Давно уже опубликована хорошая статья свящ. Хотеева о спорных моментах истории Полоцкого княжества
История Полоцкой земли, ведущей якобы борьбу за независимость от Киева, стала интерпретироваться в таком контексте в качестве истока белорусской государственности[4]. Отдельные белорусские историки-публицисты вроде В. Орлова прямо заявляют о том, что «Киевская Русь» — это придуманный термин, лоскутное государство из разных этносов, а древнерусской народности никогда не существовало[5].
Понятно, что ставшая популярной националистическая концепция изложения истории так или иначе значительно ее модернизирует под действием политической конъюнктуры. Можно выделить здесь следующие характерные признаки: абсолютизацию определенных ценностей, например, когда идея государственной независимости считается такой же ценностью в древнерусский период как и во время развития национальных государств; избирательность фактов для иллюстрации постулируемых положений, например, много говорится о военном противостоянии Полоцка и Киева, а об их совместных военных предприятиях и мирных взаимоотношениях не упоминается; конструирование мифов, например, мифологизация князя Всеслава Брячиславича, приложение к нему прозвища Чародей; сенсационность, описание якобы «неизвестной», «запрещенной» истории; ярко выраженный субъективизм — упор на авторское право интерпретации событий; популизм в изложении. Конечно, такие черты присущи, в первую очередь, литературе, рассчитанной на массового читателя.
Между тем, в недавнее время появились несколько обобщающих работ крупных исследователей истории Западной Руси. В первую очередь, работа российского археолога Л.В. Алексеева «Западные земли домонгольской Руси» (М., 2006, в 2 книгах). И конечно, значимым событием уходящего года стало появление книги известного белорусского ученого Э.М. Загорульского «Белая Русь с середины I тысячелетия до середины XIII века» (Мн., 2014). В последней книге, написанной достаточно популярным языком, представлена, что очень важно, аргументированная авторская позиция по многим спорным вопросам политической истории Полоцкого княжества, актуальным для Белоруссии.
....
Под 907 г. он назван среди городов, где сидели под властью Олега другие «великие князья», а сам город получил наряду с другими важнейшими городами греческую дань. Вполне возможно, что уже при Святославе в Полоцке появился варяжский князь Рогволод, и трудно сказать, был ли он независимым правителем или же великокняжеским наместником.
При Владимире система наместничества была заменена удельной системой управления государством. В отдельные земли направляются сыновья великого князя.
Комментарий: скорее Рогволод был наместником или посадник, также, как и другой варяжский посадник Ярослава Мудрого в Ладоге с таким же именем Рагнвальд, Рёгнвальд Ульфсон.Представители этой династии не столько враждовали с киевскими Ярославичами, сколько не упускали случая поживиться за счет соседей, предпринимали грабительские походы на соседние новгородские и смоленские земли. Этим отличились Брячислав Полоцкий, его сын Всеслав и внук Глеб, князь Минский. Киевские князья неоднократно призывали Изяславичей к порядку, чем и вызваны были походы в 1021, 1067, 1071, 1077, 1084 (1085), 1116, 1119, 1128 годах. Во второй половине XII в. полоцкие князья воевали больше между собой, что опять же понуждало соседей вмешиваться ради их усмирения.
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что полоцкие князья немало воевали в союзе с Киевом. Так, по замечанию летописца, Брячислав воевал в союзе с Ярославом до своей смерти в 1044 г. Можно заключить, что Брячислав подавал ему свою помощь в борьбе с Мстиславом Тмутараканским, в походах на литовцев и поляков, в окончательном поражении печенегов под Киевом, в последнем военном предприятии против Византии. Всеслав в 1060 г. участвовал в совместном походе русских князей на торков. Можно думать, что он и во время своего кратковременного княжения в Киеве в 1069 г. водил полки на половцев (как сказано в Слове о полку Игоревом, «из Киева дорискиваша до кур Тмутороканя, великому Хръсови вълком путь прерыскаше»)[12]. Сама высылка полоцких князей в Византию в 1129 г. была мотивирована их отказом защищать Русскую землю против половцев вместе с другими русскими князьями.
Нужно обозначить и то, что между полоцкими и киевскими князьями заключались брачные союзы. Например, в 1073 г. Всеслав Брячиславич женил своего сына Глеба на Анастасии, внучке своего противника Изяслава Ярославича. Князь полоцкий Василько в 1043 г. выдал свою дочь за сына киевского князя Всеволода Ольговича. В 1144 г. Рогволод Борисович князь Друцкий оказывается на полоцком столе благодаря женитьбе на дочери киевского князя Изяслава Мстиславича[13].
От себя могу добавить, что Полоцкое княжество считалось удельным княжеством в работе М. Стрийковского(XVI век) и самими же полочанами оно названо «удельным» в грамоте 1699 года.В соответствии с действовавшими здесь обычаями свой надел (удел) получали все сыновья умершего князя (см. Лествичное право). По мере роста числа наследников на территории Древней (Киевской) Руси (Русь Северо-Восточная и Русь Северо-Западная) к середине XII века образовалось множество отдельных (удельных) княжеств[3]. Удельные княжества, в свою очередь, дробились ещё на более мелкие уделы (удельные княжества).
Территория удельного княжества являлась владением князя. Чаще всего новые удельные княжества появлялись в результате земельных переделов, дарений и передачи в наследство. Формально удельные княжества (уделы) находились под властью великого князя
Большая российская энциклопедия пишет:
в источниках термин «К. у.» известен только со 2-й четв. 15 в. (термин «удел» – с сер. 14 в.) и до 16 в. встречается редко.
В принципе К. у. не имели права на самостоят. взаимоотношения с ханами Орды. Исключения составляли случаи открытой борьбы К. у. с представителями правящей (старшей) линии за верховную власть в княжестве или за превращение удела в самостоят. княжение
С 1430-х гг. в договорах моск. великих князей с К. у. Моск. вел. кн-ва запрещались любые сношения последних с Ордой
В сфере отношений самостоят. княжеств Сев.-Вост. Руси друг с другом, а также с ВКЛ К. у. выступали субъектами договорных («международных») отношений, причём только в роли младших партнёров и соприсяжников правящих князей, их «молодшей и меньшой братьи».
В отношениях К. у. с правящими князьями на первый план выступали вассальные обязательства: К. у. обязывались быть «заодин» с главой великого или «стольного» княжества «везде и во всем» (в т. ч. на любого «недруга»), блюсти его интересы и не злоумышлять против него, не заключать договоров ни с кем, кроме др. К. у. того же великого или самостоят. княжества, не претендовать на земли великого или «стольного» князя, под его командой лично участвовать в воен. действиях во главе своих войск или же направлять своих воевод под команду великокняжеских воевод. В сер. 14 – 15 вв. К. у. по распоряжениям правящих князей нередко возглавляли важные воен. походы
В свою очередь, главы великих или «стольных» княжеств брали на себя обязательства включать К. у., учитывая общие (родовые) и индивидуальные интересы К. у., в заключаемые договоры, «держать» их «в братстве, любви, чести и без обиды», «печаловаться» о них, их наследниках и вотчинах. Эти и др. статьи договоров между великими или «стольными» князьями и К. у. сообщали их вассалитету черты союза, гарантировали владельч. права К. у. на их княжения, которые, как правило, состояли из: 1) исходной территории удела, в норме постоянно сохранявшейся за той или иной родовой линией К. у. (серпуховско-боровские К. у. удерживали её более 100 лет; верейско-белозерские К. у. – более 80 лет; кашинские К. у. 1-й линии – более 60 лет в 14 в.); 2) дополнительных, нередко менявшихся на протяжении жизни К. у., пожалований земель и городов «в вотчину и в удел» К. у. великими или «стольными» князьями, порой весьма значительных (как правило, из числа вновь приобретённых территорий или выморочных уделов в том же княжении); 3) совместных владений К. у. с великими или «стольными» князьями, а также с др. К. у. (доли в столице княжества, сёла и др. местности в её округе, получение фискальных сборов, таможенных пошлин и доходов от адм.-судебной деятельности).
К. у. обладали всей полнотой прав в отношении своих уделов и населения, за тремя исключениями. Размер дани в Орду и сопутствующих поборов определялся Ордой, а процедура и регулярность их сбора и выплат – договорами К. у. с великими или «стольными» князьями.
К. у. являлись высшей адм.-судебной инстанцией для подвластного им населения.
...
В ВКЛ К. у. просуществовали примерно такое же время, как и в Сев.-Вост. Руси. Ими становились младшие братья, но гл. обр. младшие сыновья литов. кн. Гедимина и потомки последних (прежде всего сыновья и внуки кн. Ольгерда). Статус К. у. в ВКЛ в целом был менее определённым, чем в Сев.-Вост. Руси. На развитие института К. у. серьёзно повлиял исход битвы на р. Ворскла (1399), а также воен. борьба за великокняжеский трон в 1430-х гг., когда многие из К. у. погибли. Заключение Кревской унии 1385 и принятие католичества большинством членов династии Гедиминовичей и литов. знати привели к неравноправию православных К. у. и боярства на быв. др.-рус. землях. Активная борьба с Тевтонским орденом и наступательная вост. политика ВКЛ во 2-й пол. 14 – 1-й трети 15 вв. требовали консолидации правящих групп. Политич. значение К. у. значительно уменьшилось при вел. кн. литов. Витовте (особенно после 1404), гл. обр. в результате перестройки местного управления и ликвидации ряда уделов, а окончательно сошло на нет в 1470–80-х гг., в правление вел. кн. литов. и польск. короля Казимира IV (особенно после провала т. н. заговора князей в 1481). Во владение К. у. в ВКЛ обычно передавались завоёванные или присоединённые территории быв. др.-рус. земель и княжеств (Пинского, Киевского, Копыльского и Слуцкого, Трубчевского, Бельского, Мстиславского).
На уделы было разделено и Великое княжество Литовское. Считают ли националистические историки ВКЛ тоже «лоскутным государством», а его удельные княжества(в том числе и Полоцкое) под властью ВКЛ - самостятельными?
Никаким самостоятельым княжеством Полоцк не был, а лишь удельным княжеством!
Полоцкие князья вступали в союзы против других русских князей(1180 г.), участвовали в союзе на стороне А. Боголюбского. Полоцкие князья участвовали также в совместных походах против Литвы(1040, 1131) и против чуди(1130), половцев.
В 1191 г. Согласно новгородской летописи, «пришел князь Ярослав в Великие Луки, позванный Полоцкими князьями и полочанами…И встретились на границе, и заключили между собой договор, что зимой все пойдут либо на Литву, либо на Чудь; и вернулся князь Ярослав в Новгородо одаренным». Но пошли все таки на Чудь.
На Чудь против рыцарей ходили полочане и позже под властью Александра Невского и его родственников. Не следует забывать о походах против половцев и кочевников под властью Ярослава
Полочане были союзниками Суздаля и Андрея Боголюбского, предка московских и тверских князей. Новгородцами был проведён против полоцких князей, союзников Андрея. Земля была разорена, войска не дошли до Полоцка 30 вёрст.
Въ лѣто 6677 [1169]. Иде Даньслав Лазутиниць за Волокъ даньникомь съ дружиною; и присла Андрѣи пълкъ свои на нь, и бишася с ними, и бѣше новгородьць 400, а суждальць 7000; и пособи богъ новгородцемъ, и паде ихъ 300 и 1000, а новгородьць 15 муж; и отступиша новгородьци, и опять воротивъшеся, възяшя всю дань, а на суждальскы/л.36об./хъ смьрдѣхъ другую, и придоша сторови вси. Въ то же лѣто, на зиму, придоша подъ Новъгородъ суждальци съ Андреевицемь, Романъ и Мьстислав съ смольняны и съ торопьцяны, муромьци и рязаньци съ двема князьма, полоцьскыи князь съ полоцяны, и вся земля просто Русьская. <...> И съложишася на Новъгородъ Андрѣи съ смолняны и съ полоцяны, и пути заяша, и сълы изьмаша новгородьскыя вьсьде
В начале XIII века Полоцк в ходе междуусобных воин очутился под властью Смоленска. Знаменитый крест Евфросиньи Полоцкой оказывается в Смоленске. В 1229 году Смоленские князья от имени Полоцка и Витебска заключают с Ригой и Готским берегом торговый договор
В 1239 г. Александр Ярославич женился на дочери полоцкаго князя Брячислава, и венчание происходило в Торопце 74 Поэтому моно предположить, что дочь Брячислава жила в Торопце, по желанию смоленских князей.
В лЂто 6747 [1239]. Оженися князь Александръ, сынъ Ярослаль 51, в НовЂгородЂ, и поя в ПолочьскЂ 52 у Брячислава дщерь, и вЂнчася въ ТоропцЂ; и 53 ту кашю 54 чини 55, а в НовЂгородЂ другую.
В 1246 г. Александр пустился в погоню за литовскою ратью, опустошавшую Тверскую область, и, разбив ее, заехал в Витебск, где гостил в это время его сын 75.
А Литва воеваша около Торжкоу и Бежици; и гнашася по них Новоторжци с князем Ярославом Володимерицем и бишася с ними; и отъяша оу Новоторжцевъ кони... И заоутра приспе Александръ с Новгородци, и полонъ всь отъимаша, а княжичь иссече; и оттоле Новгородци възвратишася, а Олександръ погонися по останки съ своимъ дворомъ и би я подъ Зижьчемъ, и не оупоусти ихъ ни моужа, и ту избытокъ княжичь изби, и поимя сына своего из Витебьска, поеха и серете иноу рать оу Въсвята и тех зиби, а сам прииде здравъ и дружина его на Русь
в житии Александра Невского про его войну с Литвой:
В то же время умножися языка Литовьскаго и начаша пакостити волости Олександрове. Он же, выездя, и избиваше я. Единою ключися ему выехати, и победи 7 ратий единемъ выездомъ, множество князей их изби, а овех рукама изыма; слугы же его, ругающеся, вязяхуть я къ хвостомъ коней своихъ. И начаша оттоле блюстися имени его.
про отличившихся в бою на Чудском озере:
Другий — новгородецъ, именем Збыславъ Якунович, наеха многажды на полкъ ихъ и бьяшется единем топоромъ, не имея страха в сердцы своем. И паде неколико от рукы его; и подивишася силе его и храбръству.
Третий — Ияковъ, полочанинъ, ловчий бе у князя. Съй наехавъ на полкъ с мечемъ и мужьствова, и похвали его князь.
Шестый — от слугъ его, именем Ратмиръ. Съй бися пецгь, и обступиша его мнози. Он же от многых рань пад, скончася.
Под 1216 годом у польских летописцев есть известие, что Литва напала на Полоцкую землю и, не встречая сопротивления, достигла уже Полоцка, но в это время явился Мстислав Давидович с смоленским войском и нанес ей под самым Полоцком страшное поражение. Старшие братцы подоспели на помощь полочанам:
«Когда литовцы зимой этого года пришли грабить [одну из] земель Руси и, набрав добычи, по своему обычаю бросились бежать, то их настиг князь Ярослав Всеволодович с новгородцами и, сразившись, поразил их. Но и для русских победа была не бескровной, ибо погибли князь Давид Торопецкий и многие другие русские воины 354. Позднее, когда другое литовское войско разоряло город и область Полоцкую, князь Мстислав Давидович со смоленскими воинами, стремительным маршем прибыв к Полоцку и застигнув литовцев врасплох, побил [их] и порубил без числа, а многих, кто прятались по дворам и домам, вытаскивал оттуда и казнил разными казнями, других утопил в озёрах, так что истребил почти всех, лишь немногие ушли»
В 1225 году Литва опять опустошила Полоцкую землю, а затем отправилась воевать Смоленскую и Новгородскую волости. Узнав об этом, Ярослав со своим полком, Владимир с Новгородцами и Новоторжцами и Давид с Торопчанами пустились за нею в погоню , нагнали ее около Усвята и разбили на голову.
Хроника Германа Вартберга:
В 1261 г. брат Вернер был магистром. В его время Миндов, король литовский, отложился от веры. Русские же заняли Дерпт и разрушили его до тла.
Псоквская летопись:
В лето 6770 Ходиша Ярослав Ярославич и Дмитреи Александрович и Товтил Полочскии, навгородци и псковичи и полочани под Юрьев; единым приступом 3 стены взяша, а Немцы избиша, а сами здоровы приидошя
Костянтинъ князь полотьский нарицаємый Безрукий, у собе в пиру хотя укорити тивуна своєго нЂочемь, рече єпископу пред всЂми: «Владыко, кдЂ быти тивуну на ономь свЂтЂ?». Семенъ єпископъ отвЂчал: «КдЂ и князю!» Князь же не улюбивъ того, молвить єпископу: «Тиунъ неправду судить, мьзду ємлеть, люди продаєть, мучить, лихоє все дЂєть; а язъ что дЂю?» И рече єпископ: «Аже будеть князь добръ, богобоинъ, жалуєть людий, правду любить, — исбираєть тиуна или коєго волостителя — мужа добра и богобоина, страха божия полна, разумна, праведна, по закону божию все творяща, и суд вЂдуща. И князь в рай, и тиунъ в рай. Будеть ли князь без божия страха, христьянъ не жалуєть, сиротъ не милуєть, и вдовицями не печалуєть, — поставляеть тиуна или коєго волостителя — человЂка зла, бога не боящася и закона божия не вЂдуще, и суда не разумЂюще, толико того дЂля, абы князю товары добывалъ, а людий не щадить. Аки бЂшена человЂка пустилъ на люди, дав єму мечь — тако и князь, дав волость лиху человЂку губити люди. Князь во адъ и тиунъ с нимь во адъ!»
1274 г. Определения владимирскаго собора, изложенныя въ грамоте митрополита Кирилла II
«Правило Кюрила, митрополита роуськаго, съшьдъшихся епископъ: Далмата нооугородъского, Игнатья Ростовьского, Феогноста переяславьского, Симеона Полотьскаго, на поставление епископа Серапиона Володимирскаго» Грамота начинается словами «Темь бо азъ Кюрилъ, смиренныи митрополитъ всея Роуси,»
«Кыи оубо прибытокъ наследовахомъ, оставльше Божия правила? Не расея ли ны Богъ по лицю всея земля? Не взяти ли быша гради наши? Не падоша ли сильнии наши князи остриемъ меча? Не поведени ли быша въ пленъ чада наша? Не запоустеша ли святыя Божия церкви? Не томими ли есмы на всякъ день от безбожьныхъ и нечистыхъ поганъ?» и приходит к выводу, что все эти несчастья случаются, потому что « не хранимъ правил святых нашихъ и преподобныхъ Отецъ.»
" Считают ли националистические историки ВКЛ тоже «лоскутным государством», а его удельные княжества(в том числе и Полоцкое) под властью ВКЛ - самостятельными?"+++я уже писал,что тезис о самостоятельном Полоцком княжестве ,как о беларуском государстве,придумали в царской России.Коялович и др. апологеты теории триединого русского народа.Но рашыст-пропагандист с усердием дуролома упорно обвиняет в этом неких современных беларуских националистических историков
ОтветитьУдалитьНационалисты очень многолики: одни - одно, другие - другое говорят. За всеми не уследишь.
УдалитьКоялович один из основоположников теории западнорусизма.Учите матчасть,а то так темным националистом и помрете))))
Удалить