Зараз паглядзiм, што словы "Лiтва" i "Вiтебск" тi "Полацк" - гэта назвы адной зямлi - Лiтвы. Толькi калi нешта робiцца у самым Вiтебску, то вакол Лiтва, уключна i Полацк, а калi нешта робiцца у самым Полацку, так вакол таксама Лiтва, уключна з Вiтебскам. Усё за гарадской мяжой Полацка i Вiтебска - Лiтва. I, напрыклад у гэтым лiсту 1539 року, вiтебляне за сваi вiтебскiя iменьня вайсковую службу нясуть у Лiтве, за мяжой места. I размауляють вiтебляне у Лiтве на нашай роднай сакавiтай мове таго часу. Лiтва - славянская зямля лiтвiнау.
В летописи переяславля -суздальского полочане и дреговичи и вовсе обозначены как "руски язык", т. е. русский народ |
Ян Длугош
"ГОД ГОСПОДЕНЬ 1388
КОРОЛЬ ВЛАДИСЛАВ ДАЕТ В ЖЕНЫ ЗЕМОВИТУ, КНЯЗЮ МАЗОВИИ, СЕСТРУ СВОЮ АЛЕКСАНДРУ, ЖАЛУЯ ЕМУ НАВЕЧНО БЕЛЗСКУЮ ЗЕМЛЮ; ТАКЖЕ И БРАТА ЕГО, КНЯЗЯ ЯНУША, СОЧЕТАЕТ БРАКОМ С АННОЙ, СЕСТРОЙ ВИТОВТА.
Отпраздновав день рождества Христова в новом виленском кафедральном соборе, король польский Владислав, в сопровождении польских и литовских князей и вельмож направился сначала в Витебскую, а затем в Полоцкую области Руси, где пребывал много дней; за это время он подавил и погасил мятежные движения, о возникновении которых ему было сообщено, причем главарей мятежа наказал тюрьмой и лишением имущества. 48
Затем, возвратясь в литовские земли, он устроил и установил порядок их управления и в качестве верховного князя Литвы поставил своего [17] родного брата Скиргайлу, повелев всем другим князьям повиноваться ему. Кроме того, он выдал замуж родную сестру по имени Александра, которая до крещения носила имя ..., 49 за князя Мазовии Земовита;"
Также Березина, исток которой <в болотах и пустошах Великой Руси, близ города Полоцка,"
Ян Длугош пишет
“Русские, и прежде всего киевские князья, обеспокоенные продвижением литовцев ( т. к. последние заняли леса, состоявшие во владении русских), принудили литовцев платить дань, однако жалкую и скромную, только в знак своей власти и господства; и литовцы платили много лет дань корой дубовых ветвей, ибо нельзя было взимать с них большего, вследствие бесплодия земли”
" Древними писателями и историографами [страна] называется европейской сарматией, и как русские, так и поляки именуются сарматами. Я думаю, что данное древними полякам и русским название справедливо и правильно: отсюда и альпы, с которыми они граничат и которые отделяют Польшу и Русь от паннонцев, во всех писаниях носят имя сарматских гор. …некоторые силятся утверждать, что Рус был не потомком, а братом Леха, и вышел вместе с ним и третьим братом Чехом из Хорватии
населил обширнейшие русские королевства, главой и столицей которых является Киев и которые омываются широчайшими реками Днестром, Днепром, Неманом, Прутом, Случью, Стырью, Збручем, Смотричем, Серетом, и распространил свои пределы по ту сторону Новгорода, русского города, богатейшего и славнейшего золотом, серебром и мехами, расположенного среди болот и топей почти на краю земли 41. Такое разноречие писателей о происхождении Руси больше затемняет это происхождение, чем разъясняет."
Вот мирные земли в Литве: Балнике, Кедрайхе, Неменсиане.
...
Этот мир заключен от рождества господа в тысяча триста тридцать восьмом году, в день всех святых с согласия магистра и ландмаршалка и многих других достойных и совета Риги, которые на этом целовали крест; и с согласия короля Литвы и его детей и всех его бояр, которые так же свои обряды при этом совершили, и с согласия епископа Полоцка, короля и города Полоцка и короля Витебска и города Витебска, которые все на этом вышеназванном мире целовали крест. Этот мир должен сохраняться нерушимо десять лет.
В лѣто 6600. Предивно бысть чюдо у Полотьскѣ у мечьтѣ: и в нощи бывши тутенъ, стонаше полунощи, яко человѣци рыщуть бѣси по улици. Аще кто вылѣзяще ис хоромины, хотя видѣти, и абье уязвенъ бяше невидимо от бѣсовъ, и с того умираху, и не смѣяху излазити ис хоромъ. По сѣмь же начаша во дне являтися на конѣх, и не бѣ их видити самѣх, но кони ихъ видити копыта,[464] и тако уязьвляху люди полотскыя и его область. Тѣмь и человѣци глаголаху, яко навье бьють полочаны.Се же знаменье поча быти от Дрьюцька.
Верху того, про ту пакость, што сѧ в ро|змирьи створило, какъ имъ ѡт ѡбою сторону ѡтсту|пити, што Руськаѧ землѧ словеть Полочькаѧ, ѡт тое зе|мли местерю и брати его
А который полочанинъ иметь намъ о чомъ жаловати ся о насили на полочанина жъ прыехавъши в Литву одинъ безъ истца, намъ з Литъвы децъкого не слати
https://pravo.by/pravovaya-informatsiya/pomniki-gistoryi-prava-belarusi/kanstytutsyynae-prava-belarusi/letapisy-gramaty-pryvilei-khii-khvi-st-st/gramaty-khv-khvi-stst-vyalikaga-knyastva-lito-skaga/pryviley-polatskay-zyamli-1511-goda/
[22] Также Витбляном жити у Витебску доброволно, всякому, по старому, покуль хто всхочетъ; а которому Витблянину будет от нас насилно, а будет ему нелюбо: нам его силою не держати, ино ему путь чист, куды хочет, безо всякое зачепки; а пойти ему проч в нашу отчину в Литву, не тайно, Светому Благовещенью - чолом ударивши и нашому воеводе объявивъся и своей братьи мужом Витбляном, а во своем именьи волен во всем: идя проч продаст, або откажет, нам в то не вступатися.
[23] Також который ся от насилья жаловати будетъ нам Витблянин на Витблянина ж, приехав в Литву: и без истьца нам на него децкого з Литвы не слати, давати ему наш лист к нашому воеводе, хотя бы о смертной вине, а ему судити по целованью, нашим судом, досмотревши права с князи и з бояры и з мещаны, а осудивши его казнити у Витебску, по их праву.
[24] Теж который будет князь, або боярин або слуга, або мещанин што выслужил на предкох наших великих князех, того нам у Витблян не отнимати по грамотам тых князей; а местичов Витебских з города Витебска не вести вон.
[25] Такъже который будуть, Литвин, або Лях, крещены были у Витебску в Рускую веру, а хто из того роду и тепере живет, того нам не рушити, права их хрестияньского ни в чом не ломити.
Источник: https://pravo.by/pravovaya-informatsiya/pomniki-gistoryi-prava-belarusi/kanstytutsyynae-prava-belarusi/letapisy-gramaty-pryvilei-khii-khvi-st-st/gramaty-khv-khvi-stst-vyalikaga-knyastva-lito-skaga/gramaty-pryvilei-ablasnyya-pryviley-vitsebskay-zyamli-1503-goda/ – Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь
Источник: https://pravo.by/pravovaya-informatsiya/pomniki-gistoryi-prava-belarusi/kanstytutsyynae-prava-belarusi/letapisy-gramaty-pryvilei-khii-khvi-st-st/gramaty-khv-khvi-stst-vyalikaga-knyastva-lito-skaga/patsvyardzhalny-pryviley-polatskay-zyamli-1547-goda/ – Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь
Герман Вартберг
В том же году, в день св. апостола Матвея (21-го сентября),
динабургский командор с 100 из своих людей двинулся сухнм путем в Россию, и
когда он оставил Двину за собой в двух милях, то между тем подошли князья
полоцкие и дрисские (80) с войском к замку Динабургу, захватили весь скот
командора и крестьян, пасшийся на лугу перед замком, как-то коров, овец,
свиней и лошадей, равно как и одного человека, который объявил князьям об
упомянутом отсутствии командора.Вследствие этого, князь Андрей полоцкий с
250 своими лучшими людьми поспешил за ним в погоню. Командор оставил между
тем за собой двух соглядатаев, которые лишь только узнали об этом, тотчас же
поспешили к командору, находившемуся в пяти милях от Двины на месте, где он
думал переночевать, и сообщили ему все. Командор пошел назад по широкой и
пространной степи, но по другой дороге. На другой день они невредимо пришли
в замок Динабург. В ту же ночь, еще до возвращения командора, и остальная
часть русскаго войска в страхе отступила от замка.
…
Далее лежали убитыми па дороге,
вблизи замка Динабурга, двое русских -- один по имени Андрей, сын одного
великаго боярина из Витенбеке(Витебск), который держал себя как король, другой же --
великий боярин из Полоцка по имени Радеке, из свиты короля.
Виганд Марбургский
Die Geschichtsquellen der Preussischen Vorzeit bis zum Untergange der Ordensherrschaft: Fünfter Band |
В этом же году, около дня святого Лаврентия 241, ливонцы вместе со Скиригайлом, сыном Ольгерда, некогда литовского короля, осадили русский город Полоцк, и стояли под ним до четырнадцати недель; но ничего не добились 242.
В это же время родной брат этого короля, Свидригайло, прибыл во время этих свадебных торжеств в Торн с небольшой свитой и отправился в Мариенбург к магистру, [заключив с ним соглашение, как ранее Витовт. 2 марта Свидригайло ратифицировал мир, заключённый с Витовтом в 1398 году, за исключением одного пункта, по которому всё, что орден завоюет в Руси, в округе Полоцка, должно принадлежать ордену 434]. 435
Ягайло, упорствуя в прежнем языческом нечестии, не захотел проехать к магистру верхом всего две или три мили, твёрдо зная, что магистр из-за мелководья Мемеля не сможет пройти к нему 260. Поэтому названный магистр, видя их хитрость и коварство, которые, как говорили, произошли по внушению их матери, русской по имени Ульяна, ранее выступавшей как благоговейная покровительница христиан, отказал в доверии королю Ягайле и всем примкнувшим к нему и его братьям 261, и, собрав большое войско, прибыл 11 сентября под Троки и атаковал его при помощи бомбард, стрелков и разными другими способами
Арнольд Любекский
Король Русии 20 из Полоцка имел обыкновение иногда собирать дань с самих ливонцев, в чем отказал ему епископ 21. Поэтому он часто совершал жестокие набеги на эту землю и вышеназванный 22.
из Codex Ecclesiae Vilnensis 1387-1507, по согласию Русинов земли Полоцкой дает фундуш францисканцам |
деревня Латыголичи в Русской земле |
1504 г. Учредительный лист короля польского и великого князя литовского Александра Ягеллончика на основание монастыря и костёла ордена бернардинцев в г. Полоцке. Главный архив древних актов в Варшаве, Коронная метрика (Libri Inscriptionum), Книга 20, с. 173-174. Ссылка
Жители Полоцка Александром именуются как Rutheni, народ-раскольник (схизматик).
http://agadd2.home.net.pl/metrykalia/MK/0020/allindex.html
"и з пашнею дворною, и з людми данными и тяглыми, и литвою и русью теж на Ворцы и на Мерех"
Lituanicarum societatis Jesu historiarum libri decem Auctore Stanislao , p. 85
Говорится о полоцком русском народе |
з М. Стрийковского:
1699 год. Спор полоцких униатов с иезуитами за церкви и их владения, отобранные Стефаном Баторием в пользу иезуитов (Архивный сборник документов, относящихся к истории С-З Руси т. 13)
В начале Новгородской летописи говорится: "А 1 се число 1 колко 2 есть 2 епискупии в Русѣ 3: Первая 4 киевьская 5 митрополия 6, потом новгородчкая 7 архиепискупья, такоже 8 черниговьская 9, переяславьска 10, бѣлогородчьская 11, володимирьская 12, юргевьская 13, ростовьская 14, полочьская 15, смоленьская 16, тфѣрьская 17, рязаньская 18. 22 19."
http://krotov.info/acts/12/pvl/novg13.htm
В лЂто 6843 [1335].Того же лЂта, по грЂхомъ нашимъ, бысть 53 пожаръ в Руси: погорЂ город Москва, Вологда, Витебьско 54; и Юрьевь 55 нЂмечкыи 56 всь 57 погорЂ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий