, как ариане, декретом осуждены были; и прочия нестерпимыя обиды, узы, темницы, гонения и муки в КП и ВКЛ претерпевают, что не делают послушания униятам.
Другой исторический памятник, как сказано выше, относится ко второй половине XVIII ст. Происшествие, описанное в этом памятнике, происходило в 1772 году, в двух униатских приходах, в Ковалях и Свиле, находящихся вблизи м-чка Глубокого, Дисненского у., Виленской губ. В этом местечке в это время существовал монастырь кармелитов босых, которые были ктиторами двух вышеупомянутых униатских церквей. В Ковалях и доныне совершается храмовой праздник 25 июля в день Успения Св. Анны, чтимой православными, униатами и католиками. На этот праздник настоятель униатского Березвецкого монастыря (в нескольких верстах от м. Глубокого), отправил двух иеремонахов-базилиан в помощь священнику для совершения треб и для проповеди. Прибыли сюда и глубокские кармелиты, как ктиторы Ковальской церкви. Вот эта-то встреча кармелитов с униатскими монахами-базилианами и священниками и описана в документе. «Прибывши утром в дом ковальского священника, --так доносят своему архиерею березвецкие базилиане, —мы были очень радушно приняты хозяином, который тотчас же попросил нас отправиться в церковь. Когда мы вошли в церковь, то увидели стоящего у престола кармелита Исидора, который клал свои латинские опресноки (латинская просфора, облатки) в дарохранительницу. Увидя это, мы обратились к хозяину с следующими словами: „разве отцы кармелиты не знают или не веруют, что как по-ихнему, католическому обряду, так и по нашему греческому обряду в св. дарах есть Христос. Зачем же они, против обычая, в русской церкви выставляют в монстрации публично свои освященные дары, как-будто желая тем унизить наш обряд, или сомневаясь в важности совершаемого нами таинства? — Уж так их милость (кармелиты) привыкли распоряжаться в церквах, ктиторами которых они считаются, —отвечал священник затем мы занялись исповедью. Около 11-ти часов к нам прибыла еще толпа кармелитов глубокских. Навстречу им вышли униатские священники и березвецкий проповедник-базилианин.
Когда вошли кармелиты в церковь, хозяин попросил березвецкого проповедника отслужить обедню с певчими (msza spiewana). Во время этой обедни о. духовник березвецкий произнес проповедь, в которой, между прочим, убеждал народ, что униатам нет необходимости переходить с своего обряда в католический. Эта часть проповеди сильно не понравилась о.о. кармелитам, так как они с парохом глубокским ксендзом Теодоровичем подобные совращения правоверных униатов считают апостольским подвигом, и потому, то явно, то скрытно, советами, подговорами, издевательствами и преследованиями привлекали униатов в свой обряд. Они стали давать разные знаки своим „капелистам“ (музыкальному оркестру), чтобы те заиграли в трубы и ударили в бубны (kotly) с тем, чтобы заглушить проповедь. К счастью, находившиеся на хорах наши (униатские) приходские. священники не допустили их до этого. Пытались о.о. кармелиты приостановить проповедь и другими неблаговидными способами. После обедни, когда проповедник стал разоблачаться, кармелиты грозно посматривали на него, а один из клириков их сказал проповеднику: ales jak dlugo bluzni swa msza (фраза, трудно переводимая на русский язык). Хотя уже было послеобеденное время, одна кож кармелиты, желая отомстить нам, заставили одного из своих ксендзов служить обедню. После обедни один из них говорил проповедь, в которой старался опровергнуть то, что говорил наш проповедник против перехода униатов в латинский обряд. „Напротив, говорил кармелит, не только позволительно, но далее спасительно бросать проклятый (potepiony) русский обряд и принимать святую католическую веру; и кто наговаривает и совращает Русь, тот делает доброе дело, как, например, ясновельможный фундатор наш (помещик Корсак) в Мядзиоле совратил целый приход". «Трудно передать все те грубые, цинически-саркастические выражения, которыми была уснащена эта проповедь», — замечают жалующиеся базилиане. Наши иноки, опасаясь еще более грубых, соблазнительных для народа выходок со стороны разгневанных кармелитов, отправились в свой фольварок Микуличи.
https://ohaben.blogspot.com/2022/09/daylida.html
об этом совращении мядельских русинов униатов в римо-католицизм есть в книге Żywoty biskupow wilenskich:
мядельский ксендз Матей Позняк обратился к бискупу Масальскому, можно ли принимать русинов в римо-католицизм?
Тот ответил, что только по доброй воле. Но если согласятся, то потом нельзя вернуться к прежнему обряду
Комментариев нет:
Отправить комментарий