воскресенье, 26 февраля 2023 г.

"Зачем белАрусам ВКЛ?"


Сейчас мы разберем очередной трэш националистов-литвинистов.

ЗАЧЕМ БЕЛАРУСАМ ВКЛ?
Артур Васильев·2 лют.
В последнее время появилось много публикаций, осуждающих литвинизм как нечто «чуждое беларусам» и охаивающих ВКЛ как беларуское государство. При этом набор «аргументов» авторов целиком почерпнут у профессора демагогии Абецедарского и из Тезисов ЦК КПСС 1950-х годов. Но вот забавно: сии «идеологи» с апломбом уверяют беларусов, что литвинизм и симпатии к ВКЛ - это якобы нечто уродливое, которое впервые появилось только после 1991 года, это выдумка «враждебных политических сил» и «пятой колонны».

Работы Абецедарского и его последователей(Игнатенко) выполнены на хорошем научном уровне и дают объективную оценку истории Белоруссии - вот это разного пошива националистам и не нравится, правда глаза колет.

История «так называемого» ВКЛ как беларуского государства не нравится так называемым «идеологам» русофилам от РБ по трем причинам:
1) ВКЛ было самым свободным и демократическим государством своей эпохи. Тут действовала первая в мире конституция - Статут ВКЛ, все города и поветы обладали Магдебургским правом - полным муниципальным самоуправлением, при котором люди выбирали себе местную исполнительную, законодательную и судебную власть.
Никакой так называемой «вертикали власти» в ВКЛ не существовало. Реальная власть принадлежала собраниям шляхты и магнатам, которые были богаче Великого князя Литовского. Подобное социально-политическое устройство нынешним идеологам кажется возмутительным и недопустимым. Поэтому они не хотят, чтобы беларусы понимали, что их предки жили в куда как более свободном и демократическом государстве. Отсюда и бредовые высказывания о том, что, дескать, канцлер ВКЛ Лев Сапега являлся вовсе не беларусом, а марсианином.
Суждения типа «высшего сословия этнического не было» (хотя 15% беларусов являлись шляхтой) имеют целью обокрасть нашу великую историю и представить предками беларусов только послушных холопов. С помощью этого воровства бюрократы лишают народ национального сознания - как базиса сознания гражданского - то есть препятствуют возрождению в Беларуси Гражданского Общества.

По поводу свободы и демократии ВКЛ можно поспорить. Если ВКЛ и Польша были такими уж вольницами, то почему их государственный строй не был столь привлекателен для восточных соседей?

Ст. Гурский, секретарь Боны Сфорцы, вложил в уста М. Глинского следующие слова:

великий князь Литовский, силой отторг замок у Московской земли, и было бы выгодно и справедливо отделиться члену от чужого тела и присоединиться к своему... бояре и знатные мужи, коренные жители и уроженцы Смоленской земли - московского рода и одной с ними религии, которая является для разделенной внутри себя нации великой связью, и надо для благожелательства и общности вернуться к своим братьям и родичам, к хорошо относящемуся роду, от надменности поляков, от внешнего господства - к естественному и наследственному господину, к почестям и восстановлению отеческих традиций... 18

Папский легат Якоб Пизо 26 ноября 1514 г. писал: «Многие из них имеют особый порок - а именно склонность к измене, которая даже проникла в дома князей и прочей знати... Многие из рутенов тайно выступают за Моска, что наиболее вероятно - вследствие одной и той же веры; и вообще, многие бы из них давно бы перебежали, если бы не опасались тирании Моска» 20

«Ведь сколько было раз обиженные не жаловались на них королям, их или не слушают, гонят или заключают в темницы, как клеветников, разумеется, при издевательствах над ними и обвинениях этих несчастных со стороны сенаторов и королевских властей... К грабежам и жестокостям побуждает власти частью королевская бездеятельность, частью то, что на все это сквозь пальцы смотрит король, который тяготится расследовать истину путем розысков, и если и посылал он кого-либо для расследования, то следователей державцы подкупали и те правды королю никогда не говорили и объявляли, что верх несправедливости, потерпевших виновными. Вот почему люди, с которыми так дурно поступает власть королевская, так легко переходят на сторону московского государя »

В мемуарах Маскевича так написано: "В беседах с Москвитянами, наши, выхваляя свою вольность, советовали им соединиться с народом Польским и также приобресть свободу. Но Русские отвечали: “Вам дорога ваша воля, нам неволя. У вас не воля, а своеволие: сильный грабит слабого; может отнять у него имение и самую жизнь. Искать же правосудия, по вашим законам, долго: дело затянется на несколько лет. А с иного и ничего не возьмешь. У нас, напротив того, самый знатный боярин не властен обидеть последнего простолюдина: по первой жалобе, царь творит суд и расправу. Если же сам государь поступит неправосудно, его власть: как Бог, он карает и милует. Нам легче перенесть обиду от царя, чем от своего брата: ибо он владыка всего света”. 55 Русские действительно уверены, что нет в мире монарха, равного царю их, которого посему называют: Солнце праведное, светило Русское."

Первольф в своей работе «Славяне», т. 3, ч. 2 пишет: 

здесь про знаменитые статуты пишет Старовольский: если простой убогий человек обратится за правом посполитым, ему отвечают «не для смердов пишут статуты, а для панов».  Россияне под Смоленском во время переговоров на предложение объединиться с Польшей, сбросить с себя «тиранию» и вместе наслаждаться свободой отвечали: «не хочем вашей свободы, держите ее у себя, ведь у нас один только царь, который нашей жизнью и имением распоряжается, а у вас, что ни боярин, то тиран»

Что же касается самих статутов ВКЛ, то о них достаточно написал Ян Гаштольд в произведении "Pan Sędzic":

Title: Pan Sędzic czyli Opowiadanie o Litwie i Żmudzi(1839)
Creator: Gasztowt, Jan (1800-1871)

Какие варварские основы! Какие дикие мысли!
Так они все такими были в те времена
Мой отец был таким/
У них крестьянин меньше значил, чем быдло. Их литовский статут не наказывал даже за убийство крестьянина, денежная оплата известная как "головщизна", была всем их наказанием. О дикость! Не сожалею совершенно, что тот статут, хотя память отеческих прав, не имеет больше силы в криминальных делах.


Магдебургское право никак не защищало свободу совести жителей Беларуси, принуждало православных соблюдать католические праздники, из-за чего случались «календарные бунты», служило также инструментом полонизации. Иногда бывало «не до законов», когда шляхта учиняла расправу над мещанами.

Dokumenty objasnjajuscije istoriju zapadnorusskago kraja i jego otnosenija k rossiji i k pol'se
1623 г. – Из жалобы православной шляхты короны Варшавскому сейму на притеснения и преследования, чинимые католической и униатской церквами православному населению

Ясновельможный сенат! …Мы можем перечислить воеводства, поветы и города, в которых творится этот невыносимый произвол и несвойственное христианству притеснения нас, русского народа, хотя ваши вельможности, как начальники этих поветов и воеводств, сами изволите знать, что и в каком городе вершат владыки Руси – вероотступники. В Литве это – Вильно, Минск, Новогрудок, Гродно, Слоним, Брест, Браслав, Кобрин, Каменец и другие; на Подляшье – Бельск, Брянск, Дрогичин и т. д., в Полесье – Пинск, Овруч, Мозырь и т.д., на Волыни это – Владимир, Луцк, Кременец и т.д., в воеводстве Русском это – Львов, Перемышель, Самбор, Дрогобыч, Саноки т.д., в Белзском воеводстве это – Бела, Холм, Красный Став, Буск, Сокаль и т.д., в Понизовье –Кричев, Чечеренск, Пропойск, Рогачев, Гомель, Остр, Речица, Любеч и т.д., на Белой Руси это – Полоцк, Витебск, Мстислав, Орша, Могилев, Дисна и т.д. В большинстве из этих городов люди старого греческого вероисповедания, имеющие права, пожалованные их величествами королями Польскими и великими князьями Русскими и Литовскими, отстранены от городских ратушных должностей, исключены из ремесленных цехов,

1620 г. - Речь депутата земли Волынской Лаврентия Древинского о гонении на православную церковь Или то не притеснение народу нашему российскому, что не говоря о других городах, во Львове делается? - Кто греческого закона и к унии не преклонен, тот в городе жительствовать, купечество и продажу питей производить, и в ремесленные цехи принт быть отнюдь не может" БЭФ т. 2

из статьи Полуцкой:
«От пятидесяти лет и вящше, - жаловались в 1658 г. Представтели белорусов народа царю Алексею Михайловичу, - в Вильно, во Львове, в Люблине, в Бресте, в Пинску, в Минску, в Сокале, в Красном Ставе, в Трубешове, в Бельску, в Каменце, в Новогродку, в Полотцку, в Витебску, в Орше, в Могилеве и прочих, где православнии жития своя имеша, все напасти: не токмо сокровищ, чести, имений своих отчуждены бывше, но и темницы, и раны, и биения, узы железныя, наругания, клеветы и досады … терпеша»


Belorussii︠a︡ i Rossii︠a︡: ocherki russko-belorusskikh svi︠a︡zeĭ vtoroĭ poloviny XVI-XVII:
Кунаков сообщал в москву( «тараборским» донесением ): «Януш Радивил, гетман

польной, да Вицентий Гасевской, да стражник Великого княжества Литовского Мирский и иные многие урядники ходят в Великом княжестве Литовском и пустошат королевские ж городы и села и деревни… только в котором городе были черкасы или гультяйство, и они тех мучат… пограбя мещанские животы и разоря их совсем, на паля взбивают и рубят без милости, даючи причину будто они Речи Посполитой издрайцы, а черкасам и гультяйству доброхоты и с ними одноверцы… а около Орши, и Менска, и Новогородка, и Слонима, и Брести Литовской на палях многие люди, а иные на колье четвертованные»


Że ieszcze znaczna część Rusinow maiętnych w miastach i miasteczkach na Rusi fundowanych znayduiesię, i tych do niedostatku i niewiadomości przyprowadzać trzeba, ażeby, ani się pieniędzmi ratować, ani rozumem dać rady sobie nie mogli.
To zaś w następuiący wykonać sposob można: ieżeli miasta będą w dobrach ziemskich, dziedzice iednym wprowadzeniem żydow i lokowaniem ich w rynku zgubią Rusnakow: ci bowiem przez naturalną żydowską przebiegłość, wszystkie do siebie zagarną zyski, i w miescie skupiwszy, Ruś na przedmiescie do pańszczyzny wyszlą
Jeżeli zaś miasta krolewszczyzną będą mianowane, z tych w pomnieyszycz mieszkancy maią bydź, pod rożnemi pretextami, od ichmości starostow do pańszczyzny robienia wyciągani i przyuczani.
W niektorych zaś oprocz wprowadzenia żydow dla wyżpomienioney przyczyny, wprowadzić nieco potrzeba rzymskich katolikow; a potem od przełożeństwa i wszelkiey w mieście zwierzchności, jakiż kolwiek czyniącey profit, odsadzić Rusnakow, samych tylko utrzymuiąc przy tychże rzymskich katolikkow.
Jako też i w tem trzeba pilność mieć, ażeby wszelkie dekreta z Magdeburgii i inne pisma po polsku, a nie po rusku wychodziły; a tak Rusnacy więksi, jak byli, prostacy zostaną, i żadney w miastach nie będą mieli ani mocy ani powagi

Первольф т. 3 ч. 2




Это о славном магдебургском праве, которое становилось инструментом преследования православных и причиной «календарных бунтов», когда от православных требовали следовать католическому календарю.


Частенько бывало не до законов(vk.com, группа 
Zмагар – Использованная прокладка)





2) ВКЛ являлось чисто западным государством и принадлежало Западной Цивилизации. Этот факт очень не нравится идеологам, которые охаивают Запад за политические свободы граждан.
3) ВКЛ являлось историческим противником и антиподом Московии-России. Это, конечно, противоречит холуйской практике партийного руководства БССР целовать ботинки своих кремлевских хозяев.
ВКЛ - беларуское государство, наши деды не жаждали стать рабами Москвы, а воевали с Ордой-Московией, наши деды были частью Западной Цивилизации, а не так называемой «Российской Цивилизации», которая на деле ментально «Ордынская Цивилизация». А главное - беларусы до 1795 года обладали своей национальной государственностью, которую у нас отобрала царская Россия.

Московское государство было противником для Польши и Литвы, которые не только воевали против восточных русских княжеств, но и жестоко карали и подавляли выступления белорусского населения, на свою сторону Польша и Литва белорусское население склоняли силой. Жители Беларуси находились под иноверным игом. Православные были ограничены в правах занимать должности, места в Раде и обязаны были воевать за интересы Польши и Литвы, в противном случае их ждала участь князя Олельковича, которому отрубили голову за его неверность.
Белорусские земли были силовым путем присоединены к языческой Литве Миндовгом, Витенем, Гедимином, Ольгердом, продолжились завоевательные походы литовских князей на восток на русские земли и при Витовте.


В 1378 году, брат Вильгельм, магистр ливонский, послал ландмаршала брата Робина против русских в области замка Менделена, которые были преданы язычникам и поддерживали их. Он напал в воскресенье после Епифания (10-го января), и опустошал страну два дня, умерщвляя людей, сожигая жилища и убивая скот; а также они увели с собой 300 русских обоего пола и 400 лошадей.

В оригинальном тексте на латыни "subditos et cooperatores". Subditos - подчиненные, завоеванные, cooperatores - союзники, соработники.


    Остались русины в подчинении литовцам и после заключения Кревской унии 1385 г., принятия католического крещения литовцами в 1387 г. После этого русины очутились под католическим гнетом, не раз бунтовали, сопротивлялись и утекали на службу в Россию, как князья Лукомские или Друцкие.
После заключения Брестской церковной унии 1596 г. случались массовые исходы русского православного населения.


Закреплялось привилеем 1413 года, что верховные должности в ВКЛ могут занимать лишь католики



Только в 1563 году произошло уравнивание в правах православных и католиков. 

1563 Iюня 7. Жалованная грамота Литовскому и Русскому дворянству и рыцарству православной веры (о сраненiи сего сословiя в правахъ с дворянами Польскаго королевства, исповедающими веру Римско-католическую). Вот Вам несколько отрывков из этой грамоты:

«За што вси станы чинячи дяки съ чоломбитьемъ намъ и пану своему прирожоному донесли въ прозбу свою ижъ въ тыхъ же земскихъ некоторые артыкулы ширшого объясненья къ латвейшому вырозуменью а то въ томъ напервей: Яко ся обдарованье и наданье отъ прадеда нашого славное памяти Якгейла короля Польского навышшого великого князя Литовского и отъ брата его милости Александра Витолта великого князя Литовского въ которыхъ есть описано за злученьемъ паньствъ онымъ часомъ коруны Польскоезъ князьствомъ Литовскимъ и за выданьемъ привилея тамъ же въ коруне Польской Городле ижъ панове шляхта бояре земль нашихъ Литовскихъ дарованьемъ и наданьемъ имъ даными узычоными и подаными только повшехное то есть веры хрестіяньское и Римскому костелу подданые и которымъ клейноты то есть шляхетскіе суть наданы мають ся съ вольностей веселити участниками быти и уживати яко панове и шляхта коруны Польское свои вольности держатъ и ихъ уживаютъ А другій артыкулъ ижъ на достоинства и преложеньства не маютъ быти обираны одно eстли бы были повшехное веры хрестіянское и подданы Римскому костeлу а тежъ уряды которые земскіе вечные суть достоинства и каштелянства не быти даваны одно людемъ вѣры хрестіянское и до радъ нашихъ не маютъ быти допущены а ни въ нихъ бывати»

«А такъ уважаючи тые вси зацные заслуги и бачучи штожъ въ томъ привилью къ некоторому униженью и възгарженью тыхъ хто гербовъ не бралъ также и тыхъ хто веру Грецкую держачи противко предкомъ нашимъ и намъ господарю верность свою стале показують одно ижъ не вси на томъ сойме были а звлаща станы Русскихъ земль...»

«яко Литовского такъ и Руского народу одно бы были веры хрестіянское и тежъ которыхъ предкове клейнотовъ альбо гербовъ коруны Польское не брали одинако и заровно того всего вечными часы уживати и тыхъ вольностей веселитися мають яко тымъ здавна и до того часу тыхъ всихъ вольностей станъ рыцерскій шляхетскій обоего народу такъ Литовского яко и Руского и съ того ся веселили. Такъ тежъ на достоинства и преложеньства всякіе и до рады нашое на уряды дворные и земскіе не только подданые костелу Римскому отъ того часу обираны прекладаны быти мають але одинако изаровно вси рыцерского стану зъ народу шляхетского люди веры хрестіянское яко Литва такъ и Русь»


А до этого...

Грамота Сигизмунда I по поводу возведения К. И. Острожского в звание Воеводы Троцкаго. 1522 года 25 марта.

"Сигизмунд, Божиею милостью король Польский etc. Знаменуем этим нашим листом... что когда в, нынешнее время было свободно Троцкое Воеводство по причине повышения вельможнаго Войтеха Гаштольда на Воеводство Виленское, освободившееся после смерти покойнаго Николая втораго Радивила... И хотя это Воеводство Троцкое мы не могли дать ни одному Русскому Схизматику (?!), согласно постановлению Земскаго Привиллея того нашего Великао Княжества Литовскаго, справленнаго и введеннаго благословенной святой памяти Владиславом, королем Польским, дедом нашим, и Александром Витовтом, Князем Литовским, - но должны выбирать на то Воеводство и на иныя высшия должности только верноподданнаго нашего Римской Католической веры, что делать мы обещали и раде нашей при счастливом вступлении нашем на отчинное и дедичное Великое Княжество.

И если теперь мы подали и уступили означенное Воеводство Вельможному Константину князю Острожскому, Каштеляну Виленскому и Найвысшему Гетману В. К. Л., Русскому, то - ради действительных и важных причин, которыя нас к тому принудили, имея в виду столь верныя его заслуги против неприятелей наших, Москвы и Татар, оказанныя нам и Речи Посполитой во время частых войн, - ровно по просьбам и доводам господ Рад (советников) наши того и другого царства нашего, особенно же Великаго княжества, которые освободили нас от нашего обещания (следовать) Привиллею, но только отнесли это условие к личности самого князя Константина, приняв во внимание то, что и раньше, за свои достоинства он был почтен Виленским Каштелянством.

А посему нынешним нашим листом мы обещаем нашим королевским словом, что эта отдача нами Воеводства Троцкаго Русскому, по особой милости и ради особенных его заслуг пред нами и Речью Посполитой, впредь не может считаться прецедентом в нарушении Земскаго Привиллея (wiecej Ziemskiemu Przywilejowi [237] praejudikowac nic nie bedzie moglo), так что мі и потомки наши, великеи князья Литовские, в будущем, навеки, не должны будем и они не должны будут такия высшия звания и должности никому из Русских давать или уступать без совета со старшими панами нашими; но эти должности могут быть предназначены для Литовцев Римской Католической веры, - на вечно утверждая этим нашим листом, к которому для свидетельства привешена, привешана и печать наша.

Дано в Гродне, на общем сейме, во вторник, в день благовещения Девы Марии, года 1522, царствования же нашего 16-ый год".


Текст воспроизведен по изданию: Ревнитель православия, князь Константин Иванович Острожский (1461-1530) и православная литовская Русь в его время. Смоленск. 1896
Но даже после привилея доступ был закрыт для высших должностей ВКЛ


Из письма папского нунция в Польше Горация Спанночи о бескоролевье в 1587 году (после смерти Стефана Батория) и возможных претендентах на трон: "Что касается Константина, князя Острожского... только две других (вещи) могут служить ему препятствием (на пути к трону): одна - что он русин и потому можно судить, что его не захотят поляки, так же, как и литвины... Вторая - что он исповедует религию греческую и является вожаком схизматиков" (Relacye nuncyuszów apostolskich i innych osób o Polsce od roku 1548 do 1690. T I. Berlin & Poznań, 1864. S. 460).

Петр Скарга «О единстве церкви Божией и об отступлении греков от единства, с предостережением и наставлением народам русским.»(1577)

 "Nakoniec państwo to w rzeczach świeckich byłoby potężnieysze y więceyby wam y panowie przesławni Krolowie Polscy y ta Litewska ziemia dufała y więtsze wam urzędy zlecała"

Из жалобы Б. Сфорце А. Гаштольда на К. Острожского
http://www.tarnautojai.lt/memo/modules/sections/index.php?op=printpage&artid=28

Слышно, что он сильно заслужил государству, будучи по правде новый человек, происшедший из низких слоев, и русский, родившийся в семье бедного князька. А что мне о себе сказать храбрость, если, как дурак, хотел бы похвастаться, не трогая своих предков, которые всегда были славными и через несколько столетий государству очень много угодили, тем временем когда сегодняшний мой соперник и его предки никогда не сидели в Совете, из которого они всегда были удаляемы. И не смели стоять на той скамейке, на которой мои праотцы ложили свои ноги. 

И тогда Смоленский замок 2 недели стоял доступным, потому что был оставлен без охраны, а наш господин, сам будучи Русский, более склонный москвичам, чем нам, каталикам, имея всю силу отданную битве, только через 8 недель обратил войско против Смоленска зимой, которую намеренно дождался. 
Кое которые русские заодно со своим князьком еще усерднее желают этого достич и сделать, поскольку знают, что наш Господин, светлейший король каждому, хороший он или плохой, справедливо вознаграждает, и из-за своей доброты есть такой беззаботный, что ничего не дерзнет сказать плохому и коварному человеку. Из-за этого он развел большое своеволие и дерзость.
А из за этого мой противник очень старается меня нагнуть, чтобы я договорился с его злыми сообщниками и чтобы так меня легче мог бы обвинить и погубить. А так меня погубив, немедленно отнял бы Литовское государство из светлого Величия и Его Величество ( что несложно было бы сделать ) и согласно своего данного обещания отдать его РУССКИМ, для чего он и составил с ними заговор.








Но, так называемые «идеологи» суверенной Беларуси стоят на платформе Абецедарского и Тезисов ЦК КПСС 1950-х годов, которые отрицают наше право на существование Беларуского Государства.
Это удивительнейший парадокс.
Зачем сегодня беларусам ВКЛ - это вполне понятно: чтобы обосновать нынешнюю государственность с 1991 года Беларуси как ВОЗВРАЩЕНИЕ к нашему состоянию самостоятельного государства, что имеет традицию в 1200 лет со времен самостоятельного Полоцкого государства и потом ВКЛ.



ВКЛ также было сильно зависимо от Польши и стало частью польской государственности: общая армия и военные интересы, общий сейм сделали свое дело.


из группы VK "Мы патриоты Белой Руси"
глава Минской гражданской палаты Игнацы Дашкевич 6 февраля 1797 года послал петицию Павлу I, в которой просил "чтобы суды наши польские остались по-прежнему на правах наших польских... чтобы и польских членов часть в провинции размещена была и канцелярии поделены были на две части - польского и российского диалекта... чтобы училища для польского юношества были приведены в прежний вид, чтобы поместья римско-католического духовенства были возвращены" (Лыч Л., Навіцкі У. Гісторыя культуры Беларусі. Мн., 1997. С. 138-139).

Вопрос принципиальный: в концепции Абецедарского и Тезисов ЦК КПСС 1950-х годов (что отстаивают сегодня «идеологи») Беларусь не обладала государственностью. Процитирую Абецедарского: «До Великой Октябрьской социалистической революции никогда не было беларуской государственности». Отсюда вывод: нынешняя государственность Беларуси с 1991 года - состояние НЕЕСТЕСТВЕННОЕ для беларусов, не имеющее исторической традиции.
Другой взгляд на нашу историю, который охаивают «идеологи», видит беларускую государственность в БНР, ВКЛ и Полоцком государстве. В этой концепции мы как раз всегда обладали своей государственностью и лишились ее только в 1795 году из-за российской оккупации. В этом взгляде на вещи наша нынешняя суверенная страна - возвращение к норме жизни, а не аномалия.


Надо признать, что среди последователей Абецедарского далеко не все являются беларусофобами и жаждут нашей инкорпорации в состав России. Некоторые считают важным сохранение Беларуского Государства. Но при этом не хотят уходить от той картины нашей истории, которую вылепили Тезисы ЦК КПСС 1950-х годов.
Вот тут и лежит самое главное, что я хотел сказать: нелепы попытки выбрать некую «третью позицию» между двумя стульями. Или вы следуете концепции Абецедарского и отрицаете право Беларуси на государственность, постулируя «возвращение под власть великого старшего брата», что якобы было «вековым чаянием беларусов». И тогда надо поставить жирный крест на независимости Беларуси (независимости в первую очередь от Кремля, так как никто другой в мире на наш суверенитет не покушается и не собирается нас инкорпорировать).
Или вы следуете концепции исторической школы БССР 1920-х и признаете право Беларуси на государственность, которая началась с Полоцкого государства и ВКЛ. Но в таком случае ВКЛ представляет для нас сегодня ОБРАЗЕЦ НАШЕЙ БЕЛАРУСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ, включая муниципальное самоуправление Магдебургии городов и поветов, а также западную ментальность и принадлежность Западной Цивилизации. В том числе, кстати, и название нашей национальной валюты ТАЛЕР и ГРОШ, которые в ВКЛ чеканили Брестский и Гродненский монетные дворы.
Никакого «промежуточного варианта» тут нет. Проще говоря: или мы колония России, или мы самостоятельная держава со своей совершенно не российской историей.

Аппологет применяет элементы шантажа: или мы задворки и колония Европа, или колония России. Но Беларусь - не колония России, а полноценный член семьи, в то время как в Европе - колония.

2 комментария:

  1. "Но Беларусь - не колония России, а полноценный член семьи," это такой член,как Крым и Донбасс?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. как удельное княжество в составе Руси или как член ЕС.

      Удалить