среда, 1 февраля 2023 г.

Русский обычай

Некоторые личности силятся протолкнуть тезис о том, что Русь, русин - это конфессиональная принадлежность Киевской митрополии, что якобы древнерусской народности не существовало до крещения Руси и что Русь, как народность, появилась лишь благодаря крещению Руси. Это кажется парадоксом, а как крестили Русь, если Руси еще не было? Как можно крестить то, чего нет? Кого имел ввиду перед крещением под именем «Русь» князь Владимир, говоря, что «Руси веселие есть питие», если русской народности до крещения Руси не было? О склонности русинов к алкоголизму писали Матвей Краковский(XII век), Гервазий Тильберийский(XIII век), известны поучения против пьянства Феодосия Печерского и Кирилла Туровского. 
Что русская народность уже была до крещения, можно убедиться почитав русские и зарубежные  свидетельства о крещения Руси в книгах и произведениях: 

«Крещение Руси» в трудах русских и советских историков, 1988

Щапов Княжеские уставы

Жития святых мучеников Бориса и Глеба и службы им, Абрамович

Слово о законе и благодати митрополита иллариона

Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия

            хрестоматия по истории русского права. М. Ф. Владимирского-Буданова  

           Кирилл Туровский,  Кирилла мниха канонъ и стихиры на память преподобной княгини Ольгибабы Владимiра «Роускомоу языкоу, плесковскои странЂ, бгоизбранномоу от варягъ княжьскомоу племяни прамтри наречеся Олга» 

В летописи русское даже противопоставлялось христианскому: 

«Нареченный в крещении Василиемрусским именем Владимир», 1096

 «Наша свѣтлость боле инѣхъ хотящихъ же о Бозѣ удѣржати и извѣстити такую любовь, бывшюю межю хрестияны и русью ...  да не възыщется смерть его ни от хрестьянъ, ни от руси, ... О семь, аще ли кто или русинъ хрѣстьяну или хрестьянъ русину мучения образомъ искусъ творити .. О работающих въ Грѣцѣхъ руси у хрестьяньского цесаря ... Аще злодѣй не възвратится в Русь, да жалують русь хрестьяньскому царству, ... На утвержение же и неподвижение быти межи вами, хрестьяны, и Русью, ... О семь, аще украдет русинъ что любо у крѣстьянина, или пакы христьянинъ у русина, ... О семъ, аще кто убиеть крестьяна русинъ, или христьянъ русина, да умреть ... Аще ли же кто от князь и от людий рускыхъ или крестьянъ, или некресщеный переступить все, еже написано на харотье сей, и будеть достоинъ своимъ оружьемь умрети, и да будет клятъ от Бога и от Перуна, и яко преступи свою клятъву.»


Нет нужды распространяться на эту тему. 

   Древнерусская верхушка на ранних этапах древнерусского государства была представлена скандинавами и не только, однако схожая система была у франков, правящей верхушки, давшей свое название Франции и ассимилировавшейся среди галло-романского населения, и у болгар, которые также дали свое название и ассимилировались среди славян и которые были правившей верхушкой у части славян. Следует отметить и славянские божества, которым кланялись русские князья уже с самого начала русской государственности.  

Почему по мнению националистов русский - это конфессиональная принадлежность к Киевской митрополии, если русская земля и русская народность уже существовали до крещения, как говорилось выше, была язычниками, кланялись Перуну, Волосу, Мокоши и другим божкам? 

Поместные церкви в православии формируются по национальному признаку, поэтому вся русская страна стала принадлежать Киевской митрополии. Принятие православие явилось следствием принадлежности людей к русской стране и народности под одной властью и в одних границах, а не причиной появления русской народности. Русские выработали  связанные с православием свои национальные неповторимые обычаи. 

Почему нельзя сказать по аналогии, что поляк - это конфессиональная принадлежность? Ведь, приняв католицизм, русин, ополячивался - об этом писалось в работах И. Марзалюка, А. Мальдиса. И здесь в данном блоге об этом многократно говорилось.  Это другое? 

Почему-то националистами не учитывается, что этническое понятие Русь, русин включает в себя далеко не только религиозное подчинение русской митрополии, но и стандартную триаду признаков этничности, а именно: язык, обычай, происхождение, т. е. русский язык, русский обычай, территориальная принадлежность к русской стране. Инородцы - мордва, лопари, самоеды, карелы и прочие - приняв крещение и подчинившись русскому митрополиту, русскими не становились, так как ни русского языка, ни обычая, ни происхождения не имели. Русские считались славянским народом, а не "фино-угры" или "угро-татары", как по источникам внутри страны, так и зарубежным. Стоит ли говорить, что в православном мире не одни только русские являются православными? 


Т. е. получается, русин - это такой православный «Киевского обряда», который говорит по-русски, придерживается русских обычаев и происходит из русской земли? Извините меня, но в таком случае понятие "русин" носит признаки этнонима .

Важно опровергать этот и подобные наглые поклепы или "нахрюки".

Мы остановимся на упоминаниях в исторических источниках обычаев у русских.


Повесть временных лет:

 «а Ольга водиша и мужий его на роту по рускому закону: кляшася оружьемь своимъ, и Перуномъ, богомъ своимъ, и Волосом»

Галицко-Волынская летопись: 

Възьѣха же король с ними противу же Данилу князю. Данила же приде к нему, исполчи вся люди своѣ. Нѣмьци же дивящеся оружью татарьскому, бѣша бо кони в личинахъ и в коярѣхъ кожаныхъ, и людье во ярыцѣхъ,[337] и бѣ полковъ его свѣтлость велика от оружья блистающася. Самъ же ѣха, подлѣ короля, по обычаю руску: бѣ бо конь под нимь дивлению подобенъ, и сѣдло от злата жьжена, и стрѣлы и сабля златомъ украшена иными хитростьми, якоже дивитися, кожюхъ же оловира грѣцького и круживы златыми плоскоми ошитъ, и сапози зеленого хъза шити золотомъ. Немцем же зрящимъ, много дивящимся.

Хроника Виганда Марбургского:

Князь Патрикей Гродненский говорил с прусским маршалком, привел женщин и детей, пивом и медом угощал русским обычаем

Ян Ласицки «Пра рэлигию руских, вясельныя и пахавальныя абрады, ежу, адзенне»: 


«усёй сямъёй, уздыхаючы и плачучы на каленях … моляцца святому Микалаю и яго войску на небе, просячы дабрабыту для дома свайго» «у храмах нияких статуй не ушаноуваюць, але выявам Микалая и Марыи прыносяць у дар нейкия срэбныя рэчы». Па аписанню Я. Ласицкага, Микалай быу апекуном «усих руских» и абразы яго были ва усих дамах. Яму ж малилися и за памерлых.»

De russorum religione, ritibus nupscarum, funerum, vietu, vestitu etc. Пераклад У. К. Шатона

Павел Одерборн «Пра веру русаў, [іх] шлюбныя і пахавальныя абрады, побыт, адзенне і іншыя звычаі.»

 В житии Антония Римлянина написано

 "Преподобному же нимало русску языку умѣющу, и никотораго отвѣта недоумѣяше отдати,.. И обрѣте человѣка греческия земли, гостьбу Дѣюща, купецкий чинъ имуща, иже умѣяше римскимъ и греческимъ, и русскимъ языкомъ... Святителю же Никитѣ в то время никакоже явися преподобный, понеже еще не навыче словеньску и русску обычаю и языку...И начатъ же преподобный молитися стоя на камени своемъ день и нощь, да бы ему Богъ открылъ русский языкъ...И Божиимъ промысломъ преподобный въскорѣ от нихъ начатъ разумѣти и глаголати русскимъ языкомъ"

Послание епископа краковского Матвея Бернарду Клервоского об “обращении русских”

“Сын Ваш возлюбленный магистр Акардус нас от лица Вашего вопросли мог ли бы кто … обычаи нечестивые и обряды русских искоренить. Мог бы господин, мог бы, но лишь тот, на ком была бы великая благодать. .. Народ же тот русский множестве ли бесчисленному небу ли звездному подобный, и веры правило православной и религии истинной установления не блюдет. 

… 

Но то все, господин, проповедь Ваша пресекла бы лучше всякого меча обоюдоострого, если вдохновил бы вас дух святой, дабы посетили Вы народ тот. И не только в Рутении, что есть как бы другой мир, но равно и в Полонии, и в Богемии, иначе общим названием в Склавонии, коя многие области объемлет, совершите таковое для столь угодного господу блага, дабы от него самого после услышать “Славен будь, добрый и верный раб”

Удостойте славян неумелых на нравственный путь разумной жизни наставить, удостойте оледенелую страну присутствием своим почтить…”


Альберта Кампензе к Его Святейшеству Папе Клименту VII 1 о делах Московии

"Из Смоленского Княжества, принадлежащего к владениям Василия, дорога идет через землю Руссов (народа сопредельного и дружественного с Московитянами, с коими он следует одним обычаям) прямо в Валахию и Булгарию, а оттуда чрез Фракию в Константинополь. ..."

в 1621 г. Киевским митрополитом Иовом Борецким при участии других православных иерархов, отмечалось: «Естественнее было и патриаху, и нам, и казакам действовать на стороне Москвы, с которой у нас одна вера и служба Божия, один род, один язык и общие обычаи». "Podobniey bylo Patryarsze y nam y Kozakom praktykowac sie na strone Moskwy, s ktorymi nam iedna wiara i nabozenstwo, ieden rodzay, iezyk y obyczaie". См.: Протестация митрополита Иова Борецкого и других западнорусских иерархов, составленная 28 апреля 1621 г. 

Католический каноник Ст. Гурский писал в 1-ой половине 16 века, что неселение Беларуси "склонно к переходу на сторону Москвы" имеет "общий с Москвой язык, общие обычаи, религию, общую с Москвой патриархию, общую ненависть к католичеству и польскому победоносному народу"
( латинский текст: Quod vero Ruthena gens imperio regi in Lithuania tam facile ad Moscos deficiat plures sunt ejus rei cause, prima: quod Russi ipsi, gens barbara, nature vitio insitam habet lubricitatem in fide et mutandi dominos studium, secunda causa:[b] quod Russiis cum Moscis lingua est communis[/b], communis morum feditas, communis religio, communis in Moscovia patriarchia, commune odium in sedem ac religionem romanam contraque gentem Polonam victoriosam, a que sepe olim fusi sunt, tertia: quod prefecti regii sevum in eos exercent imperium et in spoliandis eis inhumanam crudelitatem idque impune... Hinc fi, ut homines male tractati ab imperio regis ad Moscum deficiant. Nec dubium est, quid universi, quicunque sunt ruthene religionis in Lithuania, malint Moscum dominum quam suum nisi eos a dedento se sevissima tyrannis moscitia deterreret)

Бальтазар Койэтт

 Когда мы прибыли в город(Переяславль-Залесский), губернатор зазвал его превосх. к себе, 26 чтобы, по Русскому обычаю, угостить его пирогом, водкою, пивом и простым медом. 

 У Виганда Марбургского под 1363 годом сообщается о походе прусского маршалка на Гродно против русинов. Чтобы задобрить маршалка князь Патрикей угощает его медом и пивом "по обычаю русинов". В следующий год Кейстут дал ему другое(не гродненское) княжество в Русской земле. 

ФРИДРИХ ХРИСТИАН ВЕБЕР

По такому порядку исчислено, что обыкновенно предписывается набирать 20000 ординарных рекрут в год, что по громадности земель, обладаемых царем, почти невероятно как мало, особенно если принять в соображение дурное продовольствие, которым прокармливают этих людей по общему Русскому [1116] обычаю и то, что большинство их, еще в учебные годы, гибнет больше от голоду и холоду, чем от неприятеля. Описанный набор в настоящее время, когда армия не терпит уже значительной убыли, делается с крестьянских дворов; но в начале текущей войны, когда Русские войска понесли важные поражения, при Нарве и в других местах, набор производим был несколько раз и из домов вельмож, державших при себе, по древнерусскому обычаю, от 4 до 5 сот прислуги, из коей 3-ий, или 4-й человек должен был стать под ружье, что, впрочем, делалось только временно, по приведенной выше причине, но никаким законом, или указом установлено не было. 

После обеда царь со всеми знатными Русскими отправился славить, что и продолжалось целые восемь дней. Это такой Русский обычай, которого царь уничтожать не хотел. Русское слово славить означает праздновать, чествовать, или благодарить Бога, и совершается этот обычай таким образом. 

ДНЕВНИК ПУТЕШЕСТВИЯ В МОСКОВСКОЕ ГОСУДАРСТВО

5. Господин польский посол со всем своим двором присутствовал у нас при богослужении. От самой Пасхи до праздника Вознесения Господня в России наблюдается следующий обычай: встречающиеся где бы то ни было, на перекрестках ли, на больших ли улицах и прочих местах, приветствуют друг друга восклицанием: “Христос воскресе!” — причем все обмениваются, как мужчины, так и женщины, яйцами и целуются.

Пополудни господин посол посетил думного дьяка Украинцева; последний был вообще весьма любезен, заявлял чувства наиглубочайшего своего почтения к священной особе его императорского величества и до того довел свою вежливость, что при отъезде посла, вопреки обычаю русских, не только проводил его до самой кареты, но и оставался там, пока тот не тронулся с места.

В это же время боярину сему представлялся известный курляндский барон фон Блюмберг, опустив, по русскому обычаю, обе руки до самой земли.

ДНЕВНИК ПОЛЬСКИХ ПОСЛОВ


Русские, по обычаю своему, торговались с ним, продавая съестные припасы: для обоих послов так мало отпускалось жизненных потребностей, что и одному было недостаточно; надобно было еще покупать на чистые деньги.

Августин Майерберг

Убедившись в грубых обычаях Русских при приеме послов и для отвращения на будущее время подобных пререканий, мы долгом сочли выставить на вид переводчику, что Майерн не раз бывал в посольствах и прекрасно знает, что следует наблюдать нам и что ему и потому просит уволить нас от проделывания в этих случаях своего рода комедий, в которых мы ни под каким видом не желаем быть действующими лицами.
Пока вносили их наши служители, мы, по предложению Канцлера, опят встали с лавки и, когда он рассматривал наши подарки, мы изъявили Ему свое почитание наклонением головы, по обычаю Русских
В первой встретил нас Алмаз Иванов, во второй прочие. Здесь против двери к правому углу стоял стол по обычаю русскому длинный и узкий во всю комнату.

Первое место, судя по нашим замечаниям в русском обычае во все время пребывания нашего в России, занимал Трубецкой, второе де Майерн, третье Долгорукий, а четвертое Кальвуций; ибо Русские почитают угол первым местом, к коему касается край стола, а вторым тот угол, к коему примыкает другой конец стола.


ГАНС-МОРИЦ АЙРМАНН

Его царское величество, царя “Алекси Михайловиц”, великого князя на Москве, видел я несколько раз в его резиденции. По фигуре он высокий, крепкий господин, полный, очень серьезный лицом, носит, по обычаю русских, большую окладистую бороду, короткие волосы, и одежда его московитская.

Отрывки из рукописи ксендза Яна Велевицкого, касающиеся Самозванцев и вообще сношений России с Польшей между 1603 и 1685 г.

Отправленный Димитрием Афанасий, канцлер Московский, 9-ro ноября прибыл в Краков с богатыми дарами, сопровождаемый почти 300 всадников, одетых и вооруженных по русскому обычаю. 

 московский или русский священник (которых русские называют попами), во главе многочисленная народа ожидал княгиню, чтобы по русскому обычаю встретить ее хлебом и солью, что означало подданство и признание над собою ее владычества. Таков старинный обычай русских (они выходят с хлебом и солью, когда их государи возвращаются откуда-нибудь, особенно когда встречают новых своих царей); и в целом путешествии, до самой Москвы, из всех деревень и монастырей выходили встречать великую [210] княгиню хлебом и солью.

Он вступил на довольно обширный двор монастырский, где нашел нескольких ожидавших его чернецов (так Русские называют своих монахов). Он их приветствует, а они кланяются ему низко, по обычаю Русских.
Приготовленный пир не соответствовал нашим ожиданиям, и был приспособлен к обычаям и вкусу русских.


ТРИ ПИСЬМА ИСААКА МАССЫ К ГЕНЕРАЛЬНЫМ ШТАТАМ.

 января, мы узнали, что мир заключен; можно себе представить сколько всех обрадовало известие это. Русские, по их обычаю, служили благодарственное молебствие (Те Deum laudamus). 


ДЖИЛЬС ФЛЕТЧЕР

царь начинает креститься по русскому обычаю, осеняя сперва голову, потом обе стороны груди и произнося: Господи помилуй, помилуй мя, Господи, сохрани меня грешного от злого действия.


ОПИСАНИЕ СТАРОЙ И НОВОЙ ПОЛЬШИ С ЕЕ СТАРЫМ И НОВЫМ ДЕЛЕНИЕМ


Киев (Kiovia) 51 град. 12 мин. широты 54 гр. 12 мин. долготы. Древняя резиденция русских князей. И как некогда римляне баснословили о северных и индейских уродах и диковинах, так и pycские теперь стараются уверить других о своих чудесах и героях, которых зовут богатырями т. е. полубогами. Они погребены по русскому обычаю в горных пещерах, которые будто бы, как подземные коридоры, тянутся на огромное пространство даже до Новгорода великого.


Павел Юстен
По русскому обычаю
нас встретил Новгород
с учтивостью и блеском.


Г.-А. ШЛЕЙССИНГЕР

ПОЛНОЕ ОПИСАНИЕ РОССИИ,

Дома плохие, укрепленные, тоже по русскому обычаю, только деревом.
 Разумеется, двор там большой и притом — по русскому обычаю — полон многочисленных бесполезных слуг и челяди. 
Ну, по русскому обычаю, а именно: все на серебряных и золотых блюдах, и я могу, пожалуй, сказать, что лишь при немногих дворах можно встретить столько великолепия — обилия золота и серебра, как при дворе царей.
Ф. Некоторые ходят еще по старому русскому обычаю в больших, широких кафтанах, некоторые — почти так же, как поляки;
 О, на Руси это вполне нормально, даже у самых плохоньких женщин. И как бы красива женщина ни была (а красивые женщины у русских есть!), все равно она должна краситься, ибо таков обычай в стране... Обычай этот на Руси так укоренился, что когда жених посылает невесте свои первый подарок, чтобы в соответствии со своим состоянием выразить ей свою любовь, то в этом подарке обязательно должна быть коробочка румян и белил, а если ее нет, то в доме это считается неприличным, какими бы замечательными ни были другие подарки.
 Затем патриарх приступал к благословению обоих, выражая по русскому обычаю пожелания вечного счастья их правлению...
 Это такой у русских старый обычай. Если я получаю крашеное яйцо, то могу поцеловать даже самую знатную женщину или девушку, которая мне повстречается прямо на улице. И при этом я должен сказать «Христос вое хрест», что означает «Христос восстал из мертвых». После чего она сама меня целует со словами «Ва истин вос хрест», то есть «Он и вправду восстал из мертвых». И делают они это с особым искренним религиозным чувством.


МАТВЕЙ МЕХОВСКИЙ

ТРАКТАТ О ДВУХ САРМАТИЯХ


Дальше к югу есть еще кое-какие остатки черкесов (Circassorum). Это весьма дикий и воинственный народ, по происхождению и языку — русские. 

Замечательный город Псков, каменный и большой, меньший, впрочем, чем Новгород, примыкает к Московии [108] и Литве. Латины называют его Плесковией. Жители его по языку и религии — все русские, бороды не бреют, волос на голове не стригут, но одежду носят совсем немецкую.

Комментариев нет:

Отправить комментарий