Книга Тодора Скуминовича.
Русь обоя и под монархом Польским и под Царем Московским
припомнить неволю оную Батыя на Русскую Монархию брошенную: припомнить меч потом Литовский, как тем которых в руках имевал когда то оный славный и широкий и мужеством света дивный народ прислуживать ДОЛЖЕН: припомнить и другие на Русь припадающие удары судьбы
Русь до Короны и Литвы присоединена
.. но имея от Схизматицкой стороны поверенные себе Овручские, Мозырские и Речицкие Деканаты или Протопопии в Полесье оном глухом и глупом таких священников находил, которые по Русски читать бегло неумели, разве только по слогам... Вино у них к отправлению Святейших Тайн Тела и Крови Господней сыта медовые или квас какой, а из порядочнейшего уксус винный
Уже в то время хорошо укоренилась и широко распространилась схизма по Руских краях от ста лет и далее, а то что Владыки и Архимандриты Грецкие отщепенсвом от Фотия и Керулария посеяном заражены, большую имеючи у простых людей о себе значимость , много Панов и Князей на свою сторону переиначили, ведь и натура наша в грех погруженная, скорее злое, чем доброе подхватит, из-за чего возле некоторых важнейших праздников оная простота единства веры оставалась, а Зверя многоголоса ни упрямству следовать уже неподобно было. По этому также бунтарство низменной толпы, разными временами небо карало через Поляков прежде всего, через Литву потом, чтобы церковный привилегий получила
![]() |
Greckokatolickie dekanaty błoński i puchowicki w latach 1783-1784 , Irena Wodzianowska |
Dokumenty ob osvoboditelʹnoĭ voĭne ukrainskogo naroda, 1648-1654. - 1965, стр. 171 |
Воссоединение Украины с Россией. Т. 3, с. 13 |
Поддержка казаков белорусским населением была повсеместной. Севские воеводы Кириллов и Леонтьев доносили в Посольский приказ 7 июля 1649 года: «А белорусцы де, государь, всякие чорные люди всех городов и уездов, которые городы за козаками, стоят против поляков с козаки за одно; а которые де, государь, белорусцы в литовских городех поветные люди, и те де неволею слушают литвы, а с козаки де ссылаютца, чтоб их козаки от литвы свободили».
Белоруссия в эпоху феодализма. Т. 2 / Под ред. А.И. Азарова, A.M. Карпачева, Е.И. Корнейчика. Минск, 1960. С. 41.
«Да он же, гетман Богдан, и писарь Иван сказывали: только б де царское величество изволил их принять вскоре и послал своих ратных людей, и он, гетман, тотчас пошлет свои листы в Оршу, в Могилёв, в иные городы к белорусским людем, которые живут за Литвою, что царское величество изволил их принять и ратных людей своих послал. И те де белорусские люди тотчас учнут с лехи битца; а будет де их з 200 000».
Белоруссия в эпоху феодализма: сборник документов и материалов. Том 2. Минск, 1960, с. 59
месяц до приезда в москву игумена иконописец оршанского Кутеинского монастыря Григорий, говорил в Посольском приказе: «Слышал де он от мелкие шляхты и от купецких людей… Смоленского и Оршанского, и Минского, и Могилевского и иных городов всяких чинов люди подоймутца на поляков. И учинят у себя таки Хмельницких 10 человек, а войска со 100 000 человек и учнут Литву и Польшу воевать… стоять и битца покаместа их мочи будет»
Воссоединение... Т. 3, с. 13
Вяземский купец Степан Колужка, накануне ездивший с товарами в белорусские города, подтверждал, что «в Могилеве ж и в Шклове, и в Орше, и в Копыси.. всяких чинов люди говорят – как государевы ратные люди на Польшу и Литву наступят и оне де под госуареву руку готовы, а стоять против государевых ратных людей нигде не станут»
РБС(Российско-белорусские связи), с. 289
Комментариев нет:
Отправить комментарий