среда, 26 октября 2022 г.

Полоцкая земля в сознании литвинистов


 В последнее время получила некоторое распространение вялотекущая историческая шиза так называемых литвинистов или шизолитвиников, утверждающих о том, что литовцы(по-польски Litwini), создавшие ВКЛ, были славянами, а не балтами, родственными латышам и пруссам, и что они по своему происхождению, языку, обычаям тождественны нынешним белорусам.

Здесь разберем некоторые их положения. 

Вот некий безымянный последователь литвинизма, например, сообщает 

Ипатьевская летопись 1180 год «с ними же бѧхоуть и Либь . и Литва Всеславъ Микоуличь . из Логажеска . Андрѣи Володьшичь . и сн҃овець єго Изѧславъ . и Василко Брѧцьславичь»
Судя по всему в это время Литвой управляет "руский" князь Всеслав Микулич, из Логойска. Собственно Логойск - литовская земля.

Если брать эту цитату, то где же видно отсюда, что Литва есть жители Логойского княжества и что Литвой управлял Логойский князь? Но ведь там еще говорится о Ливах. Может, Логойск - еще и Ливонская земля?  С Литвой ходили также Галицко-Волынские князья - тот же Шварн, княживший в Новогрудке. Всеслав Полоцкий ходил с водью, чудской народностью Ленниградской области. Галицко-Волынские князья ходили с татарами. Значит ли отсюда, что они татарские князья и что основным населением их волостей были татары? 

Если обратиться к фактам, то найдем, что Логойск, Заславль, Минск, Друцк, Лукомль, Борисов, Витебск - лишь уделы Полоцкого княжества, княжили там полоцкие князья Всеславичи, занимавшиеся междуусобными разборками. 

Считалась ли территория Полоцкого княжества или его часть "Литвой"? Отнюдь, мы такого не обнаруживаем. Полоцкие грамоты, Ливонские хроники, русские летописи, скандинавские саги свидетельствуют лишь о русском самосозании полочан. 

В начале Новгородской летописи говорится: "А 1 се число 1 колко 2 есть 2 епискупии в Русѣ 3: Первая 4 киевьская 5 митрополия 6, потом новгородчкая 7 архиепискупья, такоже черниговьская 9, переяславьска 10, бѣлогородчьская 11, володимирьская 12, юргевьская 13, ростовьская 14, полочьская 15, смоленьская 16, тфѣрьская 17, рязаньская 18. 22 19."

http://krotov.info/acts/12/pvl/novg13.htm

В лЂто 6843 [1335].Того же лЂта, по грЂхомъ нашимъ, бысть 53 пожаръ в Руси: погорЂ город Москва, Вологда, Витебьско 54; и Юрьевь 55 нЂмечкыи 56 всь 57 погорЂ. 


[1169] Въ то же лето, на зиму, придоша подъ Новъгородъ суждальци съ Андреевицемь, Романъ и Мьстислав съ смольняны и съ торопьцяны, муромьци и рязаньци съ двема князьма, полоцьскыи князь съ полоцяны, и вся земля просто Русьская.

В хождении Добрыни Ядрейковича упоминается Ксения Брячиславля в Константинополе

"в той же цркви лежи блжная кнгиня ксеия брачиславля"

"упокоиша нас добре тамо живущая Русь", - писал о русских жителях Царьграда в "хождении игнатии Смольнянина".

Какому Брячиславу та Ксения приходилась дочерью? Может этому? 

Брячислав Василькович (ум. после 1186) — князь Изяславский ок. 1158 — ок. 1159князь Витебский 1168 — до 11751178 — после 1181. Представитель династии Рюриковичей в Полоцком княжестве.

Возвращаясь к Логойскому княжеству, скажем, что известно два только логойских князя - это Всеслав Микулич, внук Давыда Всеславича и Василько Володаревич, сын Володаря Глебовича.  

 1159. И тако. Полочане, стуживше си князя Давыда, выгнаша Давыда с сынми, поемша Рогволода идоша ко Мстиславу, просяче его собе князем, и створи волю их Мстислав Поемше Рогволода ведоша и к Полотьску (Полоцкий князь) съ дружиною 38 на Бѣлчици . и ѿтуда поиде полкомъ къ брату . к Володареви 39 Мѣньску . и много 40 зла створи 41 волости . Полотьскои воюӕ 42 и скотъı .

. и челѧдью и послашасѧ Полчане 43 по Рогъволода 44 . Дрьютьску 45 . и вниде Рогъволодъ 46 Полотьску мс̑ца июлѧ . и сѣде на столѣ дѣда своег̑ . и ѿц҃а 47 своего . с чс̑тью великою . и тако бъıша ради . Полчане 48 . И потомъ Рогъволодъ 49 . съвъкупи 50 воѣ 51 многъı . Полчанъı 52 и Ростиславъ Мьстиславичь . пусти ему два сн҃а в помочь . Романа и Ририка 53 Д. и
Внѣзда и Смолнѧнъı и Новгородци Е 54 . и Плесковичи и самъ бѧше пошелъ . но 55 вороти 55 и Аркадъ 56 епс̑пъ Новгородьскии 57 . ида 58 ис Киева 59 и поидоша на Ростислава къ Мѣньску 60 . и придоша 61 первое 62 ко 63 Изѧславлю на /л.178/ Всеволода . Всеволодъ же затворисѧ . въ Изѧславли 64 . и ѡступиша в городѣ .Всеволодъ же бѣ 65 имѧ 66 великую любовъ къ Рогъволоду 67 и на ту любовъ 68 надѣӕсѧ . ѣхавъ 69 к Рогъволоду 67 поклонисѧ . Рогъволодъ 70 же въда Изѧславль Брѧчиславу того бо бѧше ѿц҃ина Ж а Всеволоду да Сътрѣжевъ 71 и ѿтуда поиде къ Мѣньску 72 и стоӕ оу Мѣньска . ı҃ . дн҃ии . и створи 73 миръ с Ростиславомъ . и хрс̑тъ 74 цѣловаша . възвратишасѧ въ своӕси . а Володарь 75 не цѣлова хс̑а З 76 тѣмь 77
ѡже 78 ходѧше подъ Литвою в лѣсѣхъ 


1162. Том 11 же лѣт̑ приходи Рогъволодъ 12 на Володарѧ . с Полотьчанъı 13 к Городцю 14. Володарь Б же не да ему полку 15 . въ дн҃е 16 но 17 ночь 18 въıступи на нь . из города . с Литьвою 19 . и много зла створисѧ 20 в ту ночь . ѡнѣхъ 21 избиша а другъıӕ 22 руками изоимаша множьство 23 паче изъбьенъıх̑ 24. Рогъволодъ 25 же въбѣже 26 въ Случьскъ 27 . и ту бъıвъ три дн҃и иде въ 28 Дрьютескъ . а 29 Полотьску нѣ смѣ ити 30. занеже множьство 31 погибе Полотчанъ 32 . Полотчане 33 же посадиша 34 . в 35 Полотьски 36 . Василковича 

1180. и Ѡлга Ст҃ославича .и придоша Полотьскии 60 кнѧзи . въ стретениє 61 помагающе Ст҃ославоу З.Василковича . Брѧчьславъ 62 . изъ Витебьска . братъ єго Всеславъ с Полочанъı . сними же бѧхоуть 63 и Либь . и Литва Всеславъ Микоуличь . из Логажеска В 64 .Андрѣи Володьшичь 65 . и сн҃овець єго Изѧславъ . и 66 Василко Брѧцьславичь 67 .снемшесѧ 68 вси поидоша мимо Дрьютьскъ 69 . противоу Ст҃ославоу и въѣха Дв҃дъ
70 кн҃зь Смоленьскии 71 . въ Дрьютьскъ

1186 Тогож̑ лѣта . на зиму иде на Полтескъ . Дв҃дъ Ростиславичь изъ 29
Смолиньска . а сн҃ъ ѥго Мстиславъ из Новагорода . из Ложьска 30 Василко
Володаревичь . из Дреютьска 31 Всеславъ . и слъıшаша Полочане . и здумаша

рекуще .


Володарь, Минский князь, не целовал креста, а  бежал в Литву, затем Володарь был в Городце с Литвой, выступая против полоцкого Рогволода.  

Что писали о летописном Городце Довнар-Запольский "очерк истории кривичской и дреговичской земель" и Данилович "очерк истории полоцкой земли".
Городецъ - лежалъ на границахъ съ Литвою или даже среди самихъ Литовцевъ. Княживший въ нем Володарь Всеславичъ, какъ говоритъ летопись, - "ходяше под Литвою въ лесехъ". Городецъ составлялъ во второй половине XII ст. самостоятельное княжение. Въ виду того, что на пограничьи съ Литвою Городковъ много, трудно приурочить какой либо изъ нихъ къ летописному. Обыкновенно его приурочиваютъ въ теп. м. Городку, къ югу отъ Молодечны, на верховьяхъ Неманской Березины, съ сохранившимися до ныне остатками старинных городовыхъ сооружений"
"На западной границе Полоцкой земли, на самом порубежьи съ Литвой, летопись указываетъ во второй половине XII ст. (1162 г. ) полоцкий городъ Городецъ, составлявший удел Володаря. Теперь это местечко Городок, на р. Березине, притоке Немана"
"и Городецъ былъ въ земле Литовцевъ, и Литовцы въ немъ даже жили (Ипат., с. 355)"
летопись гласит: "Том же лете приходи Рогъволодъ на Володаря с Полотьчаны к Городцю, Володарь же не да ему полку въ дне, но ночь выступи на нь изъ города с Литьвою; и много зла створися в ту ночь, онех избиша, а другыя руками изоимаша множьство, паче изъбьеныхъ"
летописи вкл сообщают: "Собравши воиска свои и поиде на город Полтеск и на мужи полочане, которыи вечм справовалися, яко Великии Новгород и Пъсков. И напервеи пришли к городу их, реченому Городець, и мужи полочане, ополъчившися полки своими, и стрЂтили их под Городцом. A великии бои и сЂчу межи собою вчинили, и поможе бог великому князю Минкгаилу, и побил мужов полочан наголову, и город их Городець сожже, и город Полтеск возметь, и остал великим князем полоцким."

Сохранилось там городище, похожее на то, что на реке Менке(приток Птичи), от которого пошел город Минск.
Сохранилась там рядом среди литовской русская топонимика. Например, Воложин(Flosscheyn) мог быть назван от Володаря. В притяжательном прилагательном окончание -j "Все-Воложь", "рогволожь". Рядом возле Воложина две деревни "Литва" и "полочаны". Радошковичи могло быть названо от Радошки(Радослав), Городилово от Городилы(Городислав) - такое имя было у новгородцев, Юратишки от Юряты(?), там же находятся деревни Городечно и Городьки, видимо, от принадлежности к летописному Городцу. Также и Молодечно от "молодца" русский топоним. Кажется, там находилась контактная зона между Русью и Литвой. И можно немного догадаться, в каких "лесех" володарь рядом с Городцом там ходил. Слово "городец" означало в древнерусском укрепленное место. Оно же упоминалось в летописях ВКЛ, как первый город, уничтоженный литовцами во время набегов:

"Собравши воиска свои и поиде на город Полтеск и на мужи полочане, которыи вечм справовалися, яко Великии Новгород и Пъсков. И напервеи пришли к городу их, реченому Городець, и мужи полочане, ополъчившися полки своими, и стрЂтили их под Городцом. A великии бои и сЂчу межи собою вчинили, и поможе бог великому князю Минкгаилу, и побил мужов полочан наголову, и город их Городець сожже, и город Полтеск возметь, и остал великим князем полоцким."

Стрийковский вслед за русским и литовским летописцами пишет:
iż poddanym w wolności (w której się niejako slachta rodzili) rogi
rosły, poczęli zaraz panowie Połoczanie, ufając w swojej wolności, sąsiadów na
wojnę wyzywać. Którego swowoleństwa nie mogąc dłużej cierpieć, xiążę
Nowogrodzkie, Mingajło Erdziwiłowic, wziął się za krzywdy poddanych swoich,
które często miewali od Połocczan w przyległości, a zebrawszy wojsko z Rusi
swojej i z Litwy Powilijskiej, ciągnął prosto do Połocka, chcąc miesczańską
hardość uśmierzyć. Co usłyszawszy Połocanie, wnet kazali we dzwon uderzyć, za
czym się wszystko pospólstwo zebrało z possad i z wołości okolicznych, także też
z inszych dzierżaw swoich, które przed tym do xiestwa Potockiego przysłuchały,
zgromadzili chłopów o kilko tysięcy, które wojsko zszykowawszy, oni trzydzieści
mu-żowie albo senatorowie Potoccy, wyciągnęli przeciw Mingajłowi z Połocka, nie
chcąc nieprzyjaciela w domu czekać, i położyli się obozem pod Horodcem zamkiem
swoim. A Mingajło sprawiwszy się z Nowogrodczany i z Litwą, tym śmielej na nich
z ogromnym okrzykiem uderzył, iż wiedział chłopstwo być bez porządku i bez
wojennej sprawy, co obaczywszy Połocczanie, iż im potężnie nieprzyjaciel
dogrzewa, zarazem tył podali, których Rusacy Nowogrodcy i Litwa goniąc, bili,
siekli i imali po zaległych starzynach; Horodziec potym, ich zamek spalili, a
kończąc zwycięstwo, do Połocka tegoż dnia przyciągnęli: co widząc strwożone
pospólstwo, otworzyli miejskie i zamku Potockiego wrota, podając się dobrowolnie
xiążęciu Mingajłowi. Tak tedy Mingajło, pirwszy z xiążąt Litewskich, Potockim
xiążę-ciem i Nowogrodskim, skróciwszy ich hardość został, a potym wykonawszy na
oboim państwie szczęśliwy wiek, w starozeszłej siwiznie, umarł w Nowogródku,
zostawiwszy po sobie na dwoje xiestwa dwu synu: Skirmunt i Gynwila.


Интересна также история о Володаре Глебовиче Минском и его дочери Софии. 
Баумгартен Н. А. София Русская, королева датская, а затем ландграфиня тюрингенская // Seminarium Kondakovianum. Prague. — T. 4. — 1931. — C. 95—104;

 Фамильная энциклопедия северных стран 1916 г. подтверждает, что это был Володарь Глебович
В западных источниках дочь Володаря Минского София происходит из России("de Russia"). 
Также Глев Всеславич Минский упомянут в хождении игумена Даниила в Иерусалим среди "русских князей". 
Ян Длугош писал о реке Береизне, что она берет начало в "болотах Великой Руси" "
Также Березина, исток которой <в болотах и пустошах Великой Руси, близ города Полоцка,"

Стрийковский:

od Wiliej aż do Mozera, xięstwa Ruskie opanował

wszystki krainy Ruskie od Wiliej az do zrzódł

Niemnowych, gdzie sie' za Kopylem w pia'ci mil poczyna, ojczystym prawem trzymał. 

Где же источник, что там какая-то Литва? 

У фундушовым запісе Рыгора Скумін-Тышкевіча і яго жонкі Марыны Уніхоўскай на карысць Васкрасенскай царкве ў вёсцы Сяльцы Мін. Ваяводства: “Іж мы, маючы пред очіма нашімі повінность хрістіанскую, которая то по нас вымогает, абысьмо впрод всіх іншых речей царствія Божего і правды его іскалі і в доброй паметі обносечы побожность продков нашых, а яко оных саміх, так многіх князей і панов народу старовечного руского Короны Польской і Вел. Кн. Літ. Обывателей, людей побожных старожытного набоженства хрістіанского греческого, под благословеніем і послушенством церкві светое, восточное, соборное, апостольское будучіх” 

1387 г. Апреля 25. - Жалованная грамота кор. Полск. И лит. Владислава кн. Лит. Скиргайлу на Троцкое, Минское и Полоцкое княжения.
 Тако ж на рускои стороне город Менескъ литовьского жь княженья весь и со всеми людми и с землею и со всякою пошлиною и с доходомъ и князи служебные, тымъ оусемъ володети князю Скирикгаилу, брату нашему.
....

 Так жь Логожескъ весь и Рылова доля, люди и села и земли и дань Рылова и весь доходъ. Тако жь Логозкая дань и люди и весь доходъ, што Воишвилтъ держалъ, то есва по слову оучинила и поспела есва манастырь церковь святого Ивана и прилучила есва к церкви на веки святому Иоану Предтечи, и далъ мои братъ князь Скирикгаило оусю тую дань, што нь есть дохода, дань серебреная, бобры, белки и лукна вя и люди оуси

 Соломорецкие, Как "русские" князья они значатся в Треносе Смотрицкого 1610 года в одно ряду с другими русскими боярскими родами Острожскими, Сапегами, Тышкевичами и прочими.

Перейдем к другим бредам лицвинистов. 

 Лiтвiны ( па расiйску "беларусы") - нацыя ад змешваньня крывiчоу, дрыгавiчоу i радiмiчау.

Также литвинисты уверяют, что великоросы якобы произошли от смешения мордвы, черемисов, татар, чувашей, вотяков(удмуртов), коми, чуди.

Мордва - отдельный народ у Юлиана Венгерского плано Карпини, Гийома де Рубрука. 

В Казанской истории татары и черемисы  - завоеванный Иваном Грозным народ, с которыми русским было запрещено заключать браки. 

В житии Стефана Пермского жители пермской страны также не русские, а отдельный народ. 

ПИСЬМО СТЕПАНА РАЗИНА К РУССКИМ, ТАТАРАМ, ЧУВАШАМ И МОРДВЕ ЦИВИЛЬСКОГО УЕЗДА

От донских и от яицких атаманов молотцов от Стефана Тимофеевича и ото всего великого войска Донского и Яицкого память Цывилского уезду розных сел и деревень чернем руским людем, и татарам и чювашем и мордве. Стояти бы вам черне русские люди и татаровя и чюваша, за дом Пресвятые Богородицы за всех святых, за великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича…, за благоверных царевичев, за веру православных христиан. А как с Цывилска к вам и черне русские люди, татаровя, чюваша, и мордва

У А. Гваньини 

НАРОДЫ МОРДВА

Двигаясь на юго-восток от Нижнего Новгорода, который мы описали выше, встречаем огромные дикие леса, которые населены на большом протяжении вдоль знаменитой реки Волги народами под названием мордва.

Они говорят на собственном языке, живут в деревнях, разбросанных повсюду, и занимаются земледелием. В изобилии у них мед и разнообразная ценная пушнина.

Се бо токмо словенескъ языкъ в Руси: поляне, деревляне, новъгородьци, полочане, дьрьговичи, северо, бужане, зане седять по Бугу, послеже же волыняне.

И се суть инии языце, иже дань дают Руси: чудь, весь, меря, мурома, черемись, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимегола, корсь, нерома, либь: си суть свой языкъ имуще, от колена Афетова, иже живуть на странахъ полунощныхъ.

1232 Посла великыи княз Георги сна своего Всеволода на Мордву . а с ним Феодоръ Ярославич . и Рязаньскыи князи . и Муромcкыи Б. и пожгоша села их . а Мордъвы избиша много

 

1226:

Посла велїкыи княз Гюрги . Стослава Ивана брату свою на Мордву . и победиста Мордву . и взяста неколико селъ . и възвратистася с победою

 

1228: Великыи княз Гюрги . и Ярославъ . и Костянтиновичи Б. Василко . Всеволодъ . идоша на Мордву . и Муромскыи В княз Гюрги Двдвчь . вшедъ в землю Мордовьску|ю Пургасову волость пожгоша жита и потравиша . и скотъ избиша . полонъ послаша назад . а Мордва вбегоша в лесы своя в тверди . а кто не вбеглъ тех избиша наехавше Гюргеви молодии . въ . д . днь . генваря . То видевше молодии Ярославли . и Василкови . и Всеволожи . оутаившеся на заоутриє ехаша в лесъ глубокъ . а Мордва давше им путь а сами лесом обидоша ихъ около . избиша и . а иных изъимаша б&#1123;жаша в тверди . техъ тамо избиша . и князем нашим не быс кого воєвати .


Тогож лета[1228] Страсть новаго мученика Христова егоже оубиша Болгаре в Великом граде ихъ сь бысть иного языка не Рускаго хсрьян же сы им яше именье много гостешбу дея по градом вниде в Болгарьскыи град они же емше нудиша и много днии ласканьем и прещеньем отврещися Христа и веры хрстьяньскыя он же не покорися но вся оставилвъ изволи паче оумрети за Хста оусеченъ бысть месяца априля въ 1 день егоже Русь хрстьяне вземше тело положиша в гробъ идеже вси хрстьяне лежатъ и створи Богъ милость вскоре за кровь его погоре оу него болшая половина города Великаго

1243.Великыи княз Ярославъ поеха в Татары к Батыеви а сына своего Костянтина посла къ канови Батыи же почти Ярослава великого честью и мужи его и отпусти и рече ему Ярославе буди ты старши всем князем в Русском языци Ярослав же възвратися в свою землю с великою честью.


Въ Афетови же части седить русь, чюдь и вси языце: меря, мурома, всь, мордва, заволочьская чюдь, пермь, печера, ямь, югра, литва, зимигола, корсь, летьгола, либь 


В упомянутом уже рассказе венгерских проповедников, отправившихся в

1238 г. искать на севере древнюю Великую Угрию, говорится о «Великой Влади-

мирии, соседней с ними (Мордвой. — А. С.) русской области»25.


У Карпини "XIV. С севера же к Комании, непосредственно за Руссией, Мордвинами и Билерами, то есть великой Булгарией, прилегают Баскарты, то есть великая Венгрия"

В Казанской истории : "Минувшима же по взятии Казани летома двема, и Божиимъ промысломъ, изволениемъ самодержца и проразсужениемъ великаго святительскаго собора святиша новаго архиепископа граду Казанскому перваго, Гуриа[193] именемъ, игумена бывшаго честныя обители Иосифовы, да в новомъ царстве, в Казани, устрояетъ и утвержает, и исправляетъ слово истинныя веры, и во скрепление граду, и от изменных лстец, и во блюдение христоименитымъ людемъ, живущимъ во граде и в селех, духовне и всячески да не прелщаются людие, сходящися с поганою черемисою, яко русь литовская с ляхи, и да ни женятся, ни посягают с ними, ни ядят, ни пиют у них и ни к себе да взывают их."

Живяху же за Камою в части земли своея болгарския князи и варвари, владующе поганым языкомъ черемискимъ,[3] не знающим Бога, никоего же закона не имущим. Обои же бяху служаще и дани дающе рускому царству до Батыя царя"

У епископа Жмудского Волончевского написано в письме 11 мая 1859 года: 

Czeremisy, Czuwaszy, Mordwa, Wotiaki - ostatki jakichś narodow średniowiekowych, którzy i dziś mieszkają po osobnych wsiach, z Russinami żadnego związku mieć niechcą, Russini zaś gardząc imi unikają od nich...

Даже браки заключать эти народы с русскими и наоборот не хотят. 

В предыдущих постах писалось также, что русские также не считались одним народом с чудскими племенами. 


Что литвины образовались от смешения кривичей, дреговичей и радимичей - это чистой воды шиза литвинистов. Литва и эти славяские племена проживали совсем в разных местах. Кривичи жили в верховьях Волги, Двины и Днепра, главный город которых был Смоленск, также населяли они Псковскую землю . Но ни псковская, ни смоленская, ни тверская, ни полоцкая земли никакой Литвой не были, а назывались Русью и не жила там  никакая Литва. 

"Кривичи, еже есть Ростовцы, свое княжение"

«…трети Трувор седее во Изборску. А то пригородие псковское тогда был в кривячах, больши город. От тех варях находник прозвася Русь, и от тех словет Руская земля» Устюжская летопись

В летописи переяславля -суздальского полочане и дреговичи и вовсе обозначены как "руски язык", т. е. русский народ
По летописи  Князь Святослав Олегович в 1149 году получил от Юрия Долгорукого "и Слоучьскъ и Кльчьскъ и вси Дрегвичѣ". У Стрийковского Клецк - это "Русь", которым в его время владел Радивил.


Радимъ на Съжю, и прозвашася радимичи

В лѣто 6492. Иде Володимиръ на радимици. И бѣ у него воевода Волчий Хвостъ, и посла пред собою Володимиръ Волчия Хвоста, и срѣте радимичи на рѣцѣ Пищанѣ,[194] и побѣди Волчий Хвостъ радимичи. Тѣмь и русь корятся радимичемъ, глаголюще: «Пѣщаньци волъчья хвоста бѣгають».

Быша же радимичи от рода ляховъ; и, пришедше ту, ся вселиша, и платять дань в Руси, и повозъ везуть и до сего дне.

Пищань (Пещана) — правый приток реки Сож, впадающий в нее близ устья реки Прони (около города Славгород).


Что тут и напоминать, что Литва по летописям , хроникам жила в другом месте в бассейне Вилии и Немана(кроме его верховий). В источниках - хрониках крестоносцев, летописях ВКЛ, письмах Гедимина - указаны насленные пункты Литвы - это Утяна, Упите, Дубинги, Виденишки, Больники, Вилкомир, Кернов, Дявилотов, Гедрайчяй и многие другие на территории Литовской республики. 

бассейн реки Вилия (Нярис) 






2 комментария:

  1. Насчет того,что мордва-не русские,то чего же патриарх в России мордвин,а? https://mariuver.com/2009/02/02/patriarh-fu/ Каким образом мордвин Кундей не русский?Это чистокровный русин!!!и немец русским стать мог запросто https://scibook.net/voennaya-istoriya/prilojeniya-71750.html получал немчин при переходе в православие русское имя Денисов Потап или Ильин Петр и становился чистокровным русином!

    ОтветитьУдалить
  2. Один из самых известных трактатов 13 века "А с севера этой провинции находится великая Руссия, которая точно так же от Польши, с одной своей стороны, простирается до Танаиса; но в большей своей части она граничит на западе с Левковией представляющей собой землю такую же большую, как Алеманния... И эти земли, а именно - Эстонию, Ливонию, Семи-Галлию, Куронию обнимает упомянутая -Левковия, а вокруг нее с обеих сторон упомянутого моря расположена великая Руссия" https://www.vostlit.info/Texts/rus15/Bacon_Roger/frametext1.htm Каким образом Литва обнимает Куронию и Ливонию-это ясно.Но Эстонию?Вроде восточнее Эстонии русский Псков.Но последние данные археологии подтверждают родство псковских кривичей с литвою https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/215604/1/173-184.pdf И захоронения с конями у них были,как и у литвы.

    ОтветитьУдалить