суббота, 23 марта 2024 г.

документы о восстании 1863 года


 Яков Трещенок 


История польского повстаня стычнёвого 1863 г. На белорусских землях принадлежит к числу наиболее мифологизированных, тенденциозно искажаемых событий белорусского прошлого. Хотя это восстание происходило исторически сравнительно недавно, уже в эпоху массовой прессы, электрического телеграфа и железных дорог, трудно назвать еще одно такое событие, при освещении которого так откровенно попирались бы бесспорные факты и подменялись грубыми бездоказательными домыслами. 

На сегодняшний день архивы сохранили огромный документальный материал. Поименно известны едва ли не все участники событий. Многие из участников противоборствующих сторон оставили подробные мемуарные свидетельства, допускающие всестороннюю проверку на достоверность. Только фундаментальное российско-польское издание «восстание 1863 г. Материалы и документы», опубликованное в 1961-1994 гг., составило тридцать объемистых томов. И все же в науке продолжает господствовать миф. К событиям польского восстания 1863 г. Возводит свою родословную рожденный в конце XIX – начале XX вв. белорусский национал-экстремизм, от колыбели своей подменявший историю национальным мифом. Искажается сама суть происходивших событий. 

Во-первых, польское шляхетское восстание 1863 г. На белорусских землях трактуется как национально-освободительное движение белорусского народа. В то же время для белорусского крестьянина был свойственен наивный монархизм. У крестьян полностью отсутсвовали антироссийские настроения и преобладало тяготение к России. 

Утверждается, что польские помещики Беларуси и полонизированная шляхта являлись представителями нац. Интересов белорусского народа. При этом не обращается внимание на их на их собственную идентификацию. Они все считали себя поляками, принадлежали к польской культуре и родным языком считали польский язык. «Беларусь они воспринимали не иначе, как польскую провинцию» - писал Турук 1921. Поскольку Подавлчяющее большинство белорусов было крестьянами, то считают, что восстание выражало их интересы. Но крестьяне, оказавшиеся замешанными в восстании на самом деле были непрошедшими «разбора» шляхтичами или помещичьей прислугой. По отношению к повстанцам наблюдалась вражддебность крестьян. Повстанцы выражали сословно-корыстные интересы польской шляхты. 

В пропагандистской литературе можно встретить угрозы в адрес жестоких помещиков, но на деле неизвестно случая осуществления угроз. В то же время расправы повстанческих отрядов над крестьянами и православным духовенством носили массовый характер. Называть события 1863 г. «крестьянским восстанием» - значит грубо фальсифицировать историю. 

Все руководители восстания, независимо от их социальных позиций и степени политич. Радикализма, были едины в стремлении восстановить РП в границах 1772 г. Одни видели возрожденную Польшу унитарным государством в духе Конституции 3 мая 1791 г. Другие стремились восстановить ее деление на КП и ВКЛ, но все руководители восстания мыслили ее как единую Польшу с польской культурой и языком. З. Сераковский утверждал в записке на имя военного министра Д. Милютина, что восточные крэсы Польши, если когда-то и были русскими, то уже много веков, как нераздельно слились с остальной Польшей. Все, что здесь может думать – думает по-польски, и все кто могут писать – пишут по-польски. Поэтому Россия во имя мира с польским народом должна добровольно покинуть эти территории, включая Киев. 


Никакой программы возрождения белорусского народа у польских шляхетских революционеров источники не обнаруживают. «Мужыцкая прауда». Тексты сочинялись по-польски, а затем переводились на местный белорусский говор и печатались в типографии, спрятанной в Беловежской пуще, где в то время служил лесничим Валерий Врублевский, один из авторов листовок, кроме него Феликс Рожанский, Винценты Калиновский и Станислав Сонгин. Все пропагандистские тексты идеализируют РП, изображая ее земным раем. В листовках давались заведомо неисполнимые демагогические обещания уравнять крестьян с панами в случае успеха восстания. Авторы откровенно стремились возбудить ненависть ко всему русскому( им присуща была махровая русофобия), утверждали, что только изгнание «москалей» может обеспечить счастливую жизнь народ. В шестом номере утверждалось, что истинной верой является только католицизм и униатство во главе с папой Римским, и проклинается православие, которое авторы зовут «собачьей верой», которая «губит перед Богом навеки». Русофобская прокатолич. Потому она была встречена крестьянством враждебно. В ходе подавления мятежа, росс. Власти также прибегали к созданию пропагандистских материалов на местных языках. Известно, например, обращения Муравьева к литовцам на литовском языке. 


Калиновский был сторонником возрождения польского государства как федерации КП и ВКЛ. Он безусловно был поляком, и никога не назвал себя белорусом. Его корни из коренной польской Мазовии. Никаких объективных оснований превращать В. Калиновского в «национального героя белорусского народа» не существует. Это типичный национал-экстремистский миф. 


Муравьев – талантливый администратор и организатор. Внесенные по его инициативе изменения в ход крестьянской реформы заметно улучшили положение белорусских крестьян по сравнению с центральными русскими губерниями. 


попечитель Виленского учебного округа И.Н. Корнилов. «Русская пропаганда, действующая через школы, церкви, администрацию, делает своё дело; она возбуждает в массах ясное сознание и убеждение, что здешний край - исконно русский, что здесь колыбель русского государства и Православия, что если губернии около Москвы называются великой Россией, то здешние губернии имеют полное право называться первоначальною древнею Россией. … Поэтому, все меры, клонящиеся к восстановлению древнего Православия, к восстановлению в народе сознания о его русском происхождении и коренном Православии, конечно сильнее, прочнее и действительнее всяких мер, полицейских и военных…


Белорус мало-помалу перестаёт быть быдлом, работающим безответно на пана и жида.  Русский язык и русская вера перестают называться холопскими; русского языка не стыдятся, как прежде, а польским не щеголяют… Русское образование сильнее русского штыка»


Белорусы как и малорусы не воспринимались в России инородцами. Их причисляли к титульной имперской русской нации. Присоединение белорусских земель воспринималось российским общественным мнением как «возвращение отторгнутого», а самим православным белорусским народом как самоопределение. Вторжение Наполеона, а затем события польских восстаний 1830 и 1863 гг. определили волеизъявление православных белорусов. Национальным ограничениям в Белоаруси подвергалась полонизираванная шляхта с ее стремлением возрождения РП. Когда часть выходцев из полонизированной шляхты вспомнила свое происхождение и на волне общеевропейского «возрожденческого» движения обратилась к белорусской национальной идее, то эта идея в их понимании обрела ярко выраженны антирусский и антиправославный характер. В таком виде она не могла быть воспринята как российской общественностью, властями, так и самим белорусским народом, увидевшим во всем этом лишь чуждую ему панскую забаву. Впрочем, белорусскую национальную идею не воспринимала и подавляющая часть самого шляхетского сословья, успевшего усвоить польское этносамосознание. 


Замалчивается тактика террора против мирного белорусского населения, приведшая к многочисленным жертвам (свыше 600 человек), социальный и этноконфессиональный состав

жертв этого террора (православные крестьяне и мещане, представители местной администрации и духовенства).

Мосолов АН «мне было поручено одно занятие: составить краткое извлечение из донесений о разных убийствах, совершенных мятежниками. Выписка заключала первоначально 32 жертвы; но в течение месяца, который я пробыл в политическом отделении, список этот утроился, а к осени он достиг громадной цифры шести сот жертв»

; Мосолов А.Н. Виленские очерки 1863-1864 гг. (Муравьёвское время). – СПб., 1898. С.27;

Брянцев « Польский мятеж 1863 г.» «Русский солдат знает, что его товарищи пропадают, и что их исчезновение доказывает несомненность существования так называемаго национальнаго правительства. Он знает также, что когда незначительный отряд попадается в руки мятежникам, то последние избивают солдат с возмутительным изуверством. Ему известно,  что мирные и безоружные поселяне, вверенные его защите, подвергаются такому же преследованию и таким же покушениям со стороны иностранцев. …
Единственныя лица, которых разстреляли или повесили, принадлежат к следующим сословиям:
 Предводители шаек и иные повстанцы, задержанные с оружием в руках и совершившие ужасныя убийства, умертвившие русских безоружных крестьян, которые отказались служить делу революции или же склоняли к отказу своих соотечественников.
Католические священники, ксендзы, предводительствовавшие шайками и убившие своими собственными руками безоружных поселян, отказавшихся внимать их революционным внушениям
Ксендзы, которые с кафедры, в своих непристойных проповедях, подстрекали народ к возстанию и убийствам и читали возмутительныя прокламации мнимаго национальнаго правительства.
… Русское правительство, имело под рукою неопровержимыя, убедительныя доказательства. Оно узнавало ежедневно, что целыя деревни были сожжены, что несколько крестьян было убито… Ужас и смятение господствовали во всем крае, и его честные, преданные слуги нередко против воли повиновались распоряжениям революционного комитета. Имело ли право правительство, в виду таких ужасных злоупотреблений, действовать нерешительно и колебаться? Разве оно не было обязано защищать своих подданных, которых резали и грабили? Повстанцы составляют одну десятую долю всего населения Северо-Западных провинций; остальныя девять десятых просят защиты у своего монарха, котораго они любят и уважают, и у правительства, которому они повинуются.
С церковных кафедр, с которых возвещаются слова мира и любви, ксендзы проповедывали мятеж. Именем Бога вооружалась рука верующего на совершенеие злодейства ради дела, которому давалось название дела религии. Ксендзы на самых алтрарях принимали присяги, возлагавшия на христиан обязанность совершать самыя гнусныя преступления. Подобные люди мученики или предатели? Должны ли мы оплакивать их участь или же они подверглись заслуженному наказанию? 
… Польские чиновники русской службы также содействуют успехам повстанцев и уведомляют их о всех передвижениях русских войск. Шайки, в свою очередь, сознают услуги помещиков и потворствуют им, убивая крестьян и русских священников, не участвующих в возстании и  извещавших начальство о движениях повстанцев. 
… Все без исключения члены тамошняго высшаго дворянства и шляхты, а также большинство гражданских чиновников – поляки, тогда как большая часть земледельческого класса, за исключением двух или трех уездов, состоит из русских и литовцев. 
 … В западно-русских губерниях польское меньшинство домогалось нравственнаго и материальнаго господства над массою населения, состоящаго из русских и литовцев. Вот почему польская революция находит опору в богатствах польских землевладельцев, во влиянии низших чиновников, которые все почти поляки, в римско-католическом духовенстве, имеющем большое влияние на женщин и на поселян католическаго исповедания, и, наконец, в системе устрашения, убивая русских крестьян, едва успевших избавиться от мертвящего гнета крепостного права»

«Они(документы) рисуют отношение местнаго коренного русскаго населения к чуждому ему политическому движению колонистов-поляков, с ясностию документа говорят о том, что все польское возстание было не народным движением, а делом польских политических партий, и только незначительное по количеству население некоторых местностей( преимущественно в Ковенской губ.) было увлечено в возстание насилием, обманом, обещанием наград на земле и на небе.»
Архивные материалы Муравьёвского музея, относящиеся к польскому восстанию 1863-1864гг. в пределах Северо-Западного края. В 2 ч. Ч.2. Переписка о военных действиях с января 10-го 1863 года по 7-е января 1864 года. Сост. А.И.Миловидов. – Вильна, 1915. С.LIV.  

Пороховщиков Подвиг Муравьева – настольная книга правителям и правительствам с. 46-47

В. В. Комаров «Виленский вестник», полковник Ген. Штаба, которому Государь поручил изследовать причины мятежнических политических движений в Привисленском и Западном крае. 

Мятеж в крае был погашен целым рядом мероприятий, а вовсе не казнями. Все было пронизано энергией и ясными указаниями для разрешения дела умиротворения. За римским духовенством был установлен надзор; шляхта начавшая мятеж, получила приказание не отлучаться с места жительства, войскай получили превосходныя инструкции и правильное распределение, крестьяне составляли сельские караулы и были вооружены; мировыя учреждения и, особенно поверочныя комиссии стали пересоздавать экономический быт крестьян стали повсеместно учреждаться русский школы; православныя церкви и духовенство были поддержаны. Только клеветники и враги русского народа могли создать и постоянно поддерживают клевету о Муравьеве, как о каком-то нещадном тиране, который ставил в ничто человеческую жизнь и ужаснул край казнями. … Можно или нельзя убить того, кто убивает нас? Дело не в том, что расстреливали и вешали, но в том. Как свидетель и очевидец этих событий, как сознательный деятель того времени, скажу вам, что русская власть в 1863 году, в руках М. Н. Муравьева, была только на высоте своей задачи, это была власть строгая, но глубоко справедливая, она не уронила себя жестокостью, они имела ввиду одно благо, она дала жизнь, счастие и спокойствие миллионам русскаго народа и ни одну минуту не преступала границ самообороны. 
С началом 1863 года на всем пространстве Западнаго края, от Варты и до Днепра, появились вооруженныя банды мятежников. …. Они появились в глубине Могилевской губернии и напали на Горки! При этом на всем пространстве края они водворили невыносимый террор, угрожая смертью и повешением русских и православных людей. По официальным , точно зарегистрированным, данным в 1863 году, истязав, замучили и повесили в одном Северо-Западном крае свыше 850 русских жителей и солдат. Что же было делать власти. Должн-ли она самообороняться? Что значит при таком состоянии края 200 или 300 казненных решениями военных судов мятежников, поднявших оружие против своего Государя и против русского народа? … Нельзя ли было разстрелять ксендза-фанатика, взятаго во главе банды с оружием в руках? Нельзя ли было разстрелять магната графа, который забылся до того, что с вооруженною бандою шел на Динабург? Или во имя правды можно было мятежникам истязать, жечь живыми на огне и потом вешать православнх священников-мучеников за русское дело и правду, а во имя той же правды нельзя казнить мятежнаго ксендза? 

  c. 33-34
Вообще противоправительственное направление наиболее высказывалось в Полоцком, Дрисенском и Динабургском уездах, т. е. там, где была прежде до 1817 г., Иезуитская коллегия, под давлением которой упрочился и развился, католический фанатизм.
В 1863 г. Все эти губернии были объяты пламенем мятежа, и ежели не везде появлялись вооруженныя шайки по недостатку средств вооружения и благодаря противодействию православнаго сельскаго населения, то тем не менее все дворянство, шляхетство и ксендзы повсеместно явно и безбоязненно провозглашали владычество Польши и старались в том уверить крестьян. При малейшем успехе мятежа в Литовских губерниях, Белоруссия без всякаго затруднения вошла бы в состав предполагаемой революционерами Польши в границах 1772 года. Все это ясно свидетельствует о том, что правительство в течение последних 30 лет не только не принимало мер к уничтожению в крае польской пропаганды, но напротив того, по крайнему неразумению местных и главных правителей, давало все средства к развитию польскаго элемента в крае, уничтожая все бывшие зародыши русскаго начала. 

Показание Одного из главных деятелей возстания: « Разбирая мою жизнь, я нахожу, что кардинальною причиною моих преступлений было: 1) первоначальное образование в гимназии и университете, где я образовал мой ум чтением польских исторических книг, твердивших о бывшей самостоятельности Польши, как стройнаго политическаго организма, павшаго не вследствие внутренней несостоятельности, а по политическим видам других государств … влияние таких личностей, как Огрызко, сераковский, калиновский и другие. …. Я привожу их потому, что только введением коренной реформы в образование польской молодежи в подвластных ему провинциях, правительство может избавиться от политических интриг, направляемых против него извне» 
Замечательно, что могилевское вооруженное возстание, начавшееся 17 апреля, окончено было в первых числах мая, почти без содействия войск одними православнми крестьянами. Они перехватили в лесах и на мызах почти всех панов, гимназистов и шляхту, которые образовали шайки, часть которых … бежала в Минскую губ., а их руководитель бежал в Ц. Польское, где впоследствии был взят и повешен. 
Это скоро приконченное могилевское возстание произведено было под видом охоты на лося. В назначенный день большая часть молодежи и руководителей мятежа собрались в охотничьей одежде и с запасом продовольствия отправились в указанныя места, где и были постепенно обезоруживаемы и взяты крестьянами. 
… нельзя не обратить внимание, что Белорусские губернии, Могилевская и Витебская, … за малыми исключениями, были почти совершенно русскими. В 1830 г., по ходатайству Муравьева, Высочайше повелено было уничтожить в этих губерниях производство дел по Лит. Статуту и повсеместно ввести русский язык в судоустройстве и во всем управлении.

… По распоряжению жонда, оставшиеся мятежныя шайки разделились на меликия партии от 20 до 25 человек, расположились по всем уездам и лесам, где только можно было укрыться, и высылали из своей среды так называемых жандармов-вешателей. Миссия их заключалась в том, что они следили за направлением народнаго настроения и тех, ктоторые высказывали преданность правительству, завлекали в леса и вешали, подвергая предварительно всякаго рода истязаниям, производимым даже над женщинами и детьми. Эти мелкия шайки в лесах были почти неуловимы и вселили великий страх в населении. Всюду было только и слышно о разных лицах, изувеченных, убитых и повешенных мятежниками, не щадившими в том числе и наших священников. Надо было уничтожить жандармов-вешателей во чтобы ни стало, и Муравьев обратился к последнему, да и единственному средству: он приказал уничтожить до тла те помещичьи мызы и шляхетския околицы, в которых произведены были жандармами-вешателями неистовства; захваченных притом мятежников тут же судить военным судом и тут же разстреливать. 

Восстание 1863 года в Литве и Белоруссии: сборник документов / редкол.: В. Дьяков, В. Жигалов, Ю. Жюгжда [и др.]. Москва, 1965


Манифест Временного провинциального правительства Литвы и Белоруссии о наделении крестьян землей

Manifestas wiresnibes linku
Wiresnibe linku(Palszczios) aprejszkia Letuwaj, Gudam, Żemajcziom ir kitom szalim użujimtom Maskolu czias prowas: …. Raszitas Wilniuje 1863 metos 1 denoj wasorio

Польское правительство провозглашает следующие права литовцам, белорусам, жемайтийцам и жителям других областей, занятых московитами…
… польское правительство передает помещичьим и государственным крестьянам навечно без выкупа и платежей землю, которой они до сих пор владели, а все законы русского правительства отменяем, ибо эта земля польская, а не русская. 
… Теперь крестьяне, ставшие хозяевами этой земли, должны защищать ее от москалей … Если кто-нибудь не подчиниться этому манифесту, будь то пан, крестьянин, чиновник.. будет за это предан военному суду 1 февраля 1863 г. Вильнюс


Манифест исполнительного отдела для провинции Литвы 19 марта 1863 г.

Сородичи польский народ восстал, чтобы скинуть позорное ярмо. Исполнительный отдел для провинции Литвы, действуя согласно мандата национального правительства, призывает наших братьев литовцев и белорусов, составляющих с Польшей неотъемлемое целое, к воссоединению всех национальных сил вокруг стяга независимости. Одна цель объединяет нас всех: освобождение Ойчызны. Сородичи всех классов и вероисповеданий, братья Литвы и Беларуси! Ко всем, в ком бьется польское сердце, зовем под штандар Белого Орла и Погони»
... Божа, ратуй Польшчу

695. Wielchorski W. Stosunki narodowościowe, wyznaniowe i językowe w Wielkim Księstwie Litewskim // Dzieje ziem Wielkiego Księstwa Litewskiego. Alma Mater Vilnensis. - T.III. - Londyn, 1953.

Падчас студзеньскага паўстання 1863 г. шляхта Віцебшчыны ў сваім пасланні да паўстанцкага Нацыянальнага ўраду дэманстравала аналагічную пазіцыю:
 
Mieszkańcy Witebszczyny pisali w 1863 roku do Rządu Narodowego: “jako z Ojców I przodków naszych Polakami jesteśmy I takimi w dzieciach I potomkach naszych na wieki być chcemy …, jako najświętsze ofiary ostatków mienia, utraty najdroższych osób, krwi przelanej, dla tej miłej Ojczyzny naszej Polski ponosimy I nowe ponieść gotowi jesteśmy. Ruś Biała, jako I inne Rusi, była integralną częścią średniowiecznej I pogańskiej jeszcze Litwy. .. upłynęło trzy wieki, w ciągu których Litwa, podzielając z Polską swobody, sławę I na koniec ostatnią niedolę, zlała się z nią w jeden naród polski” Do Rządu Narodowego. Od obywateli Województwa Witebskiego 29 sierpnia ( 10 września ) 1863 r. 
(Как от отцов и предков наших поляками являемся и такими в детях и потомках наших на века быть хочем … как самую святую жертву остатки имений, потери дорогих личностей, пролитой крови, для той милой отчизны нашей Польши приносим и новые понести готовы. Русь Белая как и другие Руси, были неотъемлемой частью средневековой и языческой еще Литвы … прошло три века, в течение которых Литва с польшей разделяла свободу, славу и последнюю недолю, слилась с ней в одну польскую нацию»

Radzik, R. Między zbiorowością etniczną a wspólnotą narodową. Lublin, 2000. S. 125

27 февраля 1863 г. Вильнюс Декрет Отдела, управляющего провинциями Литвы, о ликвидации Лит. Провинциального комитета
употребляются выражения «польская казна», «Боже, спаси Польшу!»

3 мая 1863 г. Вильнюс Манифест Отдела, управляющего провинциями Литвы, к жителям бывшего ВКЛ с призывом к восстанию
на белорусский язык
«Polszcza podniałasia za waszu I swoju swobodu. Wojna z moskalom wielika. .. Skoro budziem wolny. Rąd polski hetym objaulajeć usim pousiemiestno, szto zo dnia objaulenia hetoho manichwesta usie rauny, usie syny odnoj Polszczy, Ojczyzny naszej, szto usiem mużykam oddajećsa na uwieś wiek ziemla, jakaja była u ich używalności  biez żadnoj pańszczyny ni czynszu ni jakoho otrobotku. Parobkom że, bobylam I kutnikam, kotoryhe pojduć na moskala, darujećsa 5 morgou ziemli z majątków skarbowych. Usiem, szto pojduć w wojsko polskoje, dojećsa szlachectwo na wiek. Wiera dla usiech swobodnaja. Podaciej Caru płacić, ni rekruta dawać nie treba. Braty Biołorusy, pryszła pora dobraja. Praczuiciaż sia I wiery waszej a boh wam dopomoże. 
Hoda 1863 Maja 3 dnia
U każnej chacie charanicie hety manichwest, jak hramatu na swobodu praudziwuju. 
Печать Отдела, управляющего провинциями Литвы

1863 г. Июня 11 Воззвание виленского повстанческого центра к народам Литвы и Белоруссии
Prykaz ad  rądu polskaho nad cełym krajem litouskim I biełoruskim da narodu ziemli litouskoj I biełoruskoj

Wy peunie zaczuli, szto ciepier ustanouleny Rąd Polski, szto hety Rąd Polski addaje wam bez nijakaho wykupu I czynszou tuju ziemlu, na jakoj sidzieli waszyje baćki I dziedy, szto hety Rąd Polski daje wam praudziwuju wolność, jak u Prancuzou, hdzie nichto nie śmieje kryudzić prastoho czeławieka, szto hety Rąd Polski wiernie jeszcze waszu dauniaszniu sprawiedkiwuju wieru dziedou I pradziedou?!
Duryć was maskal tałkujuczy wam, szto  heto pany podnialisia, kab pawiernuć nazad panszczynu – jon chocze wodu skałamucić, kab u wadzie mutnoj pa staromu rybu ławici. No dzieło nasze – nie dzieło panskoje, a sprawedliwoj wolności, jakoj waszyje dziedy da baćki z daunia żdali, a jakuju maskal z krowopijcami waszymi spynici chocze!! Dzieło nasze – heto dzieło takoj wolności, jakuju sam boh pryjszouszy na hety świet chacieu ustanawici I za jakuju proliu krou światuju I cierpieu kryżowyje muczenia! 
No minuła uże panszczyna, minuła wasza kryuda – I nijakaja siła jeje nie powiernie, ni maskouskaja, ni czartouskaja! Cieper to nastau czas, szto każnomu budzie odmiereno tak, jak jon sam sabie namieryć. Pan budzie lichi – pana pawiesim jak sabaku! Mużyk budzie kiepski – to I mużyka pawirsim, a dwory ich I sioła z dymom pojduć I budzie sprawiedliwaja wolność – bo hetoho sam boh uże chocze I preczystaja maci! Za waszuju doky krou krou proliwajuć sprawiedliwyje ludzi, a wy – jak tyje Kainy da Judy Skarioty – dobrych bratou prodawali woroham waszym. 
No Rąd Polski pytaje was, jakim wy prawom śmieli pomohaci maskalu u nieczystomu dzieli?! 
Hdzie u was byu rozum, hdzie u was była prauda? Czy zhadali wy na strasznyj sub bożyj? Wy skażecie, szto heto rabili poniewoli – no my, ludzi wolnyje, niemasz u nas niewoli! A chto z was chocze niewoli maskouskaj – tomu my damo szybienicu na halini. 
Adnak sprawiedliwy Rąd Polski na Litwie I Biełorusi, bieruczy na rozum:
 Szto maskal panujuczy nad wami I dzieruczy sam da pozwalajuczy kożnamu was abdziraci, nie uczyu was ni czytaci ni pisaci;
 Szto wy sihodnia durnyje jak awieczki:
 Szto nad wami niema zmiłowannja bozkaho, bo wy adstupilisa ad jeho praudziwoj wiery – Dla taho sprawiedliwy Rąd Polski nie dachodzić na was ludzkoj kryudy, adno prykazuje wam: 
 Niepamahać uże bolsz maskalu ni u czym, bo jon musić uże nie duży kali prosić waszej pomoczy. A kali hdzie maskal byu durny da dau wam strelby, to wy u noczy zakałouszy sałdatou maskouskich, u les uciekajcie, bo heto lepsz budzie za usio. 
Milicii I karaułou pa siołach kab nijakich nihdzie nie było, bo kali złowiać kaho u karauli abo u milicii, to kali nie ciepier to poźniej, bez adhaworki powiesiać: 
 Czynszou, abrokou I padatkou u kaznu maskouskuju da I panam nijakich nie płacić, bo heta ziemla uźe wasza a wy da Rądy Polskaho należycie I padatki adno da kazny polskoj płacici majecie. 

Hety prykaz maje być czytany u kożnoj cerkwi da u kożnym kościeli, po usich siołach I dworach dla wiedoma usieho narodu. A chto hetomu Prykazu spreczen budzie, taho – ci jon pop, ci ksiondz, mużyk ci pan, usiakaho danasić da Rądu Polskaho, kab możno było pożniej pawiesić abo zazwauszy hramadu I zrabiuszy sprawiedliwy sud, bez adhaworki wieści na szybienicu!

16 июня 1863 г. Вильно Письмо члена руководства повстанческой орг-ции Литвы и Белоруссии командиру повстанческого отряда в Трокском повете Ф. Вислоуху 

… Мы вешаем крестьян за то, что они невежественны .. т. к. доносят и шпионят … Итак выдержите еще месяц, и мы сможем сдать Россию как европейское государство в археологический музей. 

1863 г. Сентября 20 ( Вильнюс ) Обращение Испольнительного отдела Литвы к повстанцам, оставившим свои отряды

К польским солдатам, отбившимся от своих отрядов. Мужество и храбрость польских солдат вызвали в общественном мнении Европы убеждение, что Польша должна существовать, что поляки – это народ, достойный быть независимым от Москвы. В настоящий момент народы Европы признали, что долгом их совести является поддержка дела Польши. Честь и слава польским солдатам – ведь это они морально завоевали те лавры, которые Родина начинает пожинать! … Дело Польши не погибло: война может еще немного затянуться, но в любом случае она кончится в нашу пользу, и лавры победы все же достанутся польским солдатам. … великая ответсвенность ложится на того, кто самовольно покидает лагерь, сдает позиции и вдобавок, пойдя к русским, выдает своих братьев. Помните, что это подлость, недостойная польских солдат.  С. 75

1864 г. Февраля 28 Записка К. Калиновского после окончания над ним следствия

В одном из предшествующих объяснений я высказал свое убеждение насчет разрешения польского вопроса, какое сознавал, прежде чем поступил в число народной организации в характере военного комиссара Гродненской губ. Это мое личное мнение. Нынешние плачевные результаты, к которым доведен край, с одной стороны, а с другой – вынужденное положение правительства, не соответственное действительному его характеру, более, чем когда-либо, выразительным образом доказывают необходимость, покончив распрю и приведя в нормальное состояние край, разрешить тяготеющий вопрос польский. Сознание мое, что в этом отношении правительство русское более удовлетворительным образом и с большею пользою для обоих народов в состоянии сделать, чем кто-либо, поставило меня в необходимость очертить характер движения в Литве. 
… Крестьянин, видя не обрезанные еще когти своих господ, не мог им довериться и стал смотреть на дело польское как на затею панскую, органы же правительства понятие такое крестьянина старались поддерживать. 
… из постоянных выражений общественного мнения России, высказываемых даже следственною комиссиею, я мог прийти к тому заключению, что Россия хочет полного с собою слияния Литвы для доставления счастья здешнему народу. Я не противник счастья народного, не противник и России, если она добра нам желает, но противник тех бедствий, которые посягают наш край несчастный. А потому, если судьба нас ставит в положение, что мы должны сродниться с Россиею, я, для устранения многих лишних жертв при порождении нового времени и общественного строя в Литве, считаю со своей стороны обязанностью заявить несколько слов в этом отношении. 
Кто полагает, что Россия легкую в этом будет иметь задачу, тот судит поверхностно, тот себя обманывает. Сеть, обхватывающая нас во всех классах и соединяющая нас с Польшею, имеет столько оснований в традициях и даже предрассудках, что распутать ее, уничтожить и воссоздать что-либо новое составляет вековой, систематический и разумный труд. Агитаторы, собираемые со всех концов России, ничего у нас не сделают в деле соединения … до тех пор пока слово России не найдет отголоска в сердцах литовцев. 


1863 г. Февраля 7 Донесение минского губернатора Кажевниковова Назимову об аресте Камиллы Марцинкевич
«избрала дом в м. Городке у отставного солдата, пожертвовала польские учебные книги, изданные в Варшаве, … доколе девица Марцинкевичева останется на свободе, дотоле она не перестане разжигать всеми усилиями пламень вражды и действовать всеми средствами к увлечению простодушных к самым преступным направлениям и с неограниченным ожесточением. С давнего времени она известна этими этими наклонностями и своим изуверским фанатизмом. »

1863 г. Июня 9 Рапорт пристава 3-го стана Кобринского у. кобринскому уездному исправинку НМ Шеметылло об обнаружении в местечках Городец и Антополь повстанческого приказа о передаче земли в собственность

«… это возмутительное оглашение под заглавием «Приказ», печатанное на польском языке простонародным наречием, о том, дабы деревенские жители слушали поляков, за что получат в вознаграждение на вечность земли»

1863 г. 21 июля Показания крестьянина околицы Цыганово Марковичской вол. Гомельского у. Авхима Савельева в Чериковской следственной комиссии о чтении повстанцами манифеста об освобождении крестьян от повинностей и агитации за вступление в повстанческий отряд

«24 прошлого апреля в среду утром рано я увидел множество людей, шедших из околицы Маковья по дороге близ Цыганова. Подойдя к Цыганову, они остановились, из них человек 5, имея при себе знамя красное с белым, заходили в Цыганово в дом дворян Останьковичей, и один из тех, бывших верхом на лошади, читал какую-то бумагу на польском языке, но что он читал, я не понял; после же он сказал, что от сегодняшнего дня пригону не служить, если кто из молодых желает поступить к нам, то тому будет жалованье по 5 злотых в день, а если бог поможет, то по 10 дес. Земли и до веку не будет платить никакой подати. »

1863 г. 2 окт. Показания крестьянина им. Миколаевщины Гродненского у. Ю. М. Лойко в Лидской следственной комиссии
«… В шайку мятежников я был взят 25 мая неизвестными мне 20 мятежниками, которые стали меня уговаривать идти в шайку, и когда я не соглашался, то начали стращать, что повесят, если не пойду, и я согласился. …»


1864 г. 30 июня Представление витебского губернатора вн Веревкина МН Муравьеву о высылке из края МП Свирщевской за агитацию среди крестьян Гороплянской волости Полоцкого у.

«8 марта нынешнего года Гороплянское волостное правление донесло полоцкому уездному исправнику, что дочь помещицы Иозефины Свирщевской Мария летом прошлого года, прийдя на поле во время жатвы хлеба, показывая крестьянкам Евгении и Пелегее Никифоровым какую-то книжку, говорила «Вот простой мужик Яська пишет, что если все крестьяне пойдут на защиту Польши и будут стараться освободить ее из-под власти России, то в то время не будут платить податей, а также отбывать рекрутской повинности и будут все пользоваться дворянскими правами и помещики подарят им землю, которою ныне крестьяне пользуются». 

«При производстве следствия, хотя Мария Свирщевская ни в чем не созналась и при обыске у нее ничего подозрительного не найдено, но донесение Гороплянского волостного правления на Свирщевскую подтверждено присяжными показаниями временнообязанных крестьянок Евгении Никифоровой и Анны Семенововй, а потому, находя дворянку девицу Марию Свирщевскую, 23 лет, римско-католического исповедания, виновною в распространении между двумя крестьянками возмутительных идей, я полагала бы ее как неблагонадежную в политическом отношении выслать из края на жительство в одну из внутренних губерний России, выдержав ее затем 3 месяца под арестом.»

Пшиборовский Валерий, с. 193


Участник восстания, историк, писатель
… Калиновский, проникшийся идеями красной демократии, пытался организацию ограничить только крестьянским людом, не заботясь о других прослойках и открыто заявляя, что только мужик может поднять на своих сильных плечах будущую Польшу… 


Письмо ад яська-гаспадара з-пад Вильни да мужыкоу зямли польскай
… Народ гине, не мае чым пражыци, рвуць як могуць, нигдзе не найдзеш ниякай справядливасци, скасавали нашу Унияцку Веру, адарвали нас силаю ад праудзивага Бога…
цэлы свет идзе нам помагаци, кали, як шырока зямля наша, народ грамадою, хто зэ стрэльбаю, а хто з касою, идзе на адвечнага нашага непрыяцеля, маскаля паганаго, кали маскаль ад нашых кос агнём уцякае, чы ж мы, дзецюки, сидзеци будзем? Мы, што жывемо на зямли Польскай, што ямо хлеб Польски, мы, Паляки з векау вечных. … Даволи, дзецюки, ужэ ждаци, настау ужэ час, Божы час! Хто за Рондам Польским, таму праудзива Вольнасць, хто проциу яго, таму вечна няволя на гэтым и вечнае патэнпене на тамтам свет! 



Мужыцкая прауда
войска польскае ўсё было зэ шляхты, а калі мужыкі часамі захацелі ісці на вайну, так зараз з іх знімалі мужыцтва, да і паншчыну, давалі зямлю, а ўсю вёску рабілі шляхтаю.

Но, Божа вшэхмоцны, міласерны ты наш пане, ты аб нас не забывай, злітуйся над намі, памажы нам у нашай нядолі, выжані маскаля з нашага краю, дай нам праўдзівую вольнасць і веру нашых дзядоў і прадзедаў, а касцёлы, што маскаль, нячыстая яго сіла, параскідаў альбо перарабіў на стайні і цэркві, зноў заяснеюць тваею хвалою, і народ у ніх хваліці цябе будзе, як хвалілі нашыя прэдкі. Заспяваем тагды ў адзін голас нашу песнь святую: “Сьвенты Божа, сьвенты моцны, свенты несьмертэльны — змілуй сен над намі!” — і Бог найвышшы змілуецца над намі, дапаможа нам у нашай працы, а на тамтам свеце дасць крулества нябеснае — і не будуць ужэ дзеткі нашыя сваю матку праклінаці, што на свет радзіла!
Письма из под шыбеницы
І да нашага кутка даляцела ваша Газэтка, і мы яе з увагай прачыталі; вельмі яна ўсім спадабалася, бо праўда напісана. Прыймеце для таго нашу падзяку, а пісьмо аддрукуйце, каб знаў свет Божы, як мужыкі Беларусы глядзяць на маскалёў і паўстанне польскае, чаго яны хочуць і чаго па сваей сіле дабіваціся будуць. Слова наша простае, но зато шчырае; калі яно дойдзе да ронду польскага, адкрые яму нашу грудзь да і пакажа, што па-нашаму рабіці трэба, каб панаванню маскоўскаму не цяпер, то пазней канец ужэ палажыці.

Ронд польскі, правіўшы намі, не браў з нас рэкрута, не адрываў народу ад дзяцей, ад бацькоў да і ад зямлі роднай і не гнаў гдзесь у канец света, каб завадзіць няволю, выціскаць слёзы і пракленства на душы нашай. Ронд польскі калі браў з нас падымнае, то не заводзіў гэтакіх стаенных падаткаў па душы нашы, што то да Бога адно належаць. Ронд польскі, маючы Бога ў сэрцу, не ўпісаў нас у сызму, у каторай адно за цара да за цара маліціся трэба, як бы ўжэ цар быў Богам на свеце, а вера да казны належала. Ронд польскі ўжо таму будзе 70 лет, выперажаючы многа суседскіх народаў, пачаў ужэ талкаваці а свабодзе мужыцкай і роўнасці братняй мужыка з шляхціцам, а енарал Касьцюшка, што то, кажуць, каля Слоніма радзіўся і а каторым народ наш спявае, што ён вельмі быў добрым і маскаля крэпка біў, высказаўся ён за вольнасць нашу, но маскаль то перашкодзіў і завёў свае ронды.
Хто хоча дазнаць праўдэівага смаку, няхай сам пажыве пад рондам маскоўскім, то і паглядзіць, якое дабрадзейства мужыкі мелі; ось то для чаго кажам: што польскае дзела гэта наша дзела, гэта вольнасці дзела.
Калі ронд польскі ўсім братнім народам дае самарондства, маскаль мала таго, што гэтак не робіць, но яшчэ там, гдзе жылі палякі, літоўцы і беларусы, заводзіць маскоўскія школы, а ў гэтых школах учаць па-маскоўску, гдзе ніколі не пачуеш і слова па-польску, па-літоўску да і па-беларуску, як народ таго хоча, а ў гэтыя школы адно з другога канца света маскалёў насылаюць, што толька ўмеюць красці, людзей абдзіраці дай служыць за грошы паганаму дзелу на глум народу.


Mieli Brolej, kurie sermegas dewite, kajmuose giwenate ir sawo rankomis dirwa arete, Jumis szita gromata paraszyta, - pakłausykite!

Paskutiniuose czesuose Maskolej per szpiegus ir kitokius jemis netikielus, sumislijo tejp jus apgłumitie ir apjeszkotie, kad nieżinotumete kur yra tejsybe ir kas jumis gieraj żiczija: ar pats Maskołaus argi Lenku Randas? Ale nerejk dideles iszminties, kad suprast kitruma ir nietieysybia Maskołaus; ba Maskołaus jus apgawineja, apjeszkoja ir miełuoja pasakidamas: jog taj jisaj pats o ne Lenku Randas dowanojo żiemia żmonems, o Maskołus gwołtu plesze mokestij uż dowonota żiemia, ir kas nemoketu, ta wadina meteżniku ir waro Siberion. – Maskołus prakiejktas, koniewjkia jus kotowoja ir musza, lepia łajkitie wartas po kiemus ir uliczes, katros diena ir nakti pilniewotu, kad koksaj geras katalikas niepabegtu ir niepasisłeptu nog tu prakiektu razbajniku. – Ta rudine Moskiewska nori, kad jus butumete łatajs, Judoszejs ir zdrajcomis sawo giminiu, lepia gauditie ir iszdawinietie sawo brolus Palokus, Żemajczius ir Letuwnikus, apgimejus Wieros S. Jusu kunigus Tewus Dwasiszkus. – Brudas Maskolus ir nog Szwento Tewo prakejktas, ima ir be niekur neiko pakaria, suszaudo musu Kunigus, o kitus apkaustytus gieleżiniejs punczejs waro Siberion todeł, kad nebutu kam ne wajku apkriksztitie, ne numirusiu pałajdotie Krikszczioniszkaj. – Diewe miełas nebuwo tejpo pradżios swieto! Mindżio kojom kazokaj szwencziausiu Kunigu, najkina wieru iki paskutiniam. – Maskołus kajp szetonas isz pasełutijko musu dusziu atsiuzdamas isz Maskolijos sawo barzdotus Popus ant wietos użmuczitu ir iszwesztu Kunigu  musu ir ponewale mażus wajkelus wercze ing maskoliszkawiera. – Toki taj pagonaj Maskolej ir toki ju darbaj pagoniszki. – Jezusas Ponas nieko gwołtu newerte ing wieru kajp dabar daro Maskolej. – Dełtogi żmones wisi, kurie tykite ing Diewa ir turyte norynt łaszeli mejłes artymo, niewirykite Maskolu priżadejimams: anie szendie wiska żada padariti o ant ritojaus kare, szaudo, rabawoja, degina uliczes, ir waro spakajnus giwentojus su mażajs wajkialejs apkaustitus Siberion. – Ikiszem czesu iszkore ir suszaude Ponu, Kunigu, szlektu ir żmoniu prastu du 

Комментариев нет:

Отправить комментарий