9) княгиня Нейбургская, снисходя на прозьбу благочестивых людей, позволила им в маетностях своих построить церковь; и когда оную Белорусской епископ Сильвестр готовился освятить, Унияты исходатайствовали в Трибунале Литовском Декрет, дабы онаго Епископа поимав убить, и с того времени Бискуп Виленский благочестивых церквей вновь строить под великим наказанием запретил 10) Монастырь Друецкой великое претерпел гонение от униятскаго попа, которой склонив к тому шляхту и мещан униятских, разныя причинял оному монастырю насильства и беды 13) Староста Мстиславской Линдорф в Мстиславском уезде с благочестивых монастырей в два года 3000 золотых содрал 15) Унияты наглым образом учинив нападение на соборную Мстиславскую церковь, все дела и права, издревле оному монастырю принадлежащия отняв, униятскому отдали Епископу. 16) Когда Белорусский епископ Сильвестр по прошению Дубровинских жителей состроенную ими в оном селении освящал церковь, в то время управители поместей Сапега ворвавшись на квартиру епископскую, едва его, спасшагося бегством, до смерти не убили. 20) князь Лукомской в повете Оршанском, приехав в Лукомской монастырь, благочестиваго игумена Варлаама и нескольких монахов нещадно мудохав, приказал оному игумену и другому монаху бороду, голову и усы обрить, и взяв за ноги, за монастырь выбросить; от чего вскоре оной игумен и умер. По смерти же онаго игумена помянутый князь монастырь Лукомской со всею утварью церковною, билиотекою и имением отдал навсегда униятам. 28) Оная ж Королевская Комиссия велела звонить по церквам во время всякаго крестнаго хода римскаго, чего прежде сего никогда не бывало и быть не надлежало по Конституции 1659 года. 30) Оффициал Бреской, когда (в 1724 году) несли умершаго к погребению мимо Римскаго монастыря, взлезши на колокольню с своими людьми камением метал, и дрекольми разгонял всех людей, священнику же руку перебили. 34) Ксенз Трухоцевич благочестиваго тринадцатилетняго отрока по своему перекрестил; в Яблоченском же монастыре перевенчивали благочестивых 35) В городе Кричове княгини Радзивиловой прикащик сажал благочестивых священников в тюрьму, лиша их всех вещей и денег, и уграживая все там бывшия церкви обрятить на Унию. 38) В епископии Белорусской у многих монастырей и у благочетивых священников не токмо чрез неправедные суды все почти имение отнято; но униятские ксензы и некоторые из шляхты оных священников и монахов оковав в тюрьмы засаживали, иных мудохали палками без пощади, других же саблями на улицах и на дороге смертоносно уязвляли. 43) (В Вильне) не токмо на большие уряды, но и на меньшия в цехах старшинства не допущают 44) В 1725 году шляхтич Волковыйский, владетель Кричевской, принадлежащия благочестивым церквам привилегии от священников в городе Кричеве привилегии от священников в городе Кричеве и по деревням того уезда у живущих отобрал, дабы впредь заступать им было нечем 45) В 1727 году, марта 17 числа, униятской ксенз Литвинек, Бреской Литовской Оффициял, на благочестивых Греческаго исповедания людей, которые мимо его монастыря мертвое тело несли, из колокольни на священника и на присутствующих тогда людей каменьем бросал, и всякия обиды и ругательства чинил. 46) В 1728 году, в городе Десне, когда тамошние мещане своим коштом церковь Воскресения Христова хотели в монастыре построить, и лесу уже много на сие приготовили дело; тогда Наместник с хоронгвою, там стоящею пришедши с своими людьми воинскими, стреляя на благочестивых собранных людей и старцов, всех разогнал, и церкви строить не допустил. 47) В 1730 году, апреля в 24 день, ксенз Мартин Домбровской, Подпробощь Бреской, Бреских благочестивых монахов, к погребению с телом умершаго человека идущих, на мосту остановил, и крест у них из рук вырвав изломал, и в реку Мухавец бросил; людей же за телом умершаго идущих мудохать и разгонять велел 48) Тот же ксенз Домбровской благочестивых же духовных особ, к погребению мертваго тела идущих, таким же образом, как и прежде на мосту задержал, не позволяя, дабы оное тело публично, как надлежит, несено было, но ночью , по обыкновению Еврейскому, сия отправлялась церемония 50) В 1731 году Белорусский епископ Арсений Берло из Могилева (от 26 декабря ) доношением представлял: что Шляхта Белорусская всяким образом православным греческаго исповедания людям и ему епископу гонение продолжает чинить, а имянно: b) В 1731 году принадлежащия к кафедре Могилевской пахотныя земли, сенокосныя и лесныя угодия как под самим городом лежащия, так и в воеводстве Мстиславском насильственно у оной отняты c) Перевоз в селе Бородчичах, разстоянием пять верст от Могилева, издревле к кафедре Могилевской принадлежащий, привилегиями Королевскими утвержденный, Староста Минский Завиша насильно отнял и завладел d) В том же 1731 году, в Апреле месяце отпущенныя из Могилева до Горыгорок его Епископа Арсения вещи шляхтич Зенкевич на дороге все разграбил 51) 1766 года в воеводстве Киевском следующия униятами произведены мучительства: a) В Смелом местечке и в уезде вотчины князя Любомирскаго многия церкви отняты, священники иные разбежались, другие взяты под стражу, кованы, мудоханы, до смерти убиты, в тюрьмах содержались, домы их разорены и имение все разграблено b) Того ж уезда Мглеева, тамошней церкви благочестивый прихожанин Данило Кожевник за то, что сосудов церковных попу унияту не дал, был осужден Рейментаром партии Украинской Вороничом на жестокую смерть; живому ему руки смолою и пенькою обверчены и зазжены были, потом голова отрублена, и на кол воткнута, а наконец все тело созжено; ексекуция сия происходила под местечком Олшаною Июля 29 дня. c) В Мошнах местечке с ключем онаго вотчине Радивилова так же все церкви отняты и священство перемучено и разсыпано d) В Таганчах местечке с уездом, в коем тамошним священникам дано розгами от 600 до 800 ударов. f) В Черкесах местечке с уездом князя Сангушки тамошним людям, Унии отрицавшимся, рты раздирали, и били до смерти, от чего несколько и померло g) В местечке Олшаной равным образом священников разогнали унияты, и имение их разграбили h) В Жаботине местечке с уездом князя Любомирскаго, где и монастырь Мотренинский, Сотника Жаботинскаго Харка велев Рейментарь привесть к себе в обоз без всякаго испытаня приказал палачу голову ему отрубить, и отрублена в конюшне Маия последних чисел. К сему наибольше поощрял Оффициал униятский Григорий Мокрицкий с другим Оффициалом Александром Вацковичем, и с братом своим в консистории Радомилской за Оффициала правящим, Василием Мокрицким 52) 1767 года, 20 марта, в изданном в Слуцке Акте Конфедерации шляхетства и мещанства, в Литве живущаго греко-российскаго исповедания и диссидентов a) В 1744 году священник греческой церкви в Голошеве, в графстве Шкловском, Андрей Крушновский, был схвачен среди большей дороги Стольником Минским Антоном Гребницким и увезен силою в его дом, где его каждый день били плетьми и кормили сеном; наконец он принужден был выкупить себя за несколько сот талеров, и сие приключение стоило ему после жизни b) Вопль священника Мочульскаго, убиеннаго среди большей дороги в 1753 году Бирженским униятским попом Рубовичем, доходит до небес и требует мщения d) Сердца наши обливаются еще кровию при виде неслыханных жестокостей и ударов, коими умерщвлен был один из наших священников, именуемый Жогель некоторым Доминиканом Попелем, когда тот шел для исповеди прихожанина больнаго. e) Жестокость действия, случившагося в Мстиславле в 1765 году производит в нас и поныне сострадание, когда 70 дворян греческаго исповедания, противуборствуя усилию миссионеров, принуждавших их к принятию Унии, объявлены были бунтовщиками, и осуждены на уголовную казнь, от коей не инако освободились, как отречением от благочестивой своей веры.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий