Литвинисты(считающие ВКЛ белорусским государством, созданным белорусами) уверяют, что только Украина в составе ВКЛ называлась якобы Русью. Постараемся разбить этот миф .
Из телеграмм-канала "История Белой Руси":
Русь-Московия и Русь Литовская
Западнорусские земли со времен древней Руси сохраняли название Русь, только со времени образования ВКЛ часть западнее Минска стала чаще называться Литвой, поскольку была захвачена литовскими князьями и поделена между ними и их приближенными. Восточная часть управлялась литовскими князьями или наместниками и пользовалась до середины XVI в. определенной долей самоуправления, что было подкреплено великокняжескими привилегиями.
В то же самое время земли восточной Руси оказались под властью ордынских ханов, здесь на основе удельных княжеств выросли новые княжества: Московское, Рязанское, Тверское.
Русская земля была разделена политически, но сознание ее единства не исчезло. Обозначение «вся Русь» сохранялось в титуле русского митрополита («Киевского и всея Руси»). Со времени великого князя московского Ивана III именование «государь всея Руси» закрепилось и в титуле московских правителей.
Як бы там ні было, але ў сваім лісце, пасланым з Рыгі 11 сакавіка 1478 г., інфлянцкія немцы даносілі вялікаму магістру Тэўтонскага ордэна, што Іван III прад’явіў Казіміру Ягелончыку прэтэнзіі на „землі: Полацкую, Смаленскую, Віцебскую i ўсе іншыя рускія землі, якія належаць да Вялікага Княства Літоўскага” („lannde Ploszkow, Smalentszke, Vitenbecke etc. unnd alle andere Reussche lande, dy under dem groszforstenthum zcu Littouwen seyn gesessen”)[21].
[21] Codex Epistolaris Saeculi Decimi Quinti. Т. 3. Cracoviae,
1894. Nr 263.P. 289.
У сувязі з пачаткам гэтай вайны Б. Вапоўскі занатаваў у сваей хроніцы пад 1500 годам, што Іван III пачаў вайну з ВКЛ, „абвяшчаючы, што рака Бярэзіна … з’яўляецца мяжой маскавіцкай дзяржавы” („asserens Beresinam amnem … imperil Moscovitani esse terminum”)[34].
[34] Wapowski В. Kroniki… część ostatnia, czasy podługoszowskie obejmująca. Kraków, 1874. P. 39.
Яшчэ больш выразна на гэты конт выказаўся Ст. Гурскі. Паводле яго слоў, пачынаючы вайну са сваім зяцем, вялікім князем літоўскім Аляксандрам, Іван III „выдумаў [сабе] панаванне над усёй Русею аж да ракі Бярэзіны — як яму хацелася бачыць, паводле колішняга дзедаўскага i прадзедаўскага права” („Russie totius dominatum flumine tenus Beresina, avito quondam et proavito, ut videri volebat, jure fingebat”)[35].
[35] Gorski St. Commentarius rerum gestaram a Sigismundo primo rege Polonie, magno duce Шшапіае // AT. T. 1. Nr VIII. P. 18.
Так, 22 студзеня 1549 г. маскоўскія баяры зноў заявілі паслам суседняй дзяржавы: „а ведомо, панове, и вамъ гораздо, что предки государя нашего все теми городы владели, да и Киевомъ и Волынью, и Полтескомъ, и Витебскомъ, и всеми городы русскими, а рубежъ былъ темъ городомъ съ Литовской землею по Березыню”[51].
[51] Сборник Русского исторического общества. Т. 59. С.-Петербург, 1887. С. 274.
у „извещении”, дадзеным Іванам Жахлівым сваім баярам для перагавораў з паслом ВКЛ Юрыем Хадкевічам 11 снежня 1563 г., зноў былі выказаны тэрытарыяльныя прэтэнзіі на „Русь”, i сярод іншага: „от смоленского рубежа по Березыню, и Киева со всеми городы, что из старины к нему было…”. [53]
[53] Тамсама. Т. 71. С.-Петербург, 1892. С 260.
Так, у 1591 г. прадстаўнікі маскоўскага двара, як i раней, патрабавалі, каб цяпер ужо кароль Жыгімонт III Ваза цару Фёдару Іванавічу „поступился искони вечные вотчины государя нашего прородителей: Киева и Волыни и Подолья и Полотцка и Витепска и смоленскихъ пригородовъ по Березыню”[57].
[57] Савва В. И. Московские цари и византийские василевсы.К вопросу о влиянии Византии на образование идеи царской властимосковских государей. Харьков, 1901. С. 345.
Складальнікі гарадской хронікі Магілёва, распавядаючы пра мільённыя даўгі, якія набраў урад Рэчы Паспалітай пад час Паўночнай вайны 1700-1721 гг. у расійскіх цывільных i вайсковых улад, заўважылі: „Тых мільёнаў i цяпер Масква ўпамінаецца ў палякаў на соймах, а праз тое i соймы часта не даходзяць, i таму даўно ўжо носіцца рэха, што Масква па Бярэзіну хоча ад’ехаць Рускага краю” („Tych millionow у dopiero Moskwa się upomina u polakow po seymach, a przez со у seymy często nie dochodzą, у stąd iuż dawno echo nosi się, że po Berezyn Moskwa chce odiechac Ruskiego kraiu”)[60].
[60] Могилёвская хроника Т. Сурты и Ю. Трубницкого // ПСРЛ. Т. 35.Москва, 1980. С. 257.
Больш стрыманы ў сваіх высновах Ян Якубоўскі. Абапіраючыся на летапісны матэрыял, ён выказаў асцярожнае дапушчэнне, паводле якога Бярэзіна аддзяляла землі, падкантрольныя Свідрыгайлу, ад уладанняў Жыгімонта Кейстутавіча ў эпоху ix ваеннага супрацьстаяння ў 30-я гг. XV ст.[64]
[64] Jakubowski J. Studya nad stosunkami narodowościowemi na Litwie przed Unią Lubelską. Warszawa, 1912. S. 24.
Праўда, Я. Якубоўскі наўпрост не атаясамліваў гэты тэрытарыяльны падзел з падзелам згаданых зямель на „Русь” i „Літву”.
Па-за ўвагай гісторыкаў чамусьці засталося надзвычай цікавае i важнае для праблемы паведамленне М. Сгрыйкоўскага. Яно было запазычана (фактычна даслоўна перакладзена, прычым з недакладнасцямі i нават памылкамі) аўтарам „Хронікі Літоўскай i Жамойцкай”[66].
[66] ПСРЛ. T. 32. C. 41.
Сгрыйкоўскі, распавядаючы пра падзел вялікім князем літоўскім Гедымінам сваіх уладанняў паміж сынамі, запісаў наступнае. Гедымін быццам бы надаў „Альгерду Крэва замак, дзяржава якога распасціралася аж да Бярэзіны ракі, ідучы на ўсход сонца; a што меў Альгерд мяжу з князем рускім віцебскім, ажаніўся з яго адзінай дачкой, імя якой было Ульяна, за якой таксама ўзяў у пасагу ўсё Віцебскае княства, якое ў той час распасціралася ад Бярэзіны ракі аж да Вугры ракі ў Маскве…, а так Альгерд у той час ад Крэва i Віцебска аж да Вугры на княствах удзельных i венаваных шырока панаваў” („Olgerdowi Krewo zamek, ktorego się państwo sciagało aż do Berezyny rzeki ku wschodu słońca idąc. A iż miał Olgerd granicę z kniaziem Ruskim Witebskim, pojął u niego córkę iedynaczkę imieniem Ulianę, po ktorey też wziął w possagu wszystko xięstwo Witebskie, które się w ten czas ściągało od Berezyny rzeki aż do Juhry rzeki w Moskwi… A tak Olgerd w ten czas od Krewa у Witebska aż do Juhri na xięstwach udzielnych i wianowanych szeroko panował”)[67].
[67] Stryjkowski M. Kronika Polska, Litewska, Żmódzka i wszystkiej Rusi.Królewiec, 1582 Op. cit. S. 407-408.
Гісторыкі ўжо дастаткова даўно звярнулі ўвагу на аповесць беларуска-літоўскіх летапісаў пра вайну Жыгімонта Кейстутавіча са Свідрыгайлам 1432-1436 гг. як на крыніцу гістарычна-геаграфічных звестак. Для нашай тэмы асаблівую цікавасць уяўляюць два яе фрагменты. Паводле першага, пад час паходу 1433 г. войскі Свідрыгайлы, спаліўшы Менск, накіраваліся „во свою землю Рускую. И пришли к Борисову”. У 1435 г. ужо Жыгімонт накіраваў войска пад камандаваннем свайго сына Міхаіла „на Русь. И, пришедь, князь Михаило станеть на Рши”[74].
[74] ПСРЛ. Т. 35. С. 34-35, 57-58, 76-77, 107, 142-143,
189-190 i інш.
Названыя факты далі падставы меркаваць, што Русь у ВКЛ пачыналася недзе ў раёне Оршы i Барысава[75], — гэта значыць, вельмі блізка да лініі Бярэзіны.
[75] Kamieniecki W. Ograniczenia wyznaniowe w prawodawstwie
litewskimw XV i XVI wieku // Przegląd Historyczny. 1911. T. 13. S. 276. Да
падобных высноў — праўда, грунтуючыся на актавым матэрыяле —прыйшоў М. Любаўскі.
На яго думку, „Русею” ў ВКЛ называлі воласці,размешчаныя па Сярэднім Дняпры i
яго прытоках: Сажы, Бярэзіне iніжняй Прыпяці. Гл. ЛюбавсКїй М. К. Цыт. праца. С.
6, 12.
Апрача таго, яны знаходзяць пацверджанне ў спісе гарадоў, на якія пашыралася ўлада Свідрыгайлы ў часы яго змагання з Жыгімонтам[76] — сапраўды, у гэтым спісе няма ніводнага горада, які б ляжаў на захад ад Бярэзіны. Такім чынам, выказаная Я. Якубоўскім гіпотэза як быццам пацвярджаецца.
[76] Гл.: Коцебу А. Свитригайло, великий князь литовский. С.-Петербург,1835. Прибавление. С. 10-12, 8-9.
ИЗ ОТВЕТА МОСКОВСКОГО КНЯЗЯ ЛИТОВСКИМ ПОСЛАМ. НАЧАЛО 1500Г.
Иван Васильевич обвиняет литовского князя Александра в том, что он подсылал к своей жене (дочери Ивана Васильевича) людей, предлагавших перекреститься в Католицизм. Также были попытки подослать людей «и ко княземъ Рускимъ и къ паномъ, и к Виленскимъ местичомъ, и ко всей Руси Греческого закона». Далее идёт повторение этой обид, что католики требуют «ко княземъ и къ паномъ Рускимъ и ко всей Руси, чтобы приступили къ Римскому закону». Далее новая претензия к Александру: «А ныне ново силу учинилъ Руси, чего напередъ того при его отцы и при его предкахъ не бывало: колько велелъ поставляти божницъ Римского закону в Рускихъ городехъ, в Полоцку и иныхъ местехъ, да жоны отъ мужовъ и детей отъ отцовъ с животы отнимаючи, силою окрещаютъ въ Римский законъ: ино онъ то не нудитъ ли Руси к Римскому закону?» «[…] князь великий Александръ посылалъ владыку смоленского и бискупа Виленского ко княземъ къ Рускимъ и ко всей Руси, чтобы они приступили к Римскому закону» [207]
Из "Хроники Яна Длугоша"
ГОД ГОСПОДЕНЬ
1388
КОРОЛЬ ВЛАДИСЛАВ ДАЕТ В ЖЕНЫ ЗЕМОВИТУ, КНЯЗЮ МАЗОВИИ, СЕСТРУ СВОЮ АЛЕКСАНДРУ, ЖАЛУЯ ЕМУ НАВЕЧНО БЕЛЗСКУЮ ЗЕМЛЮ; ТАКЖЕ И БРАТА ЕГО, КНЯЗЯ ЯНУША, СОЧЕТАЕТ БРАКОМ С АННОЙ, СЕСТРОЙ ВИТОВТА.
Отпраздновав день рождества Христова в новом виленском кафедральном соборе, король польский Владислав, в сопровождении польских и литовских князей и вельмож направился сначала в Витебскую, а затем в Полоцкую области Руси, где пребывал много дней;
Из М. Стрийковского:
Сейм Вальный Городенский 1568 г. Документы Московскаго архива Министерства юстиціи А.И. Мамонтов, 1897, РИБ т. 30 |
РИБ т. 30, там же |
Договорная грамота Василия Ивановича с Сигизмундом, 1508 г. АЗР т. 2 |
Из Архив Юго-Западной Росснн, издаваемый Временной комиссней для разбора древних актов. Киев, 1907. Ч. 8. Т. 5: Акты об украинской администрации XVI—XVII вв.
Ряд русских волостей упомянут в Уставе на волоки: Гомель, Глуск, Могилев, Свислочь, Борисов, Любошаны, Орша.
"данники на Руси", деревня Хотохово(Крупский район). Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России, собранные и изданные Археографической комиссией. Спб., 1863. Т. 1. 1361 — 1598 гг., №208 |
Опись документов Виленского Центрального Архива древних актовых книг. Акты Россиенского Земского суда за 1575-1586 годы, вып. 1, стр. 33 |
Акты, издаваемые Виленской комиссией для разбора древних актов. Вильна, 1895. Т. 22: Акты Слонимского земского суда. 1555—1570 |
Акты, издаваемые Виленской комиссией для разбора древних актов. Вильна, 1912. Т. 36: Акты Минского гродского суда. 1582—1590 |
деревня Латыголичи возле Чашников. Codex ecclesiae Vilnensis |
Archiwum ksiazat Lubartowiczow – Sanguszkow w Slawucie. Lwow. 1890. Т. 4: 1535—1547. |
АВАК т. XXII |
Акты, издаваемые Виленской комиссией для разбора древних актов. Вильна, 1890. Т. 17: Акты Гродненского земского суда. 1539—1565 гг., №1007 |
РИБ т. 33 |
В статье В. Носевича среди имений, сел на Руси значатся также возле Минска :
СМІЛАВІЧЫ. Чэрвеньскі р. Вер., 1528, БАКШТЫ (46: 89—90).
Акты, отсносящиеся к истории Северо-Западной России, т. 1, с. 34 |
Istoriko-i︠u︡ridicheskīe materialy: izvlechennye iz aktovykh knig gubernīĭ Vitebskoĭ i Mogilevskoĭ , вып. 30 |
Владислав божье милости король полскии, литовски, руски, иных земль госуарь.
Чинимъ славно и знаемо и даемъ ведомо оусем, хто коли сюю грамоту видить, а любо слышить прочитая.
Богъ далъ намъ всего много, а ныне язъ со своим братомъ со княземъ Скирикгаиломъ оумыслили есмы и приимаемъ божии даръ чесно по божью изволенью и его пречистое матери девици богородици Марье.
Ажъ ся намъ тъ прилучило тая вера приняти и держати, про то мы обечаемъ и слюбуемъ нашему брату князю Скирикгаилу и нялися есмы крепко блюсти его княженья и державы под братомъ нашимъ княземъ Скирикгаиломъ, што жь и ныне держить братъ нашъ князь Скирикгаило оу Литовьскои земли княженье Троцкое, всего ми того под братомъ нашимъ не подисковати, а ни обидети, а никоторымъ веременемъ не отнимати, ни злобою, а никоторымъ гневомъ не слушати ми лихихъ людей, хто коли на него молвить тому ми веры не няти.
А брата ми своего не оутаити, сказати ми ему и лихо и добро.
А держати ми его выше оусее нашее братье и слушати ми его боле оусехъ своихъ приятелии и братьи.
А всякому ми делу исправа ему чинити и его людемъ
А в обиду ми брата своего князя Скирикгаила не выдати; хто коли его приобидитъ, любо братъ, а любо иные которые люди, стати ми за своего брата крепко, во всемъ обида его правити.
Тако ж на рускои стороне город Менескъ литовьского жь княженья весь и со всеми людми и с землею и со всякою пошлиною и с доходомъ и князи служебные, тымъ оусемъ володети князю Скирикгаилу, брату нашему.
Так жь волость Свислочь и с данью и с землею и с людми и со всемъ доходомъ.
Так жь Бобруескъ обе половине и с данью и с землею и с люддми и со оусеми доходы.
Так жь и Речица вся и весь доходъ и дань.
Тако ж Любечь весь и люди и земля и весь доходъ и с данью.
Тако ж Пропошескъ весь и люди и земля и весь доходъ и вся дань серебрьная.
Так жь и Любошаны и с данью и с людми и земля и весь доходъ.
Тако ж Игумена и вся дань и люди и земля и доход весь.
Так жь Логожескъ весь и Рылова доля, люди и села и земли и дань Рылова и весь доходъ. Тако жь Логозкая дань и люди и весь доходъ, што Воишвилтъ держалъ, то есва по слову оучинила и поспела есва манастырь церковь святого Ивана и прилучила есва к церкви на веки святому Иоану Предтечи, и далъ мои братъ князь Скирикгаило оусю тую дань, што нь есть дохода, дань серебреная, бобры, белки и лукна вя и люди оуси
а што отлучила есва святои церкви тую истную дань с людми со всякимъ доходомъ, того нама не порушити никоторым деломъ, а ни приобидети ни однымъ пеняземъ.
А хто приобидитъ или отиметъ от святого Ивана церкви, тотъ будетъ проклятъ оу сии векъ и оу будущии.
А то есва оучинила собе на память, а святому ивану въ честь и оу славу.
Так жь село Лебедево, што и к Лебедеву тягло и тягнеть, и што Лебедевьская волостка, люди вси и села, тая околица.
Тако ж Дмитрьево село Груздовица, Анципорово село и Сколубино и Тургкенево село, тыи 4-ри села, и што к нимъ тягло и тягнеть, тыми городы и селы и всеми людми володети князю Скиригкаилу.
Важно также, что все князья, которые княжили на территории Беларуси, звались русскими: в Гродно - Патрикей и Давыд Городенский, в Слониме, в Новогрудке - Роман Данилович, Волковыске, в Минске - Володарь Глебович и Глеб Всеславич, в Слуцке - Олельковичи, Полоцке, Пинске.
К примеру, Наримант Глеб звался "русским" в Scriptores Rerum Prussiacarum:
Die Geschichtsquellen der Preussischen Vorzeit bis zum Untergange der Ordensherrschaft: Fünfter Band |
Codex ecclesiae vilnensis 1387-1507, латыголичи в русской земле |
https://russiandemographix.blogspot.com/2017/11/the-last-king-of-poland.html
ОтветитьУдалить