Божиею милостию аз смиренныи Филарет патриарх Московскии и всея Русии, с сыновы моими, с преосвященными митрополиты, и со архиепископы. и епископы. с митрополитом Макарием Новгородским и Великолуцким. с Варламом митрополитом Ростовским и Ярославским. и с Ионою митрополитом Сарским и Подонским. и с архиепископом Корнилием Вологодским и Великопермским. и со архиепископом Арсением Суждальским и Торусским. и со архиепископом Пафнотием Тверским и Кашинским. и со архиепископом Киприяном Сибирским и Тобольским. и со епископом Рафаилом Коломенским и Коширским. и советовал есми, и приговорили с ними вкупе на соборе, како изыскивати о самех белорусцех, иже приходят от Польскаго и от Литовскаго государьства, в православную веру нашу греческаго закона, в державу нашу Московскаго государьства и всея Великия Русии. хотяще быти с нами вкупе християне. и коих из тех белорусцев крестити ли достит, или миром помазывати. и како действовати о них, еже к нам просвещенным сочетовати их. понеже аз смиренныи Филарет патриарх Московскии и всея Русии. егда убо бых в Польском и Литовском государьстве, и многая в них виде несогласия церковная, в самех тех християнех, яже суть белорусцы в них нарицаются. и нарицаются убо християне, а правила святых апостол, и святых отец седьми вселенских, и девяти поместных соборов, и инех святых отец предания, мнози в них не соблюдают. и в едином убо дому у них у отца с детьми, и у мужа с женою, и у господина с рабы, веры три, или четыре. и ов держит в них веру християнскую. ин же папежскую. и ин люторскую. ин же калвинскую. и ин новокрещенскую. ин же сасскую. и ин ариянскую. и вкупе убо на единой трапезе ядят и пиют, и браком совокупляются. а инии вкупе и молитву творят. мнози же в них и за папу изверженаго Бога молят, во святей литургии в приношении, и во ектениях и в литиях. А в которой у них церкве, аще она и християнская есть, а молят Бога за папу. и таковая церковь у них нарицается унея, и по их разсужению толкуется, яко таковыя церкви, еже нарицаемии от них унеи, сиречь соединение. еже мируещеися и соединяющеися с папежники. и в тех их церквах, в нарицаемых в унеях, еже есть в соединяющихся с папежники. и под паствою папы Римскаго пребывающеи митрополиты, и архиепископы, и епископы, и архимариты, и игумены, и протопопы, и попы, и диякони, и инии причетницы мнози есть суть. иже древняя предания святых апостол, и святых отец не все держат. и от вселенских убо святейших четырех патриарх уже немало лет, о сем неисправляеми, и не пасоми суть. понеже бед и напастей, и гонения ради, от папежа Римскаго. и того ради, инии подкланяются под папино благословение, и в два пути ходят. ови суть светом евангелия, ови же наипаче и мнози тмою еретичества. и влаются во всяком ветре учения, противна истинней вере християнстей. инии же терпят беды и напасти правды ради нашея християнския веры. и непреклонни пребывают в папино учение. темже убо аз смиренныи Филарет патриарх Московскии и всея Русии, с сыновы моими положих, и утвердих завет и устав, грядущим по нас сыновом и братиям нашим, иже аще будут Божиим благоволением, и всем церковником сущим под нами, се не новое предание введше, но древнее укрепляюще поновихом. и последующе заповедем святых апостол, и святых отец, яко же они заповедаша, о еретицех и о раскольницех. и о тех иже аще от части приобщаются еретическому папежскому учению, и иных различных ересей учению. и како приимати, и испытовати их. И егда приидет кто от Польскаго и Литовскаго государьства, к нам в Росийскую державу Московскаго государьства. и скажет о себе, яко белорусец есть, и истинныи християнин греческаго закона веры. егоже повелеваем всем вам, нашего смирения благословения требующим. прежде его искусите с добрым вопрошанием, по божественным писанием. и по сему нашему утверждению вопросите его. како верует, и что вера его; и истинно ли крещен в три погружения, и не обливан ли. И которыя иноземцы, егда биют челом о крещении, в православную християнскую веру. и в роспросе про себя сами скажут, яко они прежде сего в своей земле крещены в християнскую веру греческаго закона. а в крещении у них обливают, а не в три погружения крестят. а миром и маслом помазуют. или аще будет кто скажет, яко не ведает помазыван ли миром, или не помазыван. Тако же и свидетели, аще будет про них скажут тоже, яко они белорусцы. и крещены в греческую веру. а в крещении у них обливают, а не в три погружения крестят. а миром и маслом помазуют. или аще будет и им неведомо о сем, или скажут, яко маслом помазывают, а миром не помазывают. и таковых подобает совершено крестити в три погружения. аще ли сыщется которыи, яко миром и маслом помазыван, и того не помазывати. аще ли будет единым маслом помазован, а миром не помазован, и того миром помазывати; А которыи белорусец скажет о себе, яко крещен он в християнскую веру. а который поп его крестил, и тот поп в божественной литургии в приношении и во ектениях, в первых поминает Римскаго папу. да и во всяком пении во ектениях и в литиях молит Бога за папу. и таковаго подобает совершено крестити в три погружения, и миром и маслом помазывати. да и латынскую ему ересь и папежев римских еретиков проклинати; А иные иноземцы сказывают про себя сами же, что они в греческую веру крещены в три погружения, и миром и маслом помазываны. или аще будет, и свидетель нет, а сам про себя сказывает, яко крещен в три погружения, и миром и маслом помазыван. и тех крестити не подобает, и миром и маслом не помазывати. но токмо велети им поститися неделю, тако же как и в Московском государьстве говеют православныя християне ко исповеданию. и велети его исповедати. и о том его допрашивати зело накрепко, правду ли он сказал про себя, что крещен в три погружения, и миром и маслом помазыван. и аще будет скажет во исповедании тоже, яже и в роспросе сказывал. и о том разсудити отцу духовному, и доложити о том, святейшаго Филарета патриарха Московскаго и всея Русии, и митрополитов, и архиепископов, и епископов, которые он святыни достоин будет, того и сподобити. и имети его християнина также, как и прочих в Московском государьстве крещеных; А которой скажет, или свидетели скажут, яко не по истинне крещен, но обливан. а про миро и про масло не ведает, или он не помнит, и таковаго подобает совершено крестити в три погружения, и миром и маслом помазывати; А которые белорусцы обливаны, и в костелех причащалися, или будет которые и не причащалися, а обливаны. и тех совершено крестити в три погружения. а имян им не перекладывати. и латынскую ересь им проклинати. а младеньческаго отрицания им не говорити;
А которой белорусец скажет, что был он в ыной вере. и пришол из ыной веры в совершеных летех, и крестился в християнскую веру в Литве от русскаго попа. а тот поп которой его крестил, молит Бога за папу, и таковаго совершено крестити. и латынское и еретическое отрицание ему говорити. и молитвы все говорити. и младеньческое отрицание такоже что и еретику, для того, что крещен от отступника, которой молит Бога за папежа. И к сему соборнаго совета к свитку и указу, Аз смиренныи Филарет патриарх Московскии и всея Русии, и с сыновы моими с преосвященными митрополиты, и со архиепископы, и епископы, руками своими приписали.
Писано в царствующем граде Москве, в дому Пресвятыя Владычице нашея Богородицы и Присно Девы Мария, честнаго и славнаго Ея Успения. и великих чюдотворцев Петра и Алексея и Ионы. и в нашем великаго господина святейшаго Филарета патриарха Московскаго и всея Русии. в лето 7129-го. декабря в 16 день.
"Переводчики, подьячие, золотописцы и толмачи посольского приказа
Штатъ Посольскаго приказа 1689 г.
93 рубли, поденного по 11 алтынъ на день - французского, венгерского, полского, и латинского и белоруского Иван Тяшкогорской."
Белокуров С.А. О Посольском приказе. Москва, 1906. С. 131.
ссылка
(rapidshare.com/files/2044711508/Belokurov_S_A_O_Posoljskom_prikaze_1906_COIDR.pdf)
Кроме того в документах Посольского приказа встречаются определения "белорусское письмо", "по белорусски".
Челобитные "ис Киева Острецкого монастыру игумена" Петрония Жуковецкого, который жил в Троице-Сергиево й Лавре в 1624-1626 г. "писаны… белоруским письмом", к князю Ивану Черкасскому и дьякону Ивану Грамотину. Жуковецкий привез с собой "3 тетради, а вних писан перевод с польского писма по-руски, спор о вере белорусцом с латынники".
Опись архива Посольского приказа 1626 г. Ч. 1. С. 239.
Написаны "по-белоруски" письма пограничных староств ВКЛ Юрия Соколинского и Александра Гасевского 1602 г. К воеводам Торопца и великих Лук"
там же с. 111
Анонимное "письмо белоруское, писано в Воршаве " 1617 г.
Там же с. 384
В 1646 г. Русские послы в Варшаву, настаивали, чтобы корреспонденция между двумя государствами, велась, как и в старину, "белорусским письмом".
С. Т. Маскоўскiя паслы 1646 г. як абаронцы беларускай мовы // Крывiч. № 4, 1923; Тумаш В. Дыпляматычная кантравэрсiя 1646 году за беларускую мову // Спадчына. 1997. № 2. С. 197.
Штатъ Посольскаго приказа 1689 г.
93 рубли, поденного по 11 алтынъ на день - французского, венгерского, полского, и латинского и белоруского Иван Тяшкогорской."
Белокуров С.А. О Посольском приказе. Москва, 1906. С. 131.
ссылка
(rapidshare.com/files/2044711508/Belokurov_S_A_O_Posoljskom_prikaze_1906_COIDR.pdf)
Кроме того в документах Посольского приказа встречаются определения "белорусское письмо", "по белорусски".
Челобитные "ис Киева Острецкого монастыру игумена" Петрония Жуковецкого, который жил в Троице-Сергиево й Лавре в 1624-1626 г. "писаны… белоруским письмом", к князю Ивану Черкасскому и дьякону Ивану Грамотину. Жуковецкий привез с собой "3 тетради, а вних писан перевод с польского писма по-руски, спор о вере белорусцом с латынники".
Опись архива Посольского приказа 1626 г. Ч. 1. С. 239.
Написаны "по-белоруски" письма пограничных староств ВКЛ Юрия Соколинского и Александра Гасевского 1602 г. К воеводам Торопца и великих Лук"
там же с. 111
Анонимное "письмо белоруское, писано в Воршаве " 1617 г.
Там же с. 384
В 1646 г. Русские послы в Варшаву, настаивали, чтобы корреспонденция между двумя государствами, велась, как и в старину, "белорусским письмом".
С. Т. Маскоўскiя паслы 1646 г. як абаронцы беларускай мовы // Крывiч. № 4, 1923; Тумаш В. Дыпляматычная кантравэрсiя 1646 году за беларускую мову // Спадчына. 1997. № 2. С. 197.
Комментариев нет:
Отправить комментарий