На фейсбуке в группе «Краязнауцы беларуси» объявилась некая - выпускница МГЛУ по фамилии Андриевская, которая написывает краеведческие очерки. В одном из них про имение Потичолу Смолевичского района она нелестно отозвалась о местных партизанах «Народные мстители», поставив им в вину создание трудностей выживания местным жителям. Что Гитлер высказался в разговоре с Антонеску за уничтожение всех славян «по возможности» и про другие подобные факты планов геноцида славян гитлеровцами, она как будто не слышала.
Дальше она пошла поддерживать местное польское пшепанство и его польское дело 1863 года, обозвала патриота российского отечества свящ. Конопасевича, повешенного шайкой польских повстанцев, «преступником». Такое откровенно циничное и ублюдочное освещение истории вызывает только возмущение. Белорусские крестьяне в то же время были против панов и стояли за российское правительство. Для шайки польских повстанцев и подпольного польского правительства он, может, и преступник, но для белорусского православного люда он мученик за веру и отечество. Почему польская точка зрения должна господствовать в нашей историографии?
Щеглов «1863 год. Забытые страницы»
12. Восстание в Литве и Белоруссии 1863–1864 гг.: Сборник документов / [АН СССР, Ин-т славяноведения и др.: предисл. Ю. Жюгжды, В. Неупокоева; редкол.: В. Дьяков и др.]. – М., Вроцлав: Наука, 1965.
Цель была одна — взяв в свои руки воспитание молодежи, сделать из нее «добрых поляков». Ни помещики, ни ксендзы этого и не скрывали. Но школа была лишь одним из орудий в руках польского дворянства. В ход шли и дру-гие меры влияния на простой народ.
Чуждое народу, неспособное приблизиться к нему по духу, польское дворянство с целью вовлечь народ в повстанческое движение все же искало сближения с ним. Соприкасаясь с народом в обыденной жизни, помещики всячески старались привлечь крестьян на свою сторону: читали им революционные прокламации и многообещающие манифесты, заставляли учить и петь польские гимны, старались вовлечь в антиправительственные манифестации, в дни польских национальных праздников освобождали крестьян от барщины. Однако очевидно, как много лжи, лицемерия, неискренности было во всех этих заигрываниях помещиков с подневольным народом, чье человеческое достоинство столетиями ими же унижалось, религиозные чувства оскорблялись, а весь уклад жизни презирался. Теперь же они в своих прокламациях называли народ братьями и внушали, что «русский царь ничего для них хорошего не сделал», почему и надо восстать на него войной. Но поме-щикам не нужны были крестьяне-братья, им просто нужна была грубая мужицкая сила для успешной борьбы за свои польские национально-сословные интересы.
Упомянутая школа по ходатайству минского Преосвященного Михаила (Голубовича) в том же 1862 г. была закрыта, а Крупский попал на несколько месяцев
под арест в г. игумен. в 1863 г. во время начавшегося польского восстания в
новоселки пришел польский отряд, чтобы расправиться со священником Фомой
Русецким. однако отряд был встречен местными крестьянами, которые пытались
защитить своего священника. Поляки пустили в ход оружие – четверо крестьян
были убиты и десять человек ранены. благодаря мужеству крестьян повстанцы
не осмелились вступить в селение, а вынуждены были уйти в лес. вместе с ними
ушел и легенза. впоследствии помещик крупский за причастность к восстанию
был сослан на каторгу.
Имение богушевичи в то время принадлежало польским магнатам свенторжецким. в полуверсте от местечка на горе у реки Уса возвышалась их богатая усадьба. напротив
усадьбы ее хозяевами строился каменный, в готическом
стиле костел. саму усадьбу от местечка отделял огромный
панский фруктовый сад. кроме Богушевич Свенторжецким принадлежали и
другие имения, общий объем которых равнялся чуть ли
не целому уезду. одним словом, это были весьма крупные
и зажиточные землевладельцы, пользовавшиеся большим
влиянием среди окрестных помещиков. До этого всеми делами в имении заправляла его хозяйка – анна алексеевна, прозываемая местными крестьянами
свенторжечиха. Пользуясь слабоволием своего мужа чеслава Фаддеевича, она самовластно распоряжалась всем и во всем. в округе свенторжечиха была печально известна своим
чрезвычайным немилосердием в отношении к собственным крепостным «хло´пам». своей редкой жестокостью она уступала разве что только пресловутой кровожадной пани Паулине сто´цкой (рожд. богуш), сосланной в свое время в сибирь за крайне жестокое обращение с крестьянами. рассказывали, к примеру, что своих прачек за неаккуратную стирку или глажение белья свенторжечиха наказывала тем, что приказывала
провинившихся гладить горячим утюгом по голому телу. случалось, что за небольшие провинности после обычной экзекуции на конюшне, виновных по ее распоряжению ставили в сажалку (копаный пруд), привязав веревкой к специально устроенному
столбу. в осеннюю стужу многие не выдерживали этой пытки
и мучительно умирали от побоев и переохлаждения28.
28 Мальцев Евгений, священник. на могилу о. Даниила конопасевича // минские
епархиальные ведомости. – 1908. – №23. – с. 766–767.
Однако местная власть, долгое время закрывавшая глаза на дикие выходки помещицы, наконец вынуждена была обратить должное внимание на это вопиющее зло. Губернской властью было наряжено следствие, которое действительно выявило немалое число смертельных случаев от телесных истязаний. По приговору суда супруги Свенторжецкие были лишены права проживать в имении Богушевичи и высланы из него, а Чеслав Свенторжецкий, кажется, даже провел некоторое время в остроге. После этого Анна и Чеслав Свенторжецкие поселились близ Минска в своем имении Трясковщина (Тржасковщизна)29.
Некоторое время имением Богушевичи управлял назначенный дворянской опекой некто поляк пан Довнар. Но вот пришло время, и в Богушевичи прибыл, окончивший в 1853 году свое образование в Виленском дворянском институте, единственный сын и наследник Свенторжецких Болеслав30. Женой его была пани Лаура Казимировна Завадская, племянница известного в свое время богача-магната Льва Ошторпа31, бывшего между прочим крестным самого Болеслава. Болеслав служил писарем в Минском дворянском депутатском собрании. Проживал он то в Богушевичах, то в одном из имений своей супруги Черкасы, находившемся ближе к Минску.
Все это было явлением не стихийного характера, а спланированной тактикой действий, о чем красноречиво свидетельствует секретная инструкция о способах ведения вооруженного восстания, присланная из Лондона Главным революционным комитетом Центральному комитету в Варшаве. В ней, между прочим, предписывалось «на всем пространстве изгонять попов и жечь русские церкви», «в русских округах вызвать убийства помещиков и чиновников земской полиции», «деревни, в которых крестьяне замечены в измене, предавать пламени»39 и пр. Так повстанцы и действовали.
Активное участие в восстании принял и помещик Болеслав Свенторжецкий. Соседние с ним помещики еще ранее избрали его своим «дову´дцем» – предводителем. Видимо этим и объясняется его столь продолжительное отсутствие в имении. Как «дову´дца» он должен был собирать людей, закупать оружие, ездить в Варшаву, поддерживая связь с главными организаторами восстания. Он же впоследствии был комиссаром соединенных повстанческих отрядов, действовавших в Игуменском уезде.
На другой день после сражения военные позвали отца Даниила исповедать и причастить Святыми Таинами раненых и отпеть павших православных воинов. Отряд майора Григорьева оставался у Юревич 10 и 11 мая для погребения убитых, отправки раненых и пленных, а также необходимого для солдат отдыха. Примечательно, что когда местным крестьянам было поручено собрать в лесу убитых и раненых повстанцев, те отвечали: «пусть гниют» – об убитых, «пусть дохнут» – о раненых. Такое крайне жестокое отношение крестьян к повстанцам красноречиво показывает, до какого состояния были доведены крестьяне и с какой ненавистью относились они к панам и их делу51.
Похоже, наши подпанки одобряют такие методы по отношению к белорусскому народу |
Комментариев нет:
Отправить комментарий