Объявление

Если Вы автор телеграм-канала «Тутейшие»(«За Союзное государство Беларуси и России»), интересующийся материалами этого блога, то тебе, придурку, здесь не рады.

вторник, 25 июня 2024 г.

О Муроме


Из "Книги драгоценных сокровищ" Абу-Али Ахмеда Ибн-Омар Ибн-Даста (писал около 30-х годов X столетия по Р. X.)

«1."Булгар 11 граничит с страной Буртас 12. Живут Булгаре на берегах реки, которая впадает в Хазарское море и прозывается Итиль, протекая между странами Хазар и Славян. Царь Булгар, Альмуш по имени, исповедует ислам. »

«Между 14 страной Баджанаков и страной Славян расстояние 10 дней пути. В самом начале границы страны Славян 15 находится город, по имени Куяб ? 16. Путь в их страну идет по степям, по землям бездорожным, через ручьи и дремучие леса. Страна Славян - страна ровная и лесистая; в лесах они и живут. Она не имеют ни виноградников, ни пашен. Из дерева выделывают они род кувшинов, в которых находятся у них и ульи для пчел, и мед пчелиный сберегается. Это называется у них сидж 17 и один кувшин заключает в себе около 10 кружек его. Они пасут свиней на подобие овец 18. Когда умирает кто-либо из них, они сожигают труп его. Женщины их, когда случится у них покойник, царапают себе ножом руки и лица. На следующий день [265] по сожжении 19 покойника, отправляются на место, где оно происходило, собирают пепел и кладут его в урну, которую ставят затем на холм. Через год по смерти покойника, берут кувшинов двадцать меду, иногда несколько больше, иногда несколько меньше, и несут их на тот холм, где собирается 20 семейство покойного, едят, пьют и затем расходятся. Если у покойника было три жены и одна из них утверждает, что она (особенно) любила его, то приносит она к трупу его два столба и вбивают их стоймя в землю, потом кладут третий столб поперек, привязывают посреди этой перекладины веревку, становится на скамью, и конец этой веревки завязывает вокруг своей шеи. Когда она так сделала, скамья принимается из под нее и она остается повисшею, пока не задохнется и не умрет, а по смерти ее бросают в огонь, где она и сгорает 21. Все они идолопоклонники. Более всего сеют они просо. »



«Холод в их стране бывает до того силен, что каждый из них выкапывает себе в земле род погреба, к которому приделывает деревянную остроконечную крышу, на подобие (крыши) христианской церкви, и на крышу накладывает земли. В такие погреба переселяются со всем семейством, и взяв несколько дров и камней, зажигают огонь и накаляют камни на огне до красна»

Повесть временных лет:

«И аще кто умряше, творяху тризну надъ нимъ, и по семь творяху кладу велику, и възложахуть и на кладу, мертвеца сожьжаху, и посемь собравше кости вложаху в судину малу, и поставляху на столпѣ на путех, еже творять вятичи и нынѣ»

Сказание о водворении христианства в Муромской земле:

«невѣрніи же людіе, видяще сія, дивляхуся, еже не по ихъ обычаю творимо бѣ погребеніе, яко погреба ему бѣ князю Михаилу во знакъ на востокъ лицемъ, а могилы верхъ холъмомъ не сыпаху, но равно со землёю ни тризнища, ни дымы ни битвы, ни кожи кроянія, ни лицедранія, ни плача безмѣрнаго не творяху»

«тѣмъ же престаша отцы дѣтей закалати на жертву бѣсомъ и северного Моамефа пророкомъ называть, рѣкамъ і езеромъ требы власти, дуплинамъ древянымъ вѣтви и убрусцом обвѣшивати, и имъ поклонятися, все престаша»

Челобитная нижегородских священников. Девять нижегородских приходских священников подали в 1636 г. Коллективную челобитную моск. Патр. Иоасафу с подробным обличением различных беспорядков.
«От Рождества Христова и до Богоявления делают, государь по домох игрища и собираются на тои злои зело по многу мужи и жены и игры творятъ всякого бесовскаго мечтания многими образы злыми, ругаются милосердию Божию и Пречистыя его праздником. И делаютъ, государь, лубяные кобылки и туры и украшаютъ полотны и шелковыми ширинками и павешиваютъ колоколцы на ту кобылку, и на лица своя полагаютъ личины косматыя и зверовидныя и одежду таковую ж, и созади себе утверждаютъ хвосты, яко видимыя беси, и срамные удеса в лицех носяще и всякое бесовско козлогласующе и объявляюще срамные уды, а иные в бубны бьюще и плещуще и пляшуще и ина неподобная творяще, и сим, государь, образом не токмо по домъ, но и по улицам града и по селом и по деревням ходяще, яко неистовии блудницы… А в навечерии, государь, Рождества Христова и Богоявления такожде ходятъ по улицам толпами и поютъ бесовския песни и кличютъ коледы, творят затеи бесовския.


И тех, государь, злыхъ затей бесовских – непрезнованных праздник, позорныхъ всенародных соборищ на всякое лето бывает четыре зборища, оприч того, что о Рожестве Христове. Первое, государь, на празьник Вознесения Христова, у Печерскаго монастыря, о немъ ж сказахом, а второе, государь, в седмыи четверток по Пасце, на убогих домов, третье государь, на праздник Сошествия Святаго Духа, в селе Высоком: в том селе храм Святаго Духа, а от града, государь, две версты; четвертое, государь, зборище на праздник Рожества Иванна Предтечи: на поле сходятся такова ж ради позорнаго играния и пьянъства. Да и те, государь, позорища повычны: сь сел и з деревен съежаются, и бываютъ многонародныи зело безчинства…

Да в седмыи ж, государь, четверток по Пасце собираются жены и девицы под рева, под березы и приносят, яко жертвы, пироги и каши и яичницы, и поклоняс березам, и учнут походя песни сатанинския приплетывая пети и дланми плескати и всяко бесяся, седчи, поядят те приносы, и востав от яди, кояждо их поимутся две-две и пришед к той березе, и зовъют тоя березы ветви в колца и сквозе те колца творятъ целование и от того целования беззаконнаго зовутся кумами и розходятся, а на праздник Сшествия Святаго Духа паки сходятся темъ же обычем; тако ж песни сатанинския с плескою поют и тако, поедчи приносы, паки целование творятъ в тех же колцех, и поломав тоя березы ветви вершее, промеж кои целовались, и свивъ ветки, полагают их на главах своих и сносят на воду…

Да на праздник же, государь, рожества Христова и Иванна Предтечи по селам и по деревнямъ кладут огни по полямъ и чрез всю нощь и до самого солнечнаго возхода играютъ и чрез те огни скачаютъ жонки и девки, и тако творятъ от Рожества Иванна Предтечи и до Петрова дня.


Из "Записки" Ахмеда ибн-Фадлана ибн-Аббаса ибн-Рашида ибн-Хаммада (писал в 20-х годах X века),

Хазар 46... Сказал Ахмед ибн-Фадлан, посланник Муктадира к Славянам, в своей записке, в которой он описал то, что видел в этой стране: Хазар есть название страны, которой столица называется Итиль, а Итиль есть также имя реки, текущей в Хазар из Руса и Булгара




Комментариев нет:

Отправить комментарий