вторник, 31 января 2023 г.

Русский народ в ВКЛ и Короне Польской после заключения Люблинской унии 1569 года


Многие националисты и литвинофрены уверяют, что принадлежность к русскому народу - это якобы конфессиональная, а не национальная принадлежность. На уточняющий вопрос «а Константинопольский, Иерусалимский патриархи - тоже русские?» следует ответ, что русские - это не любые православные, а православные «по киевскому обряду». Русская православная церковь долгое время была разделена надвое по политическим границам: на Московскую митрополию, а затем Московскую патриархию, и на Киевскую и Галицкую митрополию. Позже на западе униаты унаследовали от православных церковно-административную структуру, а оставшимся православным пришлось ее создавать заново - так впервые появилась Белорусская епископия. 


Везде в документах Речи Посполитой Польской говорится о едином русском народе в границах Польской Речи Посполитой, живущем, как в Короне Польской, так и на территрии Вел. Кн. Литовского. Нигде нету упоминания о «православных литвинах». Наоборот, Литва, литовский народ в составе ВКЛ - это отдельный народ от Руси, русского народа, не только по этническому признаку, но и по конфессиональному признаку бывшему и остававшимся римо-католическим народом.

В своем эдикте 22 февраля 1387 года Ягайло повелел всему литовскому народу, находящемуся в язычестве, принять крещение по латинскому обряду - это не касалось русинов православных. Попытка распространить католицизм среди православных русинов наталкивалась на ожесточенное сопротивление и поиск помощи у восточных братцев.  

Особенность православной конфессии заключается в том, что православная церковь представляет собой собрание поместных церквей, разделенных политическими или национальными границами. Этим она отличается от католицизма, где все было максимально унифицировано вплоть до языка богослужения. Православная церковь в Руси вписалась в уже существовавшие административные границы страны, ее административная структура на западе пережила саму древнерусскую государственность. Церковная власть русской митрополии распространялась в основном на одну только  русскую землю в ее административных границах, а епископии располагались преимущественно в границах удельных княжений: Полоцкая епископия - в Полоцком удельном княжестве, Турово-Пинская - в Турово-Пинском, Новгородская - в Новгородском, Смоленская - в Смоленском, Ростовская - в Ростовском, Рязанская - в Рязанском, Галицкая - в Галицком и так далее. 

Христианство пришло в Русь, как в уже существующую страну и народ. Из-за нахождения русской земли в одних границах и под одной властью Русь приняла христианство под властью одной киевской митрополии, но никак не наоборот, что якобы из-за исповедания православия под властью киевского митрополита человек становился русином. Совсем необязательно духовные подданные русской митрополии являлись по национальному признаку русскими.  

Уже излагались в предыдущих статьях мысли об этом: 

Русские - народ или конфессия?

Полоцкая земля в сознании литвинистов

о славянском язычестве в России

 
Русский народ трактовался не как все духовные подданные киевской митрополии, а как славянский народ, сформировавшийся в границах владений рюриковичей. В различных источниках, русских, арабских, западных, русские отделялись по национальному признаку от веси, мери, чуди, корелы, ижоры, мордвы, чувашей, удмуртов и прочих окружающих русских народы, которые также приняли православие, но русскими от этого не стали. В русских церковных источниках русский ведун отличается по национальному признаку от народов Севера лопарей и самоедов. В Лаврентьевской летописи сообщается об убийстве в волжской Булгарии христианина, причем подчеркивается, что он не был из русского народа, а хазарянином, а вот похоронили его именно русские. 

Тогож лета[1228] Страсть новаго мученика Христова егоже оубиша Болгаре в Великом граде ихъ сь бысть иного языка не Рускаго хсрьян же сы им яше именье много гостешбу дея по градом вниде в Болгарьскыи град они же емше нудиша и много днии ласканьем и прещеньем отврещися Христа и веры хрстьяньскыя он же не покорися но вся оставилвъ изволи паче оумрети за Хста оусеченъ бысть месяца априля въ 1 день егоже Русь хрстьяне вземше тело положиша в гробъ идеже вси хрстьяне лежатъ и створи Богъ милость вскоре за кровь его погоре оу него болшая половина города Великаго 

Как уже говорилось выше, поместные православные церкви создавались в существующих национальных или административных границах. Если, по мнению литвинофренов, существовал отдельный от "русинов-украинцев" народ "православных литвинов" в границах ВКЛ после заключения Люблинской унии 1569 года, то почему не существовало и не было создано отдельной от русской митрополии Киева и Галича "литвинской" митрополии, почему нигде не упоминается народ "православных литвинов" или "униатских литвинов", а, наоборот, везде в документах Польской Речи Посполитой говорится о едином русском народе, как в ВКЛ, так и в Короне Польской? Как могли делить себя жители Беларуси и Украины по национальному признаку, если и здесь, и там жил один русский народ без различия и даже предпосылок к этому разделению в виде границы после заключения Люблинской унии между Короной Польской и Вел. Кн. Литовским  до 1569 года не существовало? 

 Еще следует задать пару вопросов личностям, полагающим, что русин - это конфессиональная принадлежность: 
1) Нужно ли для обрусения знать русский язык или обычай? 

2) Являются ли болгары, сербы, литовцы, поляки, немцы и прочие национальности для русина иностранцами? 

3) Нужно ли для того, чтобы стать русином, жить на русской земле? 

Если на эти вопросы придется ответить утвердительно, значит русин - это все таки национальность. 

     Также существование одной русской митрополии и церкви для православных или уинатских жителей Беларуси и Украины говорит об одном и том же русском национальном самосознании ее духовных подданных, так как поместные церкви образовывались и существовали в национальных границах. Об образовании отдельной от русской литовской митрополии и церкви "православных литвинов" даже вопрос не стоял, так как духовные подданные Киевской и Галицкой митрополии принадлежали к одному русскому народу, как на территории нынешней Украины, так и на территории Беларуси, а также на территории России(Смоленщина, Брянщина).

Достаточно на примере некоторых документов продемонстрировать факт общего национального самосознания православных жителей Беларуси и Украины.   

Могилевская епархия: историко-статистическое описание т. 1. вып. 1, 1905






c. 9

АЗР т. V, с. 9

из Привилегия Жигиманта Старого 1517 Гетауту Каленикавичю на двор в районе Браслава(ЛМ, кн. записей 9, 1511-1518):

"и з пашнею дворною, и з людми данными и тяглыми, и литвою и русью теж на Ворцы и на Мерех" 

Здесь литва и русь - два разных народа, проживают возле Миор и озера Орцы. 

Собрание древних актов и грамот городов Минской губернии, Минск, 1848
с. 260
. Из текста другого иска русских мирян – членов Виленского Православного братства при Свято-Духовском монастыре на притеснения со стороны поляков-католиков, который датируется достопамятным 1654 годом:

Георгии дмитрович Скумин Тышкевич Староста Браславскии а я марына Оникиевна Униховская ... обносечы побожност продков нашых а яко оных самых так многих князеи и панов народу старовечного руского Короны Полское и великого Князства Литовского обывателеи людеи побожных старожытного набоженства хрестианского Греческого 

с. 130 (73)
"перед нами судями головными на трыбунал у великом князестве Литовъском з воеводств земль и поветовъ на рок теперешнии тисеча шестсот деветнадцатыи обраными постановившисе очевисто земяне Его кор млсти Его Милость пан Александер Окгинскии Скозельска, Его Милост Княз Ян Любецкии пан ян верещака и его Милость пан Матеуш Уколскии пан Ян Кердеи Судя кгродскии ошменскии и пан константын ратомскии и иншие их млсть ниже на сеи Протестацыи помененые сами от себе и именем их млстеи княжат панят и всего рыцерства шляхт и обывателеи короны полское и великого князства литовского народу росеиского релии Старожитное греческое под благословенсктвом патриархи константынополского
"уближенье въ уживанью набоженства и в сумненью людем народу ншого росеиского учинил"

с. 253
Teraz y na potomne Czasy Jż ziednoczenie Narodow Onych Polskiego y Lithewskiego Ruskiego w tey Rzptey ...A Narod Ruski wszystek Duchownego y Swieckiego Szlacheckiego y pospolitego Stanow ... y Narod Ruski wszystek Vspokoic w ich Religiey Graeckiey Vkontentowac
wszystkiemu Narodowi Ruskiemu niebędącym w Vniey w Koronie y Wiel Xstwie Lith

Луцкі епіскап Пузына ў 1648 “своім і всего народу руского, духовных і свецкіх реліі кгрецкое, в уніі не будучіх обывателов Коронных і Вел. Кн. Літ. Іменем”


жалоба русских дворян на сейме 1623 года


... na seym walny w tym teraznieyszym roku 1623 przybyłym, obywatele koronni y wiel. X. Lit. wszyscy w obec, y każdy zosobna: Ruś religiey graeckiey starożytney, posłuszenstwa s. cerkwie wschodniey, łaski, pokoja i błogosławieństwa Bożego; ...
Nie iest tayne wielmożności waszey przeoswieconey, jaśnie wielmożny senacie, to nieszczęsne od lat dwadziestu ośmiu dla religiey w narodzie naszym Ruskim powstałe rozrożnienie... nas narodu Ruskiego relligiey starożytney graeckiey, ..
nas narodu Ruskiegu relligiey starożytney graeckiey..narod nasz Rusky...

...A zgoła kość zwady miedzy Polaki, Litwę y Ruś ku ustawicznemu niepokoiowi y bliskiey zgubie państw tych wrzucilibyścmy
ociec papież pisze do nas, żądaiąc, abysmy narod rusky do nowego kalendarza przywodzili. Ale my chwalimy p. Boga, że widzimy narod rusky wielki y możny z narody polskim y litewskim w zgodzie y miłości żyiący
"xiążętom, panietom woiewodom, kasztellanom... Iżesmy kalendarz nowopoprawiony (to w drugim swym w teyże sprawie ruskim ięzykiem y pismem wydanym uniwersale mowić raczy)...
A ze to szczyrą prawdę do wiadomosci wielmoznosci waszey donosimy, wojewodztwa te, powiaty y miasta , w ktorych sie to nieznośne bezprawie y niechrzescianskie oppressie nam narodowi ruskiemu dzieją...
Ono Połock, Witepsk, Mscisław, Orsza, Mohylow, Dysna etc. na Białey Rusi;
Szlachte obywatelow wojewodztw, Witepskiego, Mscisławskiego y Połockiego, z częsci z powiatem Orszańskim, bracią naszw y bractwo Wilenskie, ktore niemal wszystkie narodu ruskiego xiążąt, paniąt y szlachty familie, tak obywatelow koronnych, jako y W. X. Lit. y Ruskiego w sobie wcielone ma ..
Na Białey Rusi, w Orszy y Mohilowie od lat piąciu tenże Połocki Władyka cerkwi popieczętowane trzyma; w Połocku y Witepsku ni cerkwie, ni domu na nabożeństwo w miescie pozwolonego, przez tegoż zabronienie, mieć nie mogąc, za miasto w pole na odprawienie nabożeństwa swego w dni niedzielne, y w swięta uroczyste wychodzić mieszczanie muszą

Co naokrutnieysza, et ultra fidem tyraństka y bestialska: w Połocku tym Białoruskim, tenże odstępca władyka Połocki, umarłe na cmyntarzu swierzo pochowane, mieszczanom tameyszym na przykrość odkopywać przeszłego roku z umysłu kazał, y psom na zjedż jak ścierw jaki, ciała chrzescianskie z grobow wyrzucać
To takie y tem podobne niezliczone bezprawia, y oppressie y gorszą niż od pogan niewole, od tych apostatow swych, my nardo rusky, ... po wszystkich wojewodztwach y powiatach cierpimy
Za czym zaraz y uniżenie prosimy, ... aby kość ta zwady jako te unią s. pamieci krol IM Stephan nazwać raczył, miedzy Polaki Litwe y Ruś wrzucona, była wyrzucona.
Ktory wszystkich tych trzech narodow polskiego, litewskiego y ruskiego spolny w domu o rzeczypospolitey przemysł
Sapiat wzdam kiedy Polonia Lithuania simul er Russia ante damnum
o te wolność prosimy, ktora IKM. już przez lat szescset y daley w narodzie naszym ruskim trwającą, za nastąpieniem swym, z woli Boskiey, na te państwa zastać raczył

Wielmożnosci waszey panow naszych mlsciwych wszego dobra życzliwi y powolni bracia y słudzy. Obywatele koronni y W. X. Lit. Ruś religiey graeckiey starożytney posłuszeństwa wschodniego

1. русское дворянство проживает в Короне и ВКЛ православной и униатской конфессий, из-за чего происходят конфликты на конф. почве внутри русских
2. русские дворяне называют ВКЛ полным названием ВК Литовское и Русское. Значит часть Руси была в ВКЛ в 1623 году
3. русские дворяне ВКЛ и Польши отличают свой русский народ от народов польского и литовского и называют их тремя народами
4. русские дворяне упоминают Белую Русь и локализуют ее в районе Полоцка, Витебска, Орши, Могилева, Мстиславля, Дисны, а Полоцк называют Белорусским городом. Там же в Витебском, Полоцком, Мстиславском воеводствах проживает "братия народу Русского" и состоит в Виленском православном братстве
5. свой язык, которым пользовалась канцелярия ВКЛ, называют русским, а не "литовско-славянским"



Комментариев нет:

Отправить комментарий