пятница, 19 января 2024 г.

Белорусы и тутейшие, поляки, желавшие стать белорусами


Сапунов «Белорусы»


В настоящее время простой народ в Белоруссии не знает этого названия; на вопрос, кто ты? простолюдин, если он православный, отвечает -  «русський», а если он католик, то называет себя или поляком, или просто скажет «тутэйший» (здешний).



Полоцко-Витебская старина. - Сапунов. О белорусах и поляках


«Правда, и они, вот эти поляки, называют себя иногда белоруссами, но это только тогда, когда такое заявление может принести им в том или ином отношении выгоду. Такия слова их, конечно, ни к чему не обязывают; это только слова, слова! Но раз они хотят быть поляками, пусть будут поляками, - это их дело.»



Tadeusz Zienkiewicz "Polskie życie literackie w Mińsku"






Archiwum Filomatów. Cz. 1: Korespondencya 1815—1823. T. 4: 1821—1823. — Kraków, 1913. S. 190—191.

[31 marca (12 kwietnia) 1822]. d. 31 marca 1822, Kroże. Tomaszowi zdrowia i pomyślności!

 CCCCXCVI. Sobolewski do T. Zana.

»Jak się masz Sobolewski, jak się masz Sobolewski«! zawołał ktoś, wchodząc do mojej stancyi. Wstaję, patrzę, poznaję i nie mogę wierzyć sobie, żeby Porębski!, nasz Białyrusin,



Адам Мальдис написал в книге "Як жыли нашы продки у XVIII ст."





Окраины России. – 1911. – № 22




Hedemann Otton. Dzisna i Druja magdeburskie miasta. - Wilno, 1934, s. 461


Ludność polskiego naddźwinia, która dziś korzysta
z urzę-dowej nazwy "Białorusinów", która chętniej nazywa siebie "katoli-
kami" lub "tutejszymi" i która dziś jest toleiancyjna(czy,jak kto
woli-indyferentna) wyznaniowo i narodowo,-te cechy swe dzisiej-
sze przechowuje w niezmiennej postaci od szeregu stuleci i tern
różni się może najbardziej od innych większych grup etnicznych,
zamieszkujących współczesną Rzpltą.


И.Н.Захарьин. Воспоминания о Белоруссии (1864-1870). Борьба за правильное наделение русских крестьян Западного края с польскими помещиками. – «Исторический вестник», кн.III, IV, 1884.


Автор, русский писатель, драматург, очеркист, поэт(1837 — 1906) очевидец событий, указывает на польское происхождение белорусского национализма, на маскировку польских русофобов под «белорусов» и на их враждебность к белорусам настоящим – русским белорусам.

С.66 «Большинство чиновников в Могилевской губернии состояло все еще из поляков, между которыми была масса лиц, числящихся православными, это были местные уроженцы – «белоруссы», как они стали называть себя после усмиренного восстания. В сущности же это были истые поляки, рожденные от смешанных браков, носившие даже польские фамилии, предпочитали для молитвы костелы церквам и вспоминали о своем православии, когда это делалось выгодным. Они занимали в губернии очень видные должности, потворствовали на каждом шагу полякам и вредили русскому делу, мстя, где только можно, крестьянам за их участие в подавлении мятежа».

Комментариев нет:

Отправить комментарий