вторник, 25 октября 2022 г.

Стефан Баторий "освободитель" для белорусов?



 

Из группы ВКонтакте "Мы патриоты Белой Руси"

папский нунций Ю. Руджьеро:

👉🏻 "О королевской власти. Король польский не признаёт в своих землях никакой высшей власти над собой, не является данником никакого иностранного короля, является самодержавным государем в Литве, только в Короне [т.е. в Королевстве Польском - Прим. МПБР] его власть ограничена правом [специально для тех, кто фапает на "прававую дзяржаву са Статутамі", а ведь к тому времени принято аж два Статута ВКЛ - Прим. МПБР]...

В Литве власть короля как великого князя намного большая [чем в Королевстве Польском], потому что это государство является наследством и привилегии сената и шляхты там меньшие, нежели в Короне".

Ущербность и второсортность ВКЛ по отношению к Короне Польской очевидна. Через год будет подписана Люблинская уния и Вялікае княства фактически отсношают, заберут у него половину территории и присоединят её непосредственно к Короне Польской (нынешнюю Украину и Подляшье).

👉🏻 "Собственно Польша приняла крещение в 965 году и утверждена была в вере благодаря святой римской церкви... Затем в 980 году [на самом деле, в 988-м - Прим. МПБР] Русь под великим князем Владимиром обрела свет той же религии из Константинополя... В конце концов Литва и Жмудь вместе со своим великим князем, ставшем королём польским, приняли в 1386 году христианскую веру, хотя до сих пор сохраняются там ещё остатки идолопоклонства между людьми обоего пола... не перестают они обращать тайные молитвы своим древним богам".

👉🏻 "От востока к югу с Польшей [ещё раз - не с "ВКЛ", а с Польшей, уния Короны и ВКЛ воспринималась в Европе как Польша, а не как "дзяржава абёдзьвьюхь народаў" - Прим. МПБР] граничит Москва, не отделенная от неё морем, горами или реками, только нечёткими границами... И потому между королем польским и великим князем московским происходят непрерывные войны... Последний [т.е. великий князь московский - Прим. МПБР] хочет быть законным государем всей Руси, хотя является царём меньшей её части, и потому, не довольствуясь имеющейся у себя частью, вторгается в часть, принадлежащую Польше, от которой за несколько лет оторвал не без подозрения предательства полоцкое княжество, а ранее в разное время позабирал иные не менее важные земли, которые король польский хочет вернуть...

Сильнейшим её [Польши] соседом является великий князь московский, присваивающий себе титул царя и государя всей Руси, который встречаем во многих его посланиях. Он хотел бы короновать себя и титуловать королём русским, чего пытался несколько раз добиться у папы [римского] и императора [Священной Римской Империи - Прим. МПБР], но до сего дня ничего не добился, потому что ему всегда вставал на пути король польский, который опасается, чтобы корона и титул не дали ему [т.е. московскому князю] права на всю Русь с умалением прав Польши на её часть... [великий князь московский] вынужден был оставить себе давний титул великого князя московского и только под этим титулом известен среди других народов".

Relacye nuncyuszów apostolskich i innych osób o Polsce od roku 1548 do 1690. T. I. Berlin, Poznan. 1864. S. 176, 178, 184-185, 203, 207. 

То есть, выясняется, что не "без подозрения предательства" Иван Грозный оторвал Полоцк у Литвы. 

"Батура - сабачча натура". Носович И.И. Сборник белорусских пословиц. СПб., 1874. С. IV).

На чьей стороне были симпатии русского населения Речи Посполитой  во время Ливонской войны 1558-1583 гг.?

Об этом свидетельствует иезуит Антонио Поссевино, папский легат в Восточной Европе. В одном из своих посланий в Рим он пишет о том, что "в Руси, Волыни, Литве, в присоединенных к Короне Польской областях, жители, хотя и состоят подданными католиков, упорно привержены к греческой схизме (православию). Сенат и прежде всего король (Баторий) желает, чтобы они сделались католиками; жители уличены в тяготении, вследствие схизмы, к московитам: они публично молятся о даровании московитам победы над поляками".


Источник: Полоцко-витебская старина. Кн. 1. Витебск, 1911. С. 31.

  Уже спустя 20 лет после "освобождения" Полоцка Стефаном Баторием полоцкие мещане ностальгировали по власти Московского князя

 Archiwum domu Sapiehów, t. 1 , №265
W Ikaźni 20. lipca 1599 r.


...mieszczanie Połoccy ze złości i sczerego uporu, nie pomniąc na to że prawo majdenburskie, które oni otrzymali z łaski J. kr. Mci i sądzą się im, uczy, aby święta chwalebne uroczyste każdy miał w ucciwości a ktoby je gwałcił karać go każe, oni w dni święte chwalebne wielkonocne kramy otwierali, handle sprawowali,  roboty wszelakie czynili... nie tylko handle i roboty na despekt jedno odprawowali, ale gromadami po mieście chodząc wołali, że zamek i miasto spaliwszy do Moskwy iść chcą i na kościół i collegium Połockie bez wszelkiej przyczyny uderzyć i zburzyć go chcieli... Nadto słogum JMci pana wojewody Połockiego grożą, odpowiadają, jawnie chwaląc się ich pozabijać. Więc i ludziom stanu slacheckiego co wyrządzają prawie sposobem nieprzyjacielskim, zebrawszy się gromadą i tych co im tego pomagać nie chcą przymuszając, z trąbami z bębnami najeżdżając na domy ślacheckie plondrują, pustoszą, zboża tłuką; pobijają...
snać tam ustawicznie i na biesiadach wszędzie kniazia Wielkiego wysławiają, chwalą, smakują go sobie barziej niż króla JMci pana przyrodzonego...

В летописи рассказывается о пребывании в Полоцке Ивана IV, его посещении Софийского собора:



"град без кровопролития предал еси намъ"

Zbior dziejopisow polskich. 1763  M. Bielski Kronika Polska



В поэме Андрея Римши DZIESIĘĆROCZNA POWIEŚĆ W OJENNYCH SPRAW "Отдай ты нас ужо Литве"




В книге "Załęski. Jezuici w Polsce"  Том 1,Часть 1 и 

Lituanicarum societatis Jesu historiarum libri decem Auctore Stanislao , p. 85

приводятся документы того, как были переданы полоцкие церкви иезуитам: 

"Załęski. Jezuici w Polsce"  Том 1,Часть 1 и 

Lituanicarum societatis Jesu historiarum libri decem Auctore Stanislao , p. 85


t. IV вып. I, s. 183

t. IV вып. I

t. I вып. I, s. 261

РИБ, т. III



1699 год. Спор полоцких униатов с иезуитами за церкви и их владения, отобранные Стефаном Баторием в пользу иезуитов (Архивный сборник документов, относящихся к истории С-З Руси т. 13)

Полоцкие униаты приводят доводы на основании ранее выданных королями привилегий с целью возвратить себе церкви и их имения, перечисляют основателей и фундаторов этих церквей.

В первую очередь упоминают монахиню "Параску" монастыря Святого Спаса, которая была дочь Рогволода "внука Бориса", которые были "удельными полоцкими князьями".

Другие фундаторы:

Князь Лукомский - Андрей Ольгердович

Петр и Иван Масальские

князья Анухрей, Михайло, Юрий

Княгини Мария Лукомская, Агрефина, другая Юрьева Агрефина, Ульяна

Зеновичи из Братошина, Корсаки

Костюшко Олехремеевич, полоцкий тиун

Иван Шапка

Олехно Гощин

Василь Околинич

Иван Гридкович

Григорий Титович

Павел Щуров

Алексей Сыропята

Хотимия, жен Сыропята

Ониско Сыропята

Максим Перепельчиц

Иван Деревянка

Марина, дочь Ивана Дыбинича

Дыба Михалкович

Кондрат Ложка

Яким, житель Полоцкий

Ермола Корнилович Чернячинич

Алифер, друг Ермолы

Филимон Ходорович

Составитель документа отмечает, что не все фундуши сохранились на письме, и из-за этого не каждый из русского народа пайщиков(коллаторов) тех оставшихся имений знать может.

Составитель приводит русский текст привилеев Польских королей и князей Литовских, записанный латинкой:

"w cerkwi Bożyie y w imienia cerkownyie nam nie wstupowatisia"

"w dom Bożyi swiataho Spasa y w innyie domy cerkownyie nam niewstupowatisia"

Похожи ли эти предложения на "беларускую мову"? Гораздо ближе к обычному русскому языку.

Автор данного документа вспоминает Ливонскую войну, называя свой край "Белорусскими краями" и "Белой Русью":

"wielki kniaz Moskiewski Iwan Wasilewicz, chcąc Białoruskie kraie podbić pod moc swoie ... mieczem y ogniem splądrowawszy woiewodztwo Połockie, same miasto Połock y zamek ... wzioł y opanował"

"Jako wiele iest takich rzeczy, ktore nie będąc pismem obiasnione, prędko w niepamięci u swiata zostały; tak trzymamy y o dobrach duchownych ritus graeci w woiewodztwie Połockim cerkwiom y monastyrom od różney szlachty, xiążąt y dygnitarzow ante unionem wielkiego xięstwa Litewskiego fundowanych, że dla tegoż niedostatku pisma nie kożdy z narodu ruskiego y z pozostałych tych dobr collatorow wiedzieć może ... a potym mimo starożytne prawa, fundusze y przywileia wielebnym ichmosciom iezuitom Połockim w niesłuszną dostały się possessyą.  "

"na Białey Rusi krwawa woyna z Moskwą się odprawowała y potym długo te kraie niszczyła"


Что мы видим из данного документа?

1. Свою страну полочане зовут "Белая Русь", "Белорусские края"

2. свой язык(po rusku) и народ они зовут в данном документе "русским".

3. Князей Полоцких, которые когда-то правили в Полоцке во времена средневековой Руси, они называют "удельными". Таким образом, "незалежная Полацкая дзяржава" оказалась на поверку обычным русским удельным княжеством.

4. имена полочан образованы от православных имен и славянских кличек.

5. Никакой Литвой, литвинами себя не считают и никаких характерных литовских имен они не носят.

6. Западнорусский язык на поверку оказывается обычным русским языком.

Какой вывод можем сделать? Что Полоцк и его население выглядели скорее, как побежденные: у них отобрали церкви, видели в них предателей. Сами жители грозились сжечь и разрушить все и пойти в Россию, хвалили Московского князя и ностальгировали по нему. 

читайте еще: статья Ерусалимского 
http://www.reenactor.ru/ARH/PDF/Erysalimskiy_04.pdf

7 комментариев:

  1. Сочуствия жителей Полоцка Москве,упомянутые в ваших документах,не дают общей картины,т.к. масса и обратных свидетельств.В поэме Стрыйковского "Битва на Уле" мупоминается некий полоцкий поп,шпионивший в пользу Радзивилла.Среди шпионов,сообщавших инфу литве о продвижении войска Шуйского к Уле,упоминаются Федор Белавицкий,полочанин Богдан Васильевич Телица,полоцкие земяне Федор и Куприян Оскерки,оршанский мещанин Игнат Михайлович.Или упоминания убийства крестьянами Шуйского?Зарубили и в колодец бросили!А в войске Радзивилла на Уле сражался отряд московитов-перебежчиков из 50 чел под началом некоего Пропосина.Данные королевской казны за март-апрель 1564 г содержат данные о переходе на литовскую службу 47 "московитов".Я уже не говорю,про массовые казни изменников Иваном 4.В то же время были сторонники заключения ВКЛ унии не с Польшей,а с Россией.Т.е. скорее стоит говорить о том,что в России была про-литовская партия,а в Литве про-московская.И что в Полоцке часть населения смотрела в сторону Москвы ни о чем таком не говорит.Что касается Батория и его тирании в отношении ВКЛ,то тут тоже ничего нового.Что Люблинская уния была кабальным договором и по существу превращала Литву в колонию Польши,это общеизвестный факт.Но население Литвы не была довольна этим фактом и в 1588 году был принят новый Статут,положения которого во многом отменяли большинство пунктов Люблинской унии.И больше короли Польши не могли безнаказанно хозяйничать в Литве,как Баторий.В общем ваш пост-это серия тендециозно надерганых "удобных" выдержек из документов,не более того.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я не знаю, где можно почитать поэму Стрийковского про битву под Уллой. Тот крестьянин зарубил князя Шуйского чисто из мародерских побуждений - за это его Радивилл казнил и оплакивал Шуйского. Я также не знаю, откуда вы взяли имена этих полочан.

      Вы уводите разговор в другую сторону про Люблинскую унию. Статут 1588 г. не мог отменять положений унии, более того он утверждался сеймом Речи Посполитой. Даже положение о запрете иноземцам занимать должности в ВКЛ так и не стало работать.

      Удалить
    2. Имена полочан-шпионов Радзивилла 1) ARCHE номер 6 за 2012 г стр 208 2)Ерусалимский К. Ю. МОСКОВСКО-ЛИТОВСКАЯ ВОЙНА 1562-1566 ГГ. и введение опричнины стр 16 и далее.3)Виталий Пенской: Полоцкая война. Очерки истории русско-литовского противостояния времен Ивана Грозного. 1562-1570 стр 143 Статут 1588 г не отменял унию 1569,а тока некоторые ее положения,делавшие Литву частью Польши.Например,предполагалось переименовать Литву в Новую Польшу.По унии литовцы должны были влиться в состав поляков.Статут ничего об этом не говорит.Более того,сама уния там только раз упоминается,да и то косвенно.Плюс,была после унии демаркация границы между Вкл и Короной,на которой взымались налоги.Кроме того в ВКЛ печатались свои деньги.Был свой канцелярский письменный язык.Т.е. это не является признаком государственности ВКЛ?Ну,я не знаю.Что касается Батория,то он давал присягу на верность ВКЛ в 1573 году отдельно от Короны.

      Удалить
    3. Я немного осилил все то, что вы дали по Ливонской войне, но никаких ужасов там не нашел. Была там ссылка на работу Ришарда Менницкого, но это скорее художественное произведение с живописаниями "ужасов", наполненное русофобскими эмоциями. Источниковый материал, на которые он сссылается, гораздо более скупой на эти "ужасы".

      Удалить
    4. По унии литовцы должны были стать частью поляков или "новой польшей"? Были такие предложения, но частью договора об унии они не стали. Все образовалось постепенно. В Евросоюзе тоже на монетах каждая страна свой герб печатает. Значит ли это, что валюта другая? Вот и с польским и литовским грошами и злотыми та же история. Сейм и армия были фактически общими. И там, и там были крулевщизны, доход с которых шел королю.

      Удалить
    5. Не понял,что за ужасы и где я про них писал?

      Удалить
    6. Евросоюз-это государство такое,да?Если у Германии та же валюта,что и у Испании,то Германия часть Испании?

      Удалить