суббота, 23 декабря 2023 г.

Полоцк и Литва


 Зараз паглядзiм, што словы "Лiтва" i "Вiтебск" тi "Полацк" - гэта назвы адной зямлi - Лiтвы. Толькi калi нешта робiцца у самым Вiтебску, то вакол Лiтва, уключна i Полацк, а калi нешта робiцца у самым Полацку, так вакол таксама Лiтва, уключна з Вiтебскам. Усё за гарадской мяжой Полацка i Вiтебска - Лiтва. I, напрыклад у гэтым лiсту 1539 року, вiтебляне за сваi вiтебскiя iменьня вайсковую службу нясуть у Лiтве, за мяжой места. I размауляють вiтебляне у Лiтве на нашай роднай сакавiтай мове таго часу. Лiтва - славянская зямля лiтвiнау.







В летописи переяславля -суздальского полочане и дреговичи и вовсе обозначены как "руски язык", т. е. русский народ


Ян Длугош

"ГОД ГОСПОДЕНЬ 1388

КОРОЛЬ ВЛАДИСЛАВ ДАЕТ В ЖЕНЫ ЗЕМОВИТУ, КНЯЗЮ МАЗОВИИ, СЕСТРУ СВОЮ АЛЕКСАНДРУ, ЖАЛУЯ ЕМУ НАВЕЧНО БЕЛЗСКУЮ ЗЕМЛЮ; ТАКЖЕ И БРАТА ЕГО, КНЯЗЯ ЯНУША, СОЧЕТАЕТ БРАКОМ С АННОЙ, СЕСТРОЙ ВИТОВТА.

 

Отпраздновав день рождества Христова в новом виленском кафедральном соборе, король польский Владислав, в сопровождении польских и литовских князей и вельмож направился сначала в Витебскую, а затем в Полоцкую области Руси, где пребывал много дней; за это время он подавил и погасил мятежные движения, о возникновении которых ему было сообщено, причем главарей мятежа наказал тюрьмой и лишением имущества. 48

 

Затем, возвратясь в литовские земли, он устроил и установил порядок их управления и в качестве верховного князя Литвы поставил своего [17] родного брата Скиргайлу, повелев всем другим князьям повиноваться ему. Кроме того, он выдал замуж родную сестру по имени Александра, которая до крещения носила имя ..., 49 за князя Мазовии Земовита;" 


Ян Длугош писал о реке Береизне, что она берет начало в "болотах Великой Руси" "
Также Березина, исток которой <в болотах и пустошах Великой Руси, близ города Полоцка,"

Ян Длугош пишет 

“Русские, и прежде всего киевские князья, обеспокоенные продвижением литовцев ( т. к. последние заняли леса, состоявшие во владении русских), принудили литовцев платить дань, однако жалкую и скромную, только в знак своей власти и господства; и литовцы платили много лет дань корой дубовых ветвей, ибо нельзя было взимать с них большего, вследствие бесплодия земли”



" Древними писателями и историографами [страна] называется европейской сарматией, и как русские, так и поляки именуются сарматами. Я думаю, что данное древними полякам и русским название справедливо и правильно: отсюда и альпы, с которыми они граничат и которые отделяют Польшу и Русь от паннонцев, во всех писаниях носят имя сарматских гор. …некоторые силятся утверждать, что Рус был не потомком, а братом Леха, и вышел вместе с ним и третьим братом Чехом из Хорватии

 

населил обширнейшие русские королевства, главой и столицей которых является Киев и которые омываются широчайшими реками Днестром, Днепром, Неманом, Прутом, Случью, Стырью, Збручем, Смотричем, Серетом, и распространил свои пределы по ту сторону Новгорода, русского города, богатейшего и славнейшего золотом, серебром и мехами, расположенного среди болот и топей почти на краю земли 41. Такое разноречие писателей о происхождении Руси больше затемняет это происхождение, чем разъясняет."


1 ноября 1338 г. Торговый договор Гедимина с Орденом.


Вот мирные земли в Литве: Балнике, Кедрайхе, Неменсиане.

...

Этот мир заключен от рождества господа в тысяча триста тридцать восьмом году, в день всех святых с согласия магистра и ландмаршалка и многих других достойных и совета Риги, которые на этом целовали крест; и с согласия короля Литвы и его детей и всех его бояр, которые так же свои обряды при этом совершили, и с согласия епископа Полоцка, короля и города Полоцка и короля Витебска и города Витебска, которые все на этом вышеназванном мире целовали крест. Этот мир должен сохраняться нерушимо десять лет. 

16. 2 марта 1326 г. Заявление Лессе, посла Гедимина
Это совершенно ясно на примере кораблей с товаром, именуемых «ладьями», державших путь на Русь, которые, как нас известили, были задержаны теми же братьями в их крепости Дюнабург и к тяжкому убытку для дел их [владельцев] не были пропущены далее туда, куда они направлялись; и на примере купеческого каравана, направлявшегося недавно в Литву и прошедшего с огромными трудностями и издержками больше половины пути, который они [братья Тевтонского ордена] недавно захватили, ограбили, [и] даже некоторых [людей] эти же братья увели в оковах с собой в крепость свою Митаву, подвергнув [их] на время тяжелому плену, и принудили после этого вернуться домой не закончив дела.




В лѣто 6600. Предивно бысть чюдо у Полотьскѣ у мечьтѣ: и в нощи бывши тутенъ, стонаше полунощи, яко человѣци рыщуть бѣси по улици. Аще кто вылѣзяще ис хоромины, хотя видѣти, и абье уязвенъ бяше невидимо от бѣсовъ, и с того умираху, и не смѣяху излазити ис хоромъ. По сѣмь же начаша во дне являтися на конѣх, и не бѣ их видити самѣх, но кони ихъ видити копыта,[464] и тако уязьвляху люди полотскыя и его область. Тѣмь и человѣци глаголаху, яко навье бьють полочаны.Се же знаменье поча быти от Дрьюцька.

 

Торговая грамота между Смоленском, Ригой и Готским берегом 1229 года

Епископ же Рижьскый, Фолкун Мастер Божмх Дворян25, и вси волостели по Рижеской земли дали Двину волену от устья доверху по воде, и ло берегу всякому гостю Рижьскому и Немечькому ходящим вниз и верх. Бог того не дай, аще кого притца прiиметь, или ладья уразиться Руская, или Немечькая, вольно ему свой товар привезти к берегу без всякой борони. Аще будеть в пособлеше людiй мало будеть, а к тому принаймати людш в помочь; то, что будеть сулил найма, через то боле не взяти. Таже правда буди Русину в Ризе и на Готьском березе, и Немчичю в Смоленьской волости и в Полтьской и в Витебьской

Цытуецца ў адпаведнасцi з тэкстам дагавора, змешчаным у выданнi: Карамзин, Н.М. История государства Российского. Репринтное воспроизведение 5-го издания 1842-1844 гг. в трех книгах с приложением. Книга первая. М., 1988. Исторiя государства Росciйскаго. Примечанiя къ III тому. С. 100-103. № 248. (Тэкст дагавора надрукаваны ў адпаведнасцi з тэкстам “древнего харатейного списка сего важного договора”, што захоўваўся ў бiблiятэцы графа Аляксея Iванавiча Мусiна-Пушкiна). Вiшнеўскi, А.Ф. Гiсторыя дзяржавы i права Беларусі ў дакументах i матэрыялах (са старажытных часоў да нашых дзён) / А.Ф. Вішнеўскі, Я.А. Юхо. – Мінск, 1998. – С. 20-2


 Кнѧз Гердень кланѧетьс(я) всем темь, кто видить | сую грамот(у), тие люд(и), што ныне живи суть, а темь, | кто напосле приидуть, тѣмь вѣдомо буди, | какъ миръ есмы створил(и) промежи местерѧ и | с ратьманы рижьскыми, и с полочаны и видьб|лѧны тако, како грамот(а) написано, тако имъ на|до всею землею ѡтступит(и), што есть Лотыгольска|ѧ землѧ, какъ не въступатисѧ на тую землю, што | кнѧз Костѧнтинъ дал местерю съ своею братею, съ сво|ею грамот(ою) и съ печатью, како боле того на ту землю | не поискывати.
      Верху того, про ту пакость, што сѧ в ро|змирьи створило, какъ имъ ѡт ѡбою сторону ѡтсту|пити, што Руськаѧ землѧ словеть Полочькаѧ, ѡт  тое зе|мли местерю и брати его ѡтступит(и) с всею правдою.




А который полочанинъ иметь намъ о чомъ жаловати ся о насили на полочанина жъ прыехавъши в Литву одинъ безъ истца, намъ з Литъвы децъкого не слати
https://pravo.by/pravovaya-informatsiya/pomniki-gistoryi-prava-belarusi/kanstytutsyynae-prava-belarusi/letapisy-gramaty-pryvilei-khii-khvi-st-st/gramaty-khv-khvi-stst-vyalikaga-knyastva-lito-skaga/pryviley-polatskay-zyamli-1511-goda/

[22] Также Витбляном жити у Витебску доброволно, всякому, по старому, покуль хто всхочетъ; а которому Витблянину будет от нас насилно, а будет ему нелюбо: нам его силою не держати, ино ему путь чист, куды хочет, безо всякое зачепки; а пойти ему проч в нашу отчину в Литву, не тайно, Светому Благовещенью - чолом ударивши и нашому воеводе объявивъся и своей братьи мужом Витбляном, а во своем именьи волен во всем: идя проч продаст, або откажет, нам в то не вступатися.

[23] Також который ся от насилья жаловати будетъ нам Витблянин на Витблянина ж, приехав в Литву: и без истьца нам на него децкого з Литвы не слати, давати ему наш лист к нашому воеводе, хотя бы о смертной вине, а ему судити по целованью, нашим судом, досмотревши права с князи и з бояры и з мещаны, а осудивши его казнити у Витебску, по их праву.

[24] Теж который будет князь, або боярин або слуга, або мещанин што выслужил на предкох наших великих князех, того нам у Витблян не отнимати по грамотам тых князей; а местичов Витебских з города Витебска не вести вон.

[25] Такъже который будуть, Литвин, або Лях, крещены были у Витебску в Рускую веру, а хто из того роду и тепере живет, того нам не рушити, права их хрестияньского ни в чом не ломити.


Источник: https://pravo.by/pravovaya-informatsiya/pomniki-gistoryi-prava-belarusi/kanstytutsyynae-prava-belarusi/letapisy-gramaty-pryvilei-khii-khvi-st-st/gramaty-khv-khvi-stst-vyalikaga-knyastva-lito-skaga/gramaty-pryvilei-ablasnyya-pryviley-vitsebskay-zyamli-1503-goda/ – Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

А который Полочанин иметь нам о чом жаловатися о насильи на Полочанина, приехавши до Литвы один, без истца: нам з Литвы децкого не слати, писати нам лист свой к воеводе нашому, хотя бы о смертной вине: ино ему судити по целованью, осудивши его, в Полоцку ж карати виноватого по их праву, с Полочаны по испросу. А воеводе нашому от пригонов городских посула не брати. А чоломбитье нам в Полочан приймовати Так же воеводе нашому от варь имати гостинца по полукопью грошей от всякой вары.
Источник: https://pravo.by/pravovaya-informatsiya/pomniki-gistoryi-prava-belarusi/kanstytutsyynae-prava-belarusi/letapisy-gramaty-pryvilei-khii-khvi-st-st/gramaty-khv-khvi-stst-vyalikaga-knyastva-lito-skaga/patsvyardzhalny-pryviley-polatskay-zyamli-1547-goda/ – Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

Герман Вартберг




В том же году, в день св. апостола Матвея (21-го сентября),

динабургский командор с 100 из своих людей двинулся сухнм путем в Россию, и

когда он оставил Двину за собой в двух милях, то между тем подошли князья

полоцкие и дрисские (80) с войском к замку Динабургу, захватили весь скот

командора и крестьян, пасшийся на лугу перед замком, как-то коров, овец,

свиней и лошадей, равно как и одного человека, который объявил князьям об

упомянутом отсутствии командора.Вследствие этого, князь Андрей полоцкий с

250 своими лучшими людьми поспешил за ним в погоню. Командор оставил между

тем за собой двух соглядатаев, которые лишь только узнали об этом, тотчас же

поспешили к командору, находившемуся в пяти милях от Двины на месте, где он

думал переночевать, и сообщили ему все. Командор пошел назад по широкой и

пространной степи, но по другой дороге. На другой день они невредимо пришли

в замок Динабург. В ту же ночь, еще до возвращения командора, и остальная

часть русскаго войска в страхе отступила от замка.



Далее лежали убитыми па дороге,

вблизи замка Динабурга, двое русских -- один по имени Андрей, сын одного

великаго боярина из Витенбеке(Витебск), который держал себя как король, другой же --

великий боярин из Полоцка по имени Радеке
, из свиты короля.

Виганд Марбургский





Дитмар, Поссильге и Торнский аналист из Scriptores Rerum Prussicarum


Die Geschichtsquellen der Preussischen Vorzeit bis zum Untergange der OrdensherrschaftFünfter Band


В этом же году, около дня святого Лаврентия 241, ливонцы вместе со Скиригайлом, сыном Ольгерда, некогда литовского короля, осадили русский город Полоцк, и стояли под ним до четырнадцати недель; но ничего не добились 242.

Торн. анн. и, главным образом, Детмар лучше всего согласуются с русскими источниками; см. Боннелл, Русско-ливонская хронология, 165, комм., стр. 198 и сл. Скиригайло был постыдно изгнан полочанами и объединился с ливонским магистром для отвоевания Полоцка. Полоцк безуспешно обращался в Новгород, но 14 – 16 недель оказывал такое упорное сопротивление, что осаждающие, бросив осаду, ушли домой. Город также по русским источникам хотел, правда, подчиниться ливонскому магистру, но ни в коем случае не Скиригайле. Очень коротко в «Летописце Литвы», изд. Данилович, стр. 198 под 6889 (1381) г.

В это же время родной брат этого короля, Свидригайло, прибыл во время этих свадебных торжеств в Торн с небольшой свитой и отправился в Мариенбург к магистру, [заключив с ним соглашение, как ранее Витовт. 2 марта Свидригайло ратифицировал мир, заключённый с Витовтом в 1398 году, за исключением одного пункта, по которому всё, что орден завоюет в Руси, в округе Полоцка, должно принадлежать ордену 434]. 435


 Ягайло, упорствуя в прежнем языческом нечестии, не захотел проехать к магистру верхом всего две или три мили, твёрдо зная, что магистр из-за мелководья Мемеля не сможет пройти к нему 260. Поэтому названный магистр, видя их хитрость и коварство, которые, как говорили, произошли по внушению их матери, русской по имени Ульяна, ранее выступавшей как благоговейная покровительница христиан, отказал в доверии королю Ягайле и всем примкнувшим к нему и его братьям 261, и, собрав большое войско, прибыл 11 сентября под Троки и атаковал его при помощи бомбард, стрелков и разными другими способами


Арнольд Любекский

 

Король Русии 20 из Полоцка имел обыкновение иногда собирать дань с самих ливонцев, в чем отказал ему епископ 21. Поэтому он часто совершал жестокие набеги на эту землю и вышеназванный 22.





из Codex Ecclesiae Vilnensis 1387-1507, по согласию Русинов земли Полоцкой дает фундуш францисканцам






деревня Латыголичи в Русской земле


1504 г. Учредительный лист короля польского и великого князя литовского Александра Ягеллончика на основание монастыря и костёла ордена бернардинцев в г. Полоцке. Главный архив древних актов в Варшаве, Коронная метрика (Libri Inscriptionum), Книга 20, с. 173-174. Ссылка


Жители Полоцка Александром именуются как Rutheni, народ-раскольник (схизматик).

http://agadd2.home.net.pl/metrykalia/MK/0020/allindex.html




из Привилегия Жигиманта Старого 1517 Гетауту Каленикавичю на двор в районе Браслава(ЛМ, кн. записей 9, 1511-1518):

"и з пашнею дворною, и з людми данными и тяглыми, и литвою и русью теж на Ворцы и на Мерех" 

В книге "Załęski. Jezuici w Polsce"  Том 1,Часть 1 и 

Lituanicarum societatis Jesu historiarum libri decem Auctore Stanislao , p. 85

приводятся документы того, как были переданы полоцкие церкви иезуитам: 

Говорится о полоцком русском народе



з М. Стрийковского: 

Того же времени Святослав князь Смоленский по совместному сговору с князем Андреем Ольгердовичем вторгся с войском с другой стороны на Русские Ягайловые земли, Витебск и Оршу 20 миль от Витебска лежащую пожег, волости, дворы, села и фольварки опустошил, людей Русских, хоть хрестианской векры были, жестоко сечь, бить и мучать приказывал
Докончанье з Великим Новымгородом короля Казимира,1440 г. 
"А што моихъ людеи, или литвинъ, или витбленинъ, или полочанинъ, или смолнянинъ, или с ыныхъ нашыхъ руских земль, тымъ путь чыстъ изо всее моее отъчыны, торъговати имъ в Новегороде без всякое пакости, по старыне, а торговати з новгородцы. 


Составитель документа отмечает, что не все фундуши сохранились на письме, и из-за этого не каждый из русского народа пайщиков(коллаторов) тех оставшихся имений знать может.

В начале Новгородской летописи говорится: "А 1 се число 1 колко 2 есть 2 епискупии в Русѣ 3: Первая 4 киевьская 5 митрополия 6, потом новгородчкая 7 архиепискупья, такоже черниговьская 9, переяславьска 10, бѣлогородчьская 11, володимирьская 12, юргевьская 13, ростовьская 14полочьская 15, смоленьская 16, тфѣрьская 17, рязаньская 18. 22 19."

http://krotov.info/acts/12/pvl/novg13.htm

В лЂто 6843 [1335].Того же лЂта, по грЂхомъ нашимъ, бысть 53 пожаръ в Руси: погорЂ город Москва, Вологда, Витебьско 54; и Юрьевь 55 нЂмечкыи 56 всь 57 погорЂ. 

«Нармант, король русский, брат Алгарда и Кейстута, литовских королей», - из хроники Германа Вартберга.

Комментариев нет:

Отправить комментарий