суббота, 23 декабря 2023 г.

письменные источники о кривичах

 


В первом упоминании в трактате византийского императора Константина Порфирородного «Управление империей» середины 10 века кривичи причислены к славянам

Вот он, переведенный с греческого на английский:

С. 69

When the month of November begins, their chiefs together with all the Russians at once leave Kiev and go off on the 'poliadia', which means 'rounds', that is, to the Slavonic regions of the Vervians ang Drugovitians and Krivichians and Severians and the rest of the Slavs who are tributaries of the Russians.

 

Калі наступае лістападіх гаспадары разам з усімі русамі аднойчы пакідаюць Кіеў і ідуць на "палюддзе", у славянскія вобласці ВервянДругувітаў і Крывічоў і Севяранаў і іншых славянаўданніцаў русінаў. ...

 

С. 63

 

The 'monoxyla' which come down from outer Russia to Constantinopol are from Novgorod, where Sviatoslav, son of Igor, prince of Russia, had his seat, and others from the city Smolensk and from Teliutza and Chernigov and from Vyshegrad. All these come down the river Dnieper, and are collected together at the city of Kiev, also called Sambatas. Their Slav tributaries, the so-called Krvichians and the Lenzanenes and the rest of the Slavonic regions, cut the 'monoxyla' on the mountains in time of winter, and when they have prepared them, as spring approaches, and the ice melts, they bring them on to the neighbouring lakes. And since these lakes debouch into the river Dnieper, they enter thence on this same river, and come down to Kiev, and draw the ships along to be finished and sell them to the Russians.… ...

 

...Са знешняй Русі да Канстантынопаля з Ноўгарададзе СвятаслаўІгаравы сынкнязь Русімеў сваё княжаннеі іншыхз горада Смаленска і з Teliutza і з Чарнігава і з ВышаградуУсе яны ідуць уніз па рацэ Днепр і збіраюцца разам каля Кіеваяшчэ званы Sambatas. Іх Славянскія данніцытак званыя Крывічы і Ленцаніны і астатнія славянскія вобласці,  яны выразаюць лодкі ўзімкуі калі яны іх падрыхтуюцьяк толькі вясна наступіцьі лёд расстанеяны цягнуць іх на бліжэйшыя азёрыІ так як гэтыя азёры ўпадаюць у раку Днепряны ўваходзяць у гэту раку адтульі ідуць уніз да Кіева і прадаюць іх русам

 

 

Да и в летописи ПВЛ кривичи причислены к славянам. В этом отрывке кривичи упомянуты как часть славян, что очевидно из контекста, ведь рассказ в этой части летописи идет именно о славянах:

 

 

«Словеньску же языку, якоже ркохом, живущю на Дунаи, придоша от скуфъ, рекше от козаръ, рекомии болгаре, и седоша по Дунаеви, населнице словеномъ беша.

Поляномъ живущимъ о себе, якоже ркохомъ, сущии от рода словеньска и наркошася поляне, а деревляне от словенъ же и нарекошася древляне; радимичи бо и вятичи от ляховъ. Бяста бо два брата в лясехъ: Радимъ, а другый Вятко, и, пришедша, седоста: Радимъ на Съжю, и прозвашася радимичи, а Вятко седе своимъ родомъ по Оце, от него прозвашася вятичи. И живяху в мире поляне, и древляне, и северо, и радимичи, и вятичи и хорвати.[41] Дулеби же живяху по Бугу, кде ныне волыняне, а уличи, тиверци седяху по Бугу и по Днепру,[42] и приседяху къ Дунаеви. И бе множество ихъ, седяху бо по Бугу и по Днепру оли до моря, и суть городы ихъ и до сего дне, да то ся зовяху от Грекъ Великая скуфь

 

Имеяхуть бо обычая своя и законы отець своихъ и предания, кождо своя норовъ.

И аще кто умряше, творяху трызну надъ нимь, и посемъ творяху кладу велику, и възложать на кладу мертвеца и съжигаху, и посемъ, събравше кости, вложаху въ ссудъ малъ и поставляху на столпе на путехъ, иже творять вятичи и ныне. Си же обычаи творяху и кривичи и прочии погании, не ведуще закона Божиа, но творяху сами себе законъ.»

 

 

В другом отрывке также причислены к славянам ...

 

 

«По мнозехъ же временехъ селе суть словени по Дунаеви, кде есть ныне Угорьская земля и Болгарьская. От техъ словенъ разидошася по земьли и прозвашася имены своими, кде седше на которомъ месте. Яко пришедше седоша на реце именемъ Мораве, и прозвашася морава, а друзии чесе нарекошася.

И по сей братьи почаша держати родъ ихъ княжение в поляхъ, а въ деревляхъ свое, а дрьговичи свое, а словене свое въ Новегороде, а другое на Полоте, иже и полочане. От сихъ же и кривичи, иже седять на верхъ Волгы, и на верхъ Двины и на верхъ Днепра, ихъже и городъ есть Смоленескъ;туда бо седять кривичи. Таже северо от них.»

 

 

Выражения «от сихъ», «отъ нихъ» следует толковать, что и кривичи и северяне тоже от славян происходят. Ведь в этой части текста летопись рассказывает именно о славянах, потому что выше по тексту есть строка "От техъ словенъ разидошася по земьли и прозвашася имены своими" и далее идет перечисление и описание славян. Именно "от сихъ", имел ввиду летописец, и происходят также кривичи и северяне. И это правильное толкование.

 

 

Это подтверждается тем, что в Ермолинской летописи конца 15 века этот отрывок так пересказан таким образом: «Бысть Словенскии языкъ отъ седмидесятъ и дву языкъ единъ, отъ племени Афетова, нарицаемии Норици, иже седять по Дунаю, идеже ныне Угри и Болгаре; и отъ техъ разидошася по земли и прозвашеся своими имены, седяше на которомъ месте. Первии седоша на реце Мораве и нарекошася Моравлене, а инии Чеси, … Инии седоша по Днепру и нарекошася Поляне, идеже ныне Киевская земля, иже в нихъ были три браты: Кий, Щекъ, Хоривъ, по егоже имени Киевъ, тъоижде первие и созда его. А инии Деревляне, седоша бо в лесехъ. А инии Деревляне, седоша бо в лесехъ; а инии седоша межи Двины и Припети и нарекошася Дрегвичи, а инии Полочане, речки ради Полоты, иже течеть во Двину. А инии по оеру Ильмерю седоша, а зделавша градъ, и нарекошася Новгородци, и посадиша у себе стареишину Гостомысла. А по Десне и по Суле Севера, а инии Кривичи, иже седять на верхъ Волги и Двины и Днепра, ихже ради Смоленскъ и прочии.»

 

То же самое в летописных сводах 1497 и 1513 годов(ПСРЛ Т.28): ...

 

«Бысть словенескъ языкъ отъ племени Афетова нарицаемы Норцы, иже седяху по Дунаеви, иде же ныне Оугре и Болгаре; и отъ техъ разидошася по земли и прозвашася своими имены, седше на котором месте

...

 А инии по озеру Илмерю, иже зовутся Новогородци, сделаша бо град и стареишину и Гостомысла посадиша. А по Десне и по Семи и по Суле Севера. А инии Кривичи, иже седят на верхъ Волги, и Двины, и Днепра, их город Смоленск и прочие полотские.»

 

Так же и Сигизмунд Герберштейн в своих «записках о Московии», пересказывая летописи, кривичей причислил к славянам.

 

То же самое можно увидеть во Львовской летописи 17 века:

"

...бысть словенескъ языкъ отъ племени Афетова, нарицаеми Норци, иже суть Словене. По мнозихъ временахъ сели суть по Дунаи, идеже ныне Угорския земля и Болгарская. И отъ техъ разидошася и прозвашася кожда своими имены ...

а дргугое на Полоте, еже и Полочане; а инии кривичи , иже сидятъ на верхъ Двины, Волги и Днепра, ихже городъ Смоленскъ и прочия Полостия власти

"

 

Вполне недвусмысленно кривичей причислила к славянам Густынская летопись 17 века:

 

ПСРЛ Т. 40 Густынская летопись РАН институт русской литературы СПБ 2003

 

С. 15

 

«Славяне от славы понеже бранми славъны от всехъ бяху, а сами любяху славу, якоже и от именъ ихъ тогдашныхъ познати Святославъ, Мстиславъ, Ярославъ, Ростиславъ, Владыславъ, Болеславъ- и проч. Или от слова- яко словни си естьт словохранительны бяху. Такоже в Сармации седше, различно презывашуся Поляне, Древляне, Северо, Кривичи. Но обаче аще и различие естъ во именовании волостям, но вестно естъ всемъ, яко сии все единокровни и единорасльны се бе суть и ныне все общеединым именем Русь нарицаются» ...

 

 

Имена-клички типа Кривъ, Кривецъ, Кривило, Кривой, Кривза, Кривуля, Кривуша – встречались на Руси.

«Кри※ по древнерус. означает «неправильно». «Криво» - несправедливо. «Кривьда» - несправедливость.

 

И вот еще отрывок из новгородской летописи:

 

 

В лЂто 6750 [1242]. Поиде князь Александръ с новгородци 36 и с братомъ АндрЂемъ и с низовци на Чюдскую землю на НЂмци в зимЂ, в силЂ велицЂ 37, да не похвалятся, ркуще: «укоримъ словеньскыи 38 языкъ ниже себе»; уже бо бяше Пьсковъ 39 взят, и тиюнЂ 40 их посаженЂ 41

http://litopys.org.ua/novglet/novg24.htm






 

На Псковщине тоже вроде как кривичи жили. И согласно устюжской летописи там живут славяне.

 

«…трети Трувор седее во Изборску. А то пригородие псковское тогда был в кривячах, больши город. От тех варях находник прозвася Русь, и от тех словет Руская земля» Устюжская летопись

 Тут речь идет о противостоянии славян-русинов и немцев-крестоносцев.


Также в степенной книге царского родословия отмечается, что на Псковщине жили славяне, прозвавшиеся Руссией. 



Гиляров. Предания Русской начальной летописи, с. 74

«Кривичи, еже есть Ростовцы, свое княжение» Ркп. Б. Общ. Ист. и Др. Р. №128, л. 5


 

Еще имена жителей кривичских земель и топонимы и уж сам язык – славянские. Примеры имен: Нежило, Воинег, Богша(Богуслав), Домаш(Домаслав), Пережир, Радошка, Радько, Житько, Ждан, Волос, Ратько.

К примеру название речки Гаина встречается в старославянском языке: «исше яко гаина черпьнаа крепость моя» Псалтирь Феодорита с толкованием 11 века. Что это означает, можно только догадываться, но слово такое есть.

 

Толкование названию реки Двины оказывается дал Гваньини в своих записках о Московии. «Сама же река называется Двиной от слияния двух рек-Юга и Сухоны. Ведь Двина по-русски означает «по два».

http://www.balandin.net/Gunin/Bobruisk/CHAPTER_4/gvagnini.mosk-1.htm ...

 

В качестве аргумента можно также привести немецких хронистов, для которых на наших землях живет русский народ, говорящий по-русски. Или польских хронистов, например Длугоша, для которого также на нашей земле живет славянский русский народ:

 

" Древними писателями и историографами [страна] называется европейской сарматией, и как русские, так и поляки именуются сарматами. Я думаю, что данное древними полякам и русским название справедливо и правильно: отсюда и альпы, с которыми они граничат и которые отделяют Польшу и Русь от паннонцев, во всех писаниях носят имя сарматских гор. …некоторые силятся утверждать, что Рус был не потомком, а братом Леха, и вышел вместе с ним и третьим братом Чехом из Хорватии

 

населил обширнейшие русские королевства, главой и столицей которых является Киев и которые омываются широчайшими реками Днестром, Днепром, Неманом, Прутом, Случью, Стырью, Збручем, Смотричем, Серетом, и распространил свои пределы по ту сторону Новгорода, русского города, богатейшего и славнейшего золотом, серебром и мехами, расположенного среди болот и топей почти на краю земли 41. Такое разноречие писателей о происхождении Руси больше затемняет это происхождение, чем разъясняет."

 

" ...

 

"1070 г.

Польский король Болеслав нападает на Русь

...

Польский король Болеслав берёт Киев и Полоцк

 

Полоцкий князь Вышеслав (Всеслав Брячиславич), который изгнал из Киева Изяслава, собрал отнюдь не малое войско из русских, печенегов и варягов, немереваясь сразиться с польским королем Болеславом. Но когда он вышел навстречу королю Болеславу к Белгороду, желая воспрепятствовать его продвижению в глубь Руси, при виде силы польского короля Болеслава сердце его ослабело и, не смея сразиться с Болеславом и польским войском, так как видел, что сил у него много меньше, он, не известив своих, оставил войско и в сопровождении немногих, посвящённых [в происходившее], бежал в Полоцк; но и войско его, поражённое и потрясённое бегством князя, разошлось по разным местам. Получив от разведчиков известие, что русские и прочие враги ушли, чтобы защищаться в укреплениях, польский король Болеслав двинулся в глубь [страны].

"

 



Также и М. Стрыйковский причисляет кривичей к Славянам

 

…Krzywiczany byli nazwani, których było

główne miasto Smoleńsko.Także Serbowie, Kar-waci, Bielanie, Pomorcycy i insze

sławieńskiego języka narody Ruskie,

 

 

 

…tak, iż wszistkie pułnocne krainy i międzywschodnie części świata,
narodami Sławańskiego języka napełnili i począwszy od Kapadockich i Kolchinskich
królestw i wszędzie około Cimerium Bosphorum i Czarnego morza albo Pontu Euxinu,
Tanais, Oki, Wołgi, Chamy, Dniepru, Bohu, Desny, Dniestru, Dunaja, aż do
Dźwinnych i Niemnowych długim przeciągem źrzodł, wszystki brzegi
osiedli, na ostatek aż do Lodowatego i Bałtyckiego albo Wenedyckiego, po
moskiewsku Wareckiego morza, które dziś Liflanty, Philandią i Szwecią oblewa, i Norwegiej dosięga, imię, moc i władzą Sławańskiego języka rozszerzyli….

Комментариев нет:

Отправить комментарий