Некоторые личности силятся протолкнуть тезис о том, что Русь, русин - это конфессиональная принадлежность Киевской митрополии, что якобы древнерусской народности не существовало до крещения Руси и что Русь, как народность, появилась лишь благодаря крещению Руси. Это кажется парадоксом, а как крестили Русь, если Руси еще не было? Как можно крестить то, чего нет? Кого имел ввиду перед крещением под именем «Русь» князь Владимир, говоря, что «Руси веселие есть питие», если русской народности до крещения Руси не было? О склонности русинов к алкоголизму писали Матвей Краковский(XII век), Гервазий Тильберийский(XIII век), известны поучения против пьянства Феодосия Печерского и Кирилла Туровского.
Что русская народность уже была до крещения, можно убедиться почитав русские и зарубежные свидетельства о крещения Руси в книгах и произведениях:
«Крещение Руси» в трудах русских и советских историков, 1988
Щапов Княжеские уставы
Жития святых мучеников Бориса и Глеба и службы им, Абрамович
Слово о законе и благодати митрополита иллариона
Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия
хрестоматия по истории русского права. М. Ф. Владимирского-Буданова
Кирилл Туровский, Кирилла мниха канонъ и стихиры на память преподобной княгини Ольги, бабы Владимiра «Роускомоу языкоу, плесковскои странЂ, бгоизбранномоу от варягъ княжьскомоу племяни прамтри наречеся Олга»
В летописи русское даже противопоставлялось христианскому:
«Нареченный в крещении Василием, русским именем Владимир», 1096
«Наша свѣтлость боле инѣхъ хотящихъ же о Бозѣ удѣржати и извѣстити такую любовь, бывшюю межю хрестияны и русью ... да не възыщется смерть его ни от хрестьянъ, ни от руси, ... О семь, аще ли кто или русинъ хрѣстьяну или хрестьянъ русину мучения образомъ искусъ творити .. О работающих въ Грѣцѣхъ руси у хрестьяньского цесаря ... Аще злодѣй не възвратится в Русь, да жалують русь хрестьяньскому царству, ... На утвержение же и неподвижение быти межи вами, хрестьяны, и Русью, ... О семь, аще украдет русинъ что любо у крѣстьянина, или пакы христьянинъ у русина, ... О семъ, аще кто убиеть крестьяна русинъ, или христьянъ русина, да умреть ... Аще ли же кто от князь и от людий рускыхъ или крестьянъ, или некресщеный переступить все, еже написано на харотье сей, и будеть достоинъ своимъ оружьемь умрети, и да будет клятъ от Бога и от Перуна, и яко преступи свою клятъву.»
Нет нужды распространяться на эту тему.
Древнерусская верхушка на ранних этапах древнерусского государства была представлена скандинавами и не только, однако схожая система была у франков, правящей верхушки, давшей свое название Франции и ассимилировавшейся среди галло-романского населения, и у болгар, которые также дали свое название и ассимилировались среди славян и которые были правившей верхушкой у части славян. Следует отметить и славянские божества, которым кланялись русские князья уже с самого начала русской государственности.
Почему по мнению националистов русский - это конфессиональная принадлежность к Киевской митрополии, если русская земля и русская народность уже существовали до крещения, как говорилось выше, была язычниками, кланялись Перуну, Волосу, Мокоши и другим божкам?
Поместные церкви в православии формируются по национальному признаку, поэтому вся русская страна стала принадлежать Киевской митрополии. Принятие православие явилось следствием принадлежности людей к русской стране и народности под одной властью и в одних границах, а не причиной появления русской народности. Русские выработали связанные с православием свои национальные неповторимые обычаи.
Почему нельзя сказать по аналогии, что поляк - это конфессиональная принадлежность? Ведь, приняв католицизм, русин, ополячивался - об этом писалось в работах И. Марзалюка, А. Мальдиса. И здесь в данном блоге об этом многократно говорилось. Это другое?
Почему-то националистами не учитывается, что этническое понятие Русь, русин включает в себя далеко не только религиозное подчинение русской митрополии, но и стандартную триаду признаков этничности, а именно: язык, обычай, происхождение, т. е. русский язык, русский обычай, территориальная принадлежность к русской стране. Инородцы - мордва, лопари, самоеды, карелы и прочие - приняв крещение и подчинившись русскому митрополиту, русскими не становились, так как ни русского языка, ни обычая, ни происхождения не имели. Русские считались славянским народом, а не "фино-угры" или "угро-татары", как по источникам внутри страны, так и зарубежным. Стоит ли говорить, что в православном мире не одни только русские являются православными?
Т. е. получается, русин - это такой православный «Киевского обряда», который говорит по-русски, придерживается русских обычаев и происходит из русской земли? Извините меня, но в таком случае понятие "русин" носит признаки этнонима .
Важно опровергать этот и подобные наглые поклепы или "нахрюки".
Мы остановимся на упоминаниях в исторических источниках обычаев у русских.
Повесть временных лет:
«а Ольга водиша и мужий его на роту по рускому закону: кляшася оружьемь своимъ, и Перуномъ, богомъ своимъ, и Волосом»
Галицко-Волынская летопись:
Възьѣха же король с ними противу же Данилу князю. Данила же приде к нему, исполчи вся люди своѣ. Нѣмьци же дивящеся оружью татарьскому, бѣша бо кони в личинахъ и в коярѣхъ кожаныхъ, и людье во ярыцѣхъ,[337] и бѣ полковъ его свѣтлость велика от оружья блистающася. Самъ же ѣха, подлѣ короля, по обычаю руску: бѣ бо конь под нимь дивлению подобенъ, и сѣдло от злата жьжена, и стрѣлы и сабля златомъ украшена иными хитростьми, якоже дивитися, кожюхъ же оловира грѣцького и круживы златыми плоскоми ошитъ, и сапози зеленого хъза шити золотомъ. Немцем же зрящимъ, много дивящимся.
Хроника Виганда Марбургского:
Князь Патрикей Гродненский говорил с прусским маршалком, привел женщин и детей, пивом и медом угощал русским обычаем. |
Ян Ласицки «Пра рэлигию руских, вясельныя и пахавальныя абрады, ежу, адзенне»:
«усёй сямъёй, уздыхаючы и плачучы на каленях … моляцца святому Микалаю и яго войску на небе, просячы дабрабыту для дома свайго» «у храмах нияких статуй не ушаноуваюць, але выявам Микалая и Марыи прыносяць у дар нейкия срэбныя рэчы». Па аписанню Я. Ласицкага, Микалай быу апекуном «усих руских» и абразы яго были ва усих дамах. Яму ж малилися и за памерлых.»
De russorum religione, ritibus nupscarum, funerum, vietu, vestitu etc. Пераклад У. К. Шатона
Павел Одерборн «Пра веру русаў, [іх] шлюбныя і пахавальныя абрады, побыт, адзенне і іншыя звычаі.»
В житии Антония Римлянина написано
"Преподобному же нимало русску языку умѣющу, и никотораго отвѣта недоумѣяше отдати,.. И обрѣте человѣка греческия земли, гостьбу Дѣюща, купецкий чинъ имуща, иже умѣяше римскимъ и греческимъ, и русскимъ языкомъ... Святителю же Никитѣ в то время никакоже явися преподобный, понеже еще не навыче словеньску и русску обычаю и языку...И начатъ же преподобный молитися стоя на камени своемъ день и нощь, да бы ему Богъ открылъ русский языкъ...И Божиимъ промысломъ преподобный въскорѣ от нихъ начатъ разумѣти и глаголати русскимъ языкомъ"
Послание епископа краковского Матвея Бернарду Клервоского об “обращении русских”
“Сын Ваш возлюбленный магистр Акардус нас от лица Вашего вопросли мог ли бы кто … обычаи нечестивые и обряды русских искоренить. Мог бы господин, мог бы, но лишь тот, на ком была бы великая благодать. .. Народ же тот русский множестве ли бесчисленному небу ли звездному подобный, и веры правило православной и религии истинной установления не блюдет.
…
Но то все, господин, проповедь Ваша пресекла бы лучше всякого меча обоюдоострого, если вдохновил бы вас дух святой, дабы посетили Вы народ тот. И не только в Рутении, что есть как бы другой мир, но равно и в Полонии, и в Богемии, иначе общим названием в Склавонии, коя многие области объемлет, совершите таковое для столь угодного господу блага, дабы от него самого после услышать “Славен будь, добрый и верный раб”
…
Удостойте славян неумелых на нравственный путь разумной жизни наставить, удостойте оледенелую страну присутствием своим почтить…”
Альберта Кампензе к Его Святейшеству Папе Клименту VII 1 о делах Московии
Бальтазар Койэтт
Когда мы прибыли в город(Переяславль-Залесский), губернатор зазвал его превосх. к себе, 26 чтобы, по Русскому обычаю, угостить его пирогом, водкою, пивом и простым медом.
У Виганда Марбургского под 1363 годом сообщается о походе прусского маршалка на Гродно против русинов.
Чтобы задобрить маршалка князь Патрикей угощает его медом и пивом "по обычаю
русинов". В следующий год Кейстут дал ему другое(не гродненское) княжество в
Русской земле.
ФРИДРИХ ХРИСТИАН ВЕБЕР
По такому порядку исчислено, что обыкновенно предписывается набирать 20000 ординарных рекрут в год, что по громадности земель, обладаемых царем, почти невероятно как мало, особенно если принять в соображение дурное продовольствие, которым прокармливают этих людей по общему Русскому [1116] обычаю и то, что большинство их, еще в учебные годы, гибнет больше от голоду и холоду, чем от неприятеля. Описанный набор в настоящее время, когда армия не терпит уже значительной убыли, делается с крестьянских дворов; но в начале текущей войны, когда Русские войска понесли важные поражения, при Нарве и в других местах, набор производим был несколько раз и из домов вельмож, державших при себе, по древнерусскому обычаю, от 4 до 5 сот прислуги, из коей 3-ий, или 4-й человек должен был стать под ружье, что, впрочем, делалось только временно, по приведенной выше причине, но никаким законом, или указом установлено не было.
После обеда царь со всеми знатными Русскими отправился славить, что и продолжалось целые восемь дней. Это такой Русский обычай, которого царь уничтожать не хотел. Русское слово славить означает праздновать, чествовать, или благодарить Бога, и совершается этот обычай таким образом.
ДНЕВНИК ПУТЕШЕСТВИЯ В МОСКОВСКОЕ ГОСУДАРСТВО
Пополудни господин посол посетил думного дьяка Украинцева; последний был вообще весьма любезен, заявлял чувства наиглубочайшего своего почтения к священной особе его императорского величества и до того довел свою вежливость, что при отъезде посла, вопреки обычаю русских, не только проводил его до самой кареты, но и оставался там, пока тот не тронулся с места.
ДНЕВНИК ПОЛЬСКИХ ПОСЛОВ
ГАНС-МОРИЦ АЙРМАНН
ТРИ ПИСЬМА ИСААКА МАССЫ К ГЕНЕРАЛЬНЫМ ШТАТАМ.
ДЖИЛЬС ФЛЕТЧЕР
ОПИСАНИЕ СТАРОЙ И НОВОЙ ПОЛЬШИ С ЕЕ СТАРЫМ И НОВЫМ ДЕЛЕНИЕМ
нас встретил Новгород
с учтивостью и блеском.
Комментариев нет:
Отправить комментарий