воскресенье, 23 июля 2023 г.

Из книги Щеглова «1863 год. Забытые страницы»


На фейсбуке в группе «Краязнауцы беларуси» объявилась некая  - выпускница МГЛУ по фамилии Андриевская, которая написывает краеведческие очерки. В одном из них про имение Потичолу Смолевичского района она нелестно отозвалась о местных партизанах «Народные мстители», поставив им в вину создание трудностей выживания местным жителям. Что Гитлер высказался в разговоре с Антонеску за уничтожение всех славян «по возможности» и про другие подобные факты планов геноцида славян гитлеровцами, она как будто не слышала. 

Дальше она пошла поддерживать местное польское пшепанство и его польское дело 1863 года, обозвала патриота российского отечества свящ. Конопасевича, повешенного шайкой польских повстанцев, «преступником». Такое откровенно циничное и ублюдочное освещение истории вызывает только возмущение. Белорусские крестьяне в то же время были против панов и стояли за российское правительство. Для шайки польских повстанцев и подпольного польского правительства он, может, и преступник, но для белорусского православного люда он мученик за веру и отечество. Почему польская точка зрения должна господствовать в нашей историографии? 


Щеглов «1863 год. Забытые страницы»

Расширяя свое влияние, поляки начали повсеместно открывать частные школы. Ксендзы устраивали школы при костелах, помещики — при своих имениях. Учителя этих школ, не имея никакой специальной педагогической подготовки, отвечали лишь личным требованиям и жела­ниям приглашавших их устроителей школ. Преподавание там велось на польском языке, учебники, одобренные Министерством народного просвещения, заменялись своими, составленными на польский лад. Вот один из типичных примеров, иллюстрирующих специфику пре­подавания в частных школах. Произошел он в народной школе Новоселковского прихода в Игуменском уезде Минской губернии. В 1861 году местный помещик-поляк Крупский неожиданно начал оказывать материальную помощь школе, и вскоре там появился учитель, студент Киевского университета, некто Легенза – протеже поме­щика Крупского. Как-то раз, во время отсутствия в школе местного священника Фомы Русецкого, Легенза принес в класс картины из Священной истории и при объяснении одной из них – «Распятие Спасителя», указывая на рим­ских воинов, сказал: «To są moskale» (это москали)12. 

12. Восстание в Литве и Белоруссии 1863–1864 гг.: Сборник документов / [АН СССР, Ин-т славяноведения и др.: предисл. Ю. Жюгжды, В. Неупокоева; редкол.: В. Дьяков и др.]. – М., Вроцлав: Наука, 1965.



Случай этот стал известен и вызвал возмущение священника, запретившего Легензе преподавать все, кроме русской грамоты. В 1862 году помещик Крупский открыл школу в своем доме, где Легенза начал учить детей на польском языке и в польском духе13.

13. Казакевич А.Д. Православная Церковь в Белоруссии нака­нуне и во время восстания 1863–1864 гг. – Жировичи, 2000 (рукопись).

Цель была одна — взяв в свои руки воспитание моло­дежи, сделать из нее «добрых поляков». Ни помещики, ни ксендзы этого и не скрывали. Но школа была лишь одним из орудий в руках польского дворянства. В ход шли и дру-гие меры влияния на простой народ.


Чуждое народу, неспособное приблизиться к нему по духу, польское дворянство с целью вовлечь народ в повстанческое движение все же искало сближения с ним. Соприкасаясь с народом в обыденной жизни, помещики всячески старались привлечь крестьян на свою сторону: читали им революционные прокламации и многообещаю­щие манифесты, заставляли учить и петь польские гимны, старались вовлечь в антиправительственные манифестации, в дни польских национальных праздников освобождали крестьян от барщины. Однако очевидно, как много лжи, лицемерия, неискренности было во всех этих заигрывани­ях помещиков с подневольным народом, чье человеческое достоинство столетиями ими же унижалось, религиозные чувства оскорблялись, а весь уклад жизни презирался. Теперь же они в своих прокламациях называли народ братьями и внушали, что «русский царь ничего для них хорошего не сделал», почему и надо восстать на него войной. Но поме-щикам не нужны были крестьяне-братья, им просто нужна была грубая мужицкая сила для успешной борьбы за свои польские национально-сословные интересы.


 Упомянутая школа по ходатайству минского Преосвященного Михаила (Голубовича) в том же 1862 г. была закрыта, а Крупский попал на несколько месяцев
под арест в г. игумен. в 1863 г. во время начавшегося польского восстания в
новоселки пришел польский отряд, чтобы расправиться со священником Фомой
Русецким. однако отряд был встречен местными крестьянами, которые пытались
защитить своего священника. Поляки пустили в ход оружие – четверо крестьян
были убиты и десять человек ранены. благодаря мужеству крестьян повстанцы
не осмелились вступить в селение, а вынуждены были уйти в лес. вместе с ними
ушел и легенза. впоследствии помещик крупский за причастность к восстанию
был сослан на каторгу.


Имение богушевичи в то время принадлежало польским магнатам свенторжецким. в полуверсте от местечка на горе у реки Уса возвышалась их богатая усадьба. напротив
усадьбы ее хозяевами строился каменный, в готическом
стиле костел. саму усадьбу от местечка отделял огромный
панский фруктовый сад. кроме Богушевич Свенторжецким принадлежали и
другие имения, общий объем которых равнялся чуть ли
не целому уезду. одним словом, это были весьма крупные
и зажиточные землевладельцы, пользовавшиеся большим
влиянием среди окрестных помещиков. До этого всеми делами в имении заправляла его хозяйка – анна алексеевна, прозываемая местными крестьянами
свенторжечиха. Пользуясь слабоволием своего мужа чеслава Фаддеевича, она самовластно распоряжалась всем и во всем. в округе свенторжечиха была печально известна своим
чрезвычайным немилосердием в отношении к собственным крепостным «хло´пам». своей редкой жестокостью она уступала разве что только пресловутой кровожадной пани Паулине сто´цкой (рожд. богуш), сосланной в свое время в сибирь за крайне жестокое обращение с крестьянами. рассказывали, к примеру, что своих прачек за неаккуратную стирку или глажение белья свенторжечиха наказывала тем, что приказывала
провинившихся гладить горячим утюгом по голому телу. случалось, что за небольшие провинности после обычной экзекуции на конюшне, виновных по ее распоряжению ставили в сажалку (копаный пруд), привязав веревкой к специально устроенному
столбу. в осеннюю стужу многие не выдерживали этой пытки
и мучительно умирали от побоев и переохлаждения28.


28 Мальцев Евгений, священник. на могилу о. Даниила конопасевича // минские
епархиальные ведомости. – 1908. – №23. – с. 766–767.

Однако местная власть, долгое время закрывавшая глаза на дикие выходки помещицы, наконец вынуждена была об­ратить должное внимание на это вопиющее зло. Губернской властью было наряжено следствие, которое действительно выявило немалое число смертельных случаев от телесных истязаний. По приговору суда супруги Свенторжецкие были лишены права проживать в имении Богушевичи и высланы из него, а Чеслав Свенторжецкий, кажется, даже провел некоторое время в остроге. После этого Анна и Чеслав Свенторжец­кие поселились близ Минска в своем имении Трясковщина (Тржасковщизна)29.

Некоторое время имением Богушевичи управлял назна­ченный дворянской опекой некто поляк пан Довнар. Но вот пришло время, и в Богушевичи прибыл, окончивший в 1853 году свое образование в Виленском дворянском институте, единственный сын и наследник Свенторжецких Болеслав30. Женой его была пани Лаура Казимировна Завадская, племян­ница известного в свое время богача-магната Льва Ошторпа31, бывшего между прочим крестным самого Болеслава. Болеслав служил писарем в Минском дворянском депутатском собрании. Проживал он то в Богушевичах, то в одном из имений своей супруги Черкасы, находившемся ближе к Минску.


Все это было явлением не стихийного характера, а спланированной тактикой действий, о чем красноречиво свидетельствует секретная инструкция о способах ведения вооруженного восстания, присланная из Лондона Главным революционным комитетом Центральному комитету в Варшаве. В ней, между прочим, предписывалось «на всем пространстве изгонять попов и жечь русские церкви», «в русских округах вызвать убийства помещиков и чиновников земской полиции», «деревни, в которых крестьяне замече­ны в измене, предавать пламени»39 и пр.  Так повстанцы и действовали.

Активное участие в восстании принял и помещик Бо­леслав Свенторжецкий. Соседние с ним помещики еще ранее избрали его своим «дову´дцем» – предводителем. Видимо этим и объясняется его столь продолжительное отсутствие в имении. Как «дову´дца» он должен был собирать людей, закупать оружие, ездить в Варшаву, поддерживая связь с главными организаторами восстания. Он же впоследствии был комиссаром соединенных повстанческих отрядов, действовавших в Игуменском уезде.


На другой день после сражения военные позвали отца Даниила исповедать и причастить Святыми Таинами ране­ных и отпеть павших православных воинов. Отряд майора Григорьева оставался у Юревич 10 и 11 мая для погребения убитых, отправки раненых и пленных, а также необходи­мого для солдат отдыха. Примечательно, что когда местным крестьянам было поручено собрать в лесу убитых и раненых повстанцев, те отвечали: «пусть гниют» – об убитых, «пусть дохнут» – о раненых. Такое крайне жестокое отношение крестьян к повстанцам красноречиво показывает, до какого состояния были доведены крестьяне и с какой ненавистью относились они к панам и их делу51.

51. Пастернацкий Иларион, священник. Письмо в Редакцию // Минские епархиальные ведомости. – 1909. – № 1. – С. 29–35.




Карикатура о восстании 1863 года. «Прошу панов до лясу», «Прошу панов з лясу»
Dvasininkija ir 1863 m. sukilimas buvusios Abiejų Tautų Respublikos žemėse: straipsnių rinkinys / sudarė Aldona Prašmantaitė. - Vilnius : Lietuvos istorijos institutas leidykla, 2009. - 382 с.
Lietuvos katalikų dvasininkija 1863 metų sukilimo išvakarėse / Ieva Šenavičienė. - Vilnius : Eugrimas, 2010. - 350 c.

Похоже, наши подпанки одобряют такие методы по отношению к белорусскому народу



Комментариев нет:

Отправить комментарий